Работа психолога по сопровождению учащихся с ОВЗ
Оценка 4.9

Работа психолога по сопровождению учащихся с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
27.01.2020
Работа психолога по сопровождению учащихся с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ (в том числе детей-инвалидов).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по психолого-педагогическому сопровождению

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

 

Александрова О.А. педагог-психолог первой квалификационной категории,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           г. Нижнекамск, 2019 год                              

Оглавление

Введение. 3

Целевой раздел. 3

Пояснительная записка. 3

Цели и задачи реализации Программы.. 3

Планируемые результаты.. 4

Целевые ориентиры.. 4

Система оценки результатов освоения Программы.. 5

Содержательный раздел. 5

Организационный раздел. 5

Материально-техническое обеспечение программы.. 5

Тематическое планирование. 6

Календарно-тематическое планирование. 7

Лист изменений в тематическом планировании. 8

Список использованной литературы.. 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, за последние годы значительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для организации обучения и социализации таких детей и подростков на всех уровнях получения образования сегодня разрабатываются и реализуются адаптированные образовательные программы, ведется сопровождение всех субъектов образования.

По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.

Е.А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослыхвобразовательнойситуации, психологическогои психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ (том числе детей-инвалидов)педагогов-психологов МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТпозволяет решить задач связанные с определением содержания и методовкоррекционного воздействия на ребенка, индивидуализации коррекционных программ, сопровождения ребенка в рамках рекомендованнойПМПК адаптированной образовательной программы; обучить родителей приемам общения с ребенком, элементарным знаниям об особенностях развития ребенка, навыкам коррекционно-развивающего воздействия на ребенка, выработать систему поощрений в семье для закрепления положительных эффектов в развитии ребенка.

 

 

Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (том числе детей-инвалидов)»(далее Программа) разработана на основе примерных программ предложенных в рамках Коллегии от 10.11.2014 года №ПК-6вн Министерством образования и науки РФ, методических рекомендаций по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи от 10.02.2015 №ВК-268/07;  методических рекомендации «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» от 23 мая 2016 г. №ВК – 1074/07; Приказа Об утверждении ФГОС НООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  от 03.02.2015 года№1598; методических рекомендаций для специалистов ПМПК. – ГБУ Новосибирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», 2015 года; методических рекомендаций для специалистов по сопровождению изложенных в курсе лекций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Психологические особенности проблемных детей», 2008 год.

Цели и задачи реализации Программы

Целью данной Программы являетсяопределение путей и направлений развивающей и коррекционной работы вотношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Основные задачи:

-        выявление актуального и ближайшего уровней развития ребенка,

-        определением содержания и методовкоррекционного воздействия на ребенка,

-        проектирование коррекционно-развивающей программы (исходя из результатов
психодиагностического исследования)в рамках рекомендованнойПМПК адаптированной образовательной программы,

-        выявление ресурсного потенциала обучающегося,

-        обучение родителей приемам общения с ребенком,

-        расширение знаний родителей об особенностях развития ребенка,

-        обучение родителей навыкам коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в домашних условиях,

-        выработать систему поощрений в семье для закрепления положительных эффектов в развитии ребенка. 

Поставленные цели и задачи реализуются через разнообразные формы деятельности:

-        игровую,

-        образовательную,

-        коммуникативную,

-        познавательную,

-        проектно-практическую,

-        продуктивную,

-        операционную.

 

 

Планируемые результаты

Сформулированные планируемые результаты освоения Программы являются обобщёнными для детей различных возрастных групп с различными ограничениями возможностей здоровья и для их родителей.

Целевые ориентиры

Личностные результаты освоения Программы:

-        стабилизация эмоционального состояния;

-        снижение уровня тревожности;

-        формирование потребности в новом знании

-        повышение уровня родительской компетенции;

-        развитие самостоятельности;

-        развитие навыков коммуникации;

-        повышение самооценки.

