Работа по профориентации в начальной школе.
Шибалова Н.В.
Замалетдинова Г.А.,
учителя начальных классов
МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ» г.Зеленодольска
В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания. База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий ещё задолго до подросткового возраста. Поэтому, в начальной школе профориентационной работе отводится важная роль.
Профориентационные
занятия в начальных классах актуальны, так как возрастные и психологические
особенности младших школьников позволяют уже с 1-го класса проводить
определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с
наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере
обслуживания.
Цели и задачи профориентационной работы в
начальной школе состоят в формировании первых умений и навыков общего труда на
пользу людям, культуры труда, в расширении знаний о производственной
деятельности людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание
значения труда в жизни человека.
Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомлённости ребёнка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.
Учёба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к точным наукам, у других - к гуманитарным предметам, у третьих - склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.
В процессе развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия полицейского, водителя, врача, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
На всех уроках можно использовать пословицы о труде. Например, «Дело мастера боится», «Терпение и труд всё перетрут», «Труд кормит, а лень портит», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Маленькое дело лучше большого безделья».
На уроках математики профессиональная ориентация может осуществляться:
- при выполнении компетентностно - ориентированных заданий:
(Например, профессия «водитель» обсуждается при решении задач на движение; «продавец» – задачи на цену, количество, стоимость; «врач», «пекарь» – при решении задач на производительность и т.д.);
- путём проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи, данной в учебнике, или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.
На уроках литературного чтения можно предложить обсуждение профессий героев прочитанных произведений. Например, при чтении сказки К. Паустовского «Растрёпанный воробей» можно рассмотреть профессии мамы Маши – «балерина» и Петровны – «няня». Также можно построить работу по иллюстрации, например, при чтении рассказа Л. Пантелеева «Честное слово».
На уроках русского языка также есть место элементам профориентации: так во 2 классе подробно рассматривается тема «Состав слова». При изучении таких суффиксов как -щик-, -чик-, -ник-, -тель-, -ист-, -арь- нельзя не коснуться вопроса о профессиях, т.к. слова с данными суффиксами обозначают людей по профессии и роду занятий.
Например, данное задание также способствует развитию связной речи у обучающихся:
- образовать с помощью суффикса название профессии;
- объяснить суть профессии;
- написать (выбрать из предложенных) в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала;
- объяснить значение данной профессии для людей.
При изучении словарных слов можно использовать загадки о профессиях.
Наш
ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан).
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (Библиотекарь)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)
При изучении однокоренных слов можно предложить детям загадки:
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)
В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварёшками в руках. (Повар)
После отгадывания загадок можно по вариантам выписать из них однокоренные слова и выделить корень.
Уроки окружающего мира также вносят определённый вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в 1 классе при изучении темы «Дикие и домашние животные» можно рассмотреть такие редкие профессии как егерь, доярка, ветеринар и т.д. В рамках изучения темы «Природные зоны» (4 класс) можно рассказать о профессиях людей, живущих в определённой природной зоне: например, «Зона арктических пустынь» - полярник; при изучении «Зоны лесов» - профессии лесной отрасли (лесничий, егерь и т.д.). При изучении темы «На службе у человека» младшие школьники усваивают, что получение продуктов - это результат работы людей разных профессий (агрономов, хлеборобов, садоводов, пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.)
При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить либо составить кроссворд (в зависимости от возраста), в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. Также при изучении данной темы можно рассмотреть профессии родителей, совершить экскурсии на места работы родителей.
На уроках ИЗО в зависимости от возраста детям можно предложить нарисовать человека определённой профессии, создать эскиз одежды для людей разных профессий и т.д.
Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом. Можно предложить детям изготовить макет рабочего места человека, предметы труда какой – либо профессии и т.д.
Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи с представителями разных профессий, конкурсы, квесты, выставки, кружки, секции.
Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.
На уроках, классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах.
Например, читая книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии.
1. Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда. (Мэри Поппинс, П. Треверс)
2. Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шёлковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен)
3. Из трех девиц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья? (Поварихой, А.С. Пушкин)
4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино? (Печкин, Э. Успенский)
5. Сказочный ветеринарный врач? (Айболит, К. Чуковский)
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам, как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целую группу игр, объединённых названием «Угадай профессию», например, «Профессия на букву...» (а – актёр, артист, агроном, акушер, астроном, астронавт, аквалангист, …); «Кто использует в работе …?» (иглу или зеркало - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал); «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии …?», «Связана ли работа с общением с людьми?», «Угадай профессию по жестам»).
