Образовательное учреждение |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»
|
Учитель |
Уразалеев Руслан Фаритович
|
Предмет |
Кружок «История развития и традиций казачества»
|
Классы |
7-8
|
Дата проведения
|
10.04.2020 |
Форма проведения
|
Дистанционное занятие. |
Номер занятия
|
54 |
Тема занятия |
Самобытность казачьих пословиц и поговорок
|
Цели
|
Дать представление о паремиях казачьего фольклора Познакомить обучающихся 7-8 классов с самобытными пословицами и поговорками казаков. Научить обучающихся работать с «малыми жанрами фольклора» казаков; видеть в их содержании затаенный глубокий смысл. На основании полученных данных делать выводы либо выдвигать гипотезы.
|
Создать ситуацию успеха на занятии кружка |
Повысить мотивацию изучения истории родного края через казачьи пословицы и поговорки. Способствовать воспитанию человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач.
|
Оснащение
|
Компьютер, скайп, WhatsApp, ВК. Раздаточный материал: выдержки из электронных носителей (материал из Музея археологии и этнографии ОмГУ). Перечень электронных ресурсов: http://ethnography.omsu.ru
|
ХОД ЗАНЯТИЯ
|
|
I. Изучение нового материала.
|
Вступительное слово учителя. Учитель во вступительном слове опирается на знания, полученные на занятиях кружка по истории развития и традиций казачества. |
Вопросы для беседы:
|
- Какие казачьи пословицы и поговорки вам уже известны? Назовите в режиме он-лайн (ВК) (запись) 1-2 примера.
- Какую роль играли «малые жанры фольклора» в жизни казачества? Приведите примеры в режиме он-лайн (ВК) (запись) 1-2 примера.
|
|
Далее учитель дает краткое представление о том, какую роль играли паремии в жизни казачьего общества. Раскрывает цели и задачи изучения народных пословиц, проблемы, которые необходимо решить ученикам и принципы отбора, на которые опираться при записи паремий у людей старшего поколения[1].
|
Темы казачьих пословиц и поговорок |
Учитель раскрывает значение казачьих паремий, указывает к каким разделам уклада казаков они были применимы. Пословицы о патриотизме, о любви к Родине, о мужестве и славе и воинском братстве. Образ семьи в казачьих жанрах фольклора (отец, мать, дети, родня, свояки, аталычество). Служба казака (сборы, проводы в военные лагеря, образ царя, веры и Отечества). Православные традиции в паремиях (образ Богородицы, Николая-угодника, Иоанна Предтечи).
|
Физкультминутка |
- учитель называет пословицы и поговорки и просит обучающихся классифицировать их по разделам (в режиме ВК: микрофон).
|
II. Практическая работа – составление новых вопросников в группах
|
1.Изучение пословиц в парах (поиск казачьих пословиц и поговорок в Сети; опрос бабушек и дедушек). Соотнесение с жанрами фольклора остального русского населения. Поиск контаминаций и параллелей с пословицами и поговорками других народов России, с кем казаки вступали в различные отношения (татары, казахи, башкиры, калмыки, ногайцы). 2. Анализ тем опроса и заполнение группами презентаций.
|
III. Презентация творческого задания, |
Каждая группа озвучивает свои результаты и отправляет в ВК презентации учителю.
|
IV. Выводы. |
Пословицы и поговорки с их разнообразной тематикой играли большую роль в жизни казачьего сословия. Актуальность их в современных условиях объясняется тем, что в них затронуты «вечные» темы человеческого бытия. Главная задача – применение самобытных казачьих пословиц и поговорок учениками в современных условиях бытия с целью возрождения прошлых славных традиций России, казачества в целом. Если вы решили продолжить работу по сбору пословиц и поговорок, то составьте план своей деятельности по работе с родственниками старшего поколения (бабушки и дедушки это самые лучшие информанты). Они прежде всего ваш главный источник.
|
Объявление оценок. |
|
V. Рефлексия. |
Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в ВК учителю. 1. Как я усвоил материал? Получил прочные знания, усвоил материал – 9–10 баллов. Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов. Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов. 2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой? Со всеми заданиями справился сам – 9–10 баллов. Допустил ошибки – 7–8 баллов. Не справился – 4–6 баллов. 3. Как работала группа (пара)? Совместно разбирали и обсуждали задание – 9–10 баллов. Обсуждение было вялым, неинтересным, допускались ошибки – 7–8 баллов. Группа не работало, все идеи предлагал один ученик – 4–6 баллов. 4. Сформулируйте ваше мнение о занятии, ваши пожелания.
|
VI. Нацеливание обучающихся на тему следующего занятия |
|
VII. Домашнее задание:
|
Выбрать время и тему для опроса, поработать с представителями старшего поколения, проанализировать записанные пословицы и поговорки. Результаты можете отправить учителю ВК или WhatsApp.
|
Пословица малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном[2].
Поговорка
краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся. Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам[3].
Материал взят из “Курса дистантного обучения. Московская Русь. Выпуск 2”. МГУ 2004 г.; Энциклопедического словаря. ТЕРРА. 1998 г.; Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в истории. Центр Гуманитарного образования в России. 1995 г.
Другие источники: разработка занятия кружка «Историк-исследователь» по теме «Исторические источники» учителя С.А. Бирюковой[4].
Скачано с www.znanio.ru
[1] с. Троицкое Омского района Омской области было основано в 1919 году донскими казаками. Подавляющее большинство детей, посещающих кружок являются их прямыми потомками.
[2] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/100622: дата обращения: 06.04.2020.
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Поговорка: дата обращения: 06.04.2020.
[4] https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-istoricheskogo-kruzhka-klass-3305229.html: дата обращения: 06.04.2020.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.