Метапредметные результаты освоения Программы:

-        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности;

-        формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

-        повышение стремления выражать свои потребности в доступной для общения форме, снижение количества конфликтов, разрешаемых "силовым" способом;

-        осознанноепостроение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации,

-        повышение познавательного интереса и готовности к взаимодействию со взрослыми.

Предметные результаты освоения Программы:

-        повышение уровня развития психических процессов (внимания, памяти, мышления,
пространственных и временных представлений), создающих основу для успешного обучения;

-        расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей адекватно ситуации и стилю общения;

-        формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать сложившуюся ситуацию в общении, осознавать картину мира на уровне эмоционального и интеллектуального осмысления;

-        приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем.

Система оценки результатов освоения Программы

Оценка результатов освоения ребенком Программы проводится по номинальной шкале:

1.    Высокий результат освоения - определены пути и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2.    Средний результат освоения  - определены отдельные пути и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

3.    Низкий результат освоения - пути и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья не определены.

 

 

Содержательный раздел

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (том числе детей-инвалидов)»носит коррекционно-диагностическую направленность.На занятия зачисляются дети прошедшие ПМПК с ограниченными возможностями здоровья и имеющие различные уровни развития познавательной сферы, которые в силу разных обстоятельств не выполняют рекомендации ПМПК (недостаточная компетенция специалистов ОО). Занятия проводятся индивидуально в присутствии родителей, которые включены в обучающий игровой ход занятия и деятельность ребенка.

Продолжительность занятий определяется тяжестью и характером дефекта от 20 до 40 минут с ребенком и 15-20 минут с родителями (обсуждение эффектов занятия, достижений ребенка и его проблемных зон, обучение родителей приемам закрепления положительных эффектов в домашних условиях). Тематический план для обучающихся зачисленных на занятия по Программе состоит из 9 занятий с периодичностью 2 раз в неделю.Программа может включать в себя не все занятия, но обязательно включать все темы.В зависимости от анализа выявленных проблем ребенка, его ограничений в здоровье, желания обучающихся и их родителей. На этапе формулировки и моделировании путей и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья педагог-психолог проводит работу самостоятельно на основе запроса первичного консультирования и полученных данных входе коррекционно-диагностической работы с ребенком. Итоговое занятие проводится с родителем. 

 

 

Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы

Техническое обеспечение:

-        кабинет, отвечающий нормам СанПиН,

-        ноутбук,

-        материалы и оборудование для коррекционно-диагностических занятий.

Учебно-методический комплект:

-        пакеты диагностических методик для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом ПМПК для различных возрастных групп, скомплектованные ГБУ Новосибирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», 2015 год;

-        календарно-тематическое планирование,

-        наглядно-дидактические пособия;

-        материалы для практической  индивидуальной работы.

Учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом образовании.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Основные формы деятельности

Материалы и оборудование

1.                    

Первичная консультация

 

1

Коммуникативная, игровая, индивидуальная, парная

Протокол индивидуальной консультации,листы для регистрации ответов, бумага А4, цветные карандаши, простой карандаш,  игрушки по возрасту

2.                    

Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера)

2

Игровая, образовательная, коммуникативная, познавательная, проектно-практическая, продуктивная,операционная

 

Пакет диагностических материалов, бланки фиксации результатов, бумага А4, цветные карандаши, простой карандаш

3.                    

Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера)

2

Игровая, образовательная, коммуникативная, познавательная, проектно-практическая, продуктивная,операционная

 

Пакет диагностических материалов, бланки фиксации результатов, бумага А4, цветные карандаши, простой карандаш

4.                    

Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера)

2

Игровая, образовательная, коммуникативная, познавательная, проектно-практическая, продуктивная,операционная

 

Пакет диагностических материалов, бланки фиксации результатов, бумага А4, цветные карандаши, простой карандаш

5.                    

Формулировка и моделированиепутей и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья

1

Проектно-практическая, продуктивная,операционная

 

Ноутбук, бумага А4, простой карандаш,  ручка

6.                    

Итоговое занятие

1

Обсуