Самобытность казачьих пословиц и поговорок (занятие № 54 школьного кружка "История развития и традиций казачества").
Оценка 4.7

Самобытность казачьих пословиц и поговорок (занятие № 54 школьного кружка "История развития и традиций казачества").

Оценка 4.7
doc
11.04.2020
Самобытность казачьих пословиц и поговорок (занятие № 54 школьного кружка "История развития и традиций казачества").
Занятие № 54 кружка История развития и традиций казачества.doc

Образовательное

учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»

 

Учитель

Уразалеев Руслан Фаритович

 

Предмет

Кружок «История развития и традиций казачества»

 

Классы

7-8

 

Дата проведения

 

10.04.2020

Форма проведения

 

Дистанционное занятие.

Номер занятия

 

54

Тема занятия

Самобытность казачьих пословиц и поговорок

 

Цели

 

Дать представление о паремиях казачьего фольклора

Познакомить обучающихся 7-8 классов  с самобытными пословицами и поговорками казаков.

Научить обучающихся работать с «малыми жанрами фольклора» казаков; видеть в их содержании затаенный глубокий смысл. На основании полученных данных делать выводы либо выдвигать гипотезы.

 

Создать ситуацию успеха на занятии кружка

Повысить мотивацию изучения истории родного края через казачьи пословицы и поговорки.

Способствовать воспитанию человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач.

 

 

Оснащение

 

  Компьютер, скайп, WhatsApp, ВК.

  Раздаточный материал: выдержки из электронных носителей (материал из Музея археологии и этнографии ОмГУ).

  Перечень электронных ресурсов: http://ethnography.omsu.ru

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

 

 

I. Изучение нового материала.

 

 

Вступительное слово учителя. Учитель во вступительном слове опирается на знания, полученные на занятиях кружка по истории развития и традиций казачества.

Вопросы для беседы:

 

- Какие казачьи пословицы и поговорки вам уже известны? Назовите в режиме он-лайн (ВК) (запись) 1-2 примера.

 

- Какую роль играли «малые жанры фольклора» в жизни казачества? Приведите примеры в режиме он-лайн (ВК) (запись) 1-2 примера.

 

 

Далее учитель дает краткое представление о том, какую роль играли паремии в жизни казачьего общества.

Раскрывает цели и задачи изучения народных пословиц, проблемы, которые необходимо решить ученикам и принципы отбора, на которые опираться при записи паремий у людей старшего поколения[1].  

 

Темы казачьих пословиц и поговорок

Учитель раскрывает значение казачьих паремий, указывает к каким разделам уклада казаков они были применимы.

Пословицы о патриотизме, о любви к Родине, о мужестве и славе и воинском братстве.

Образ семьи в казачьих жанрах фольклора (отец, мать, дети, родня, свояки, аталычество).

Служба казака (сборы, проводы в военные лагеря, образ царя, веры и Отечества).

Православные традиции в паремиях (образ Богородицы, Николая-угодника, Иоанна Предтечи).

 

Физкультминутка

- учитель называет пословицы и поговорки  и просит обучающихся классифицировать их по разделам (в режиме ВК: микрофон).

 

II. Практическая работа – составление новых вопросников в группах

 

1.Изучение пословиц в парах (поиск казачьих пословиц и поговорок в Сети; опрос бабушек и дедушек).

Соотнесение с жанрами фольклора остального русского населения.

Поиск контаминаций и параллелей с пословицами и поговорками других народов России, с кем казаки вступали в различные отношения (татары, казахи, башкиры, калмыки, ногайцы).

2. Анализ тем опроса и заполнение группами презентаций.

 

III. Презентация творческого задания,

Каждая группа озвучивает свои результаты и отправляет в ВК презентации учителю.

 

IV. Выводы.

Пословицы и поговорки с их разнообразной тематикой играли большую роль в жизни казачьего сословия. Актуальность их в современных условиях объясняется тем, что в них затронуты «вечные» темы человеческого бытия.

Главная задача  – применение самобытных казачьих пословиц и поговорок учениками  в современных условиях бытия с целью возрождения прошлых славных традиций России, казачества в целом.

Если вы решили продолжить работу по сбору пословиц и поговорок, то составьте план своей деятельности по работе  с родственниками старшего поколения  (бабушки и дедушки это самые лучшие информанты). Они прежде всего ваш главный источник.

 

Объявление оценок.

 

V. Рефлексия.

Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в ВК учителю.

1. Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил материал – 9–10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам – 9–10 баллов.

Допустил ошибки – 7–8 баллов.

Не справился – 4–6 баллов.

3. Как работала группа (пара)?

Совместно разбирали и обсуждали задание – 9–10 баллов.

Обсуждение было вялым, неинтересным, допускались ошибки – 7–8 баллов.

Группа не работало, все идеи предлагал один ученик – 4–6 баллов.

4. Сформулируйте ваше мнение о занятии, ваши пожелания.

 

 

VI. Нацеливание обучающихся на тему следующего занятия

 

VII. Домашнее задание:

 

Выбрать время и тему для опроса, поработать с представителями старшего поколения, проанализировать записанные пословицы и поговорки. Результаты можете отправить учителю ВК или WhatsApp.

 

 

 

Пословица малая форма народного поэтического творчестваоблаченная в краткоеритмизованное изречениенесущее обобщённую мысльвыводиносказание с дидактическим уклоном[2].

Поговорка

краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелсяФольклористика относит поговорки к фразеологизмам[3].

Материал взят из “Курса дистантного обучения. Московская Русь. Выпуск 2”. МГУ 2004 г.; Энциклопедического словаря. ТЕРРА. 1998 г.; Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в истории. Центр Гуманитарного образования в России. 1995 г.

Другие источники: разработка занятия кружка «Историк-исследователь» по теме «Исторические источники» учителя С.А. Бирюковой[4].


Скачано с www.znanio.ru



[1] с. Троицкое Омского района Омской области было основано в 1919 году донскими казаками. Подавляющее большинство детей, посещающих кружок являются их прямыми потомками.

[2] https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/100622: дата обращения: 06.04.2020.

 

[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/Поговорка: дата обращения: 06.04.2020.

 

[4] https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-istoricheskogo-kruzhka-klass-3305229.html: дата обращения: 06.04.2020.

 

Образовательное учреждение

Образовательное учреждение

Оснащение Компьютер, скайп,

Оснащение Компьютер, скайп,

Образ семьи в казачьих жанрах фольклора (отец, мать, дети, родня, свояки, аталычество)

Образ семьи в казачьих жанрах фольклора (отец, мать, дети, родня, свояки, аталычество)

V. Рефлексия. Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в

V. Рефлексия. Попробуйте оценить свою работу на занятия по 10-бальной шкале и отправить в

Пословица малая форма народного поэтического творчества , облаченная в краткое , ритмизованное изречение , несущее обобщённую мысль , вывод , иносказание с дидактическим уклоном [1]

Пословица малая форма народного поэтического творчества , облаченная в краткое , ритмизованное изречение , несущее обобщённую мысль , вывод , иносказание с дидактическим уклоном [1]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020