Знакомство с профессиями можно проводить в форме ролевой игры и не только на классных часах, семейных праздниках, экскурсиях, но и на всех уроках. Время перемен также можно использовать с пользой. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как, например, «Школа», «Библиотека», «Магазин», «Больница». В таких играх, как правило, дидактическая задача интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения). В период пандемии ребята проводят перемены в классном кабинете и здесь есть время заняться подобными играми.
Во время игр дети учатся быть ответственными, серьёзно относиться к поставленным перед ними задачам. Групповые игры по профориентации важны для школьников, поскольку дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры). Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребёнку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии. Профориентация школьников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии.
Для учащихся начальной школы организуются встречи с родителями разных профессий: специалистами ГИБДД, пожарными, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой, стоматологом и т.д. Важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. С этой целью обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии.
В классе можно оформить стенд или уголок профессиональной направленности. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, связанные с профессиями. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был чем-то искусственным, нерабочим.
Экскурсии на предприятия города всегда интересны детям. В проведении экскурсии главное - сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий. Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии. Можно организовать экскурсии в библиотеку, в магазин, в медицинский кабинет, на почту, в музей, на швейное производство.
Также можно проводить мини-лекции о содержании профессии. Лучше всего рассказывать о профессии самому специалисту. Желательно, конечно, вести эту беседу прямо на рабочем месте, но так как сделать это не всегда получается, то мы должны представить эту профессию максимально наглядно. Рассказ о профессии должен длиться не более 5–7 минут, с сопровождением наглядных материалов: фотографий, рисунков, орудий труда и др. Можно представлять рассказ о профессии в форме истории об одном дне специалиста, о его биографии. Но независимо от выбранной формы, лекция должна быть проведена на языке ребёнка начальных классов.
Важны для детей и такие моменты, как:
Одним из направлений профориентационной работы может стать проектная деятельность. Проекты, которые способствуют выбору профессии, решают одновременно и образовательные, и воспитательные задачи и ориентированы на общее развитие личности, на максимальную реализацию интеллектуального, творческого и эмоционального потенциала в будущей профессиональной деятельности. Данные проекты позволяют овладевать школьникам определёнными навыками, которые он сможет использовать в дальнейшем. Проектная деятельность активизирует познавательную деятельность учащихся. Учащиеся в процессе проектной деятельности развиваются, за счёт своих индивидуальных особенностей самореализуются, социализируются, что крайне важно на начальном этапе обучения. Метод проекта позволяет раскрыть особую связь между социумом и ребёнком, показать механизмы взаимодействия с окружающим миром. Участие в ученических проектах по профориентации дает возможность каждому школьнику провести исследования в интересующей его области. Выполняя практическую часть работы, учащиеся имеют возможность попробовать себя в выбранной профессии, провести первые профессиональные пробы.
В начальной школе ребята готовят проекты на различные темы профориентационной направленности, например, «Профессии моих родителей», «Профессии будущего», «Самые необычные профессии» и т.д.
Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придётся ещё не скоро, но важно уже их нацеливать на то, что нужно готовиться к выбору профессии:
- собирать информацию о профессиях,
- наблюдать за трудом взрослых в жизни,
- посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,
- пробовать себя в разных видах деятельности, чтобы понять, что тебе больше всего нравится делать
- и, самое главное, учиться! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.
При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространённым профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности.
Таким образом, одна из целей предпрофильной подготовки - дать ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Разнообразие своего опыта, увлечений, дел позволяет ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Такое самопознание необходимо для того, чтобы будущий подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.
Проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, любви и уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде.
Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Психологические особенности младшего школьника особенно благоприятны для развития у него первых профессиональных интересов, и чем глубже и шире будет осуществляться этот процесс в младших классах, тем эффективнее будет формирование профессионального самоопределения в старших классах.
Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения.
Говоря о профессиях, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, дети приходят к выводу:
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.
Жизнь не стоит на месте: развивается современное производство, появляются новые технологии, новые профессии, новый подход к жизни. Именно поэтому профориентационная работа в начальной школе очень актуальна.
Чем больше профессий будет знакомо ребёнку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора.
Литература
1. Профессиональная ориентация учащихся. /Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико - Принт». - 2004.
2. Дробаха О.В. Профориентация в начальной школе. // Справочник классного руководителя. - 2007.
3. Кузнецова О.Н. «Азбука профориентации»: серия классных часов для младших подростков. // Классный руководитель. - 2008.
4. https://infourok.ru/vystuplenie-na-temu-proforientaciya-v-nachalnyh-klassah-4147623.html
5. https://orpro.ru/proforientaciya-v-nachalnoi-shkole-po-fgos-vneklassnoe-zanyatie-po/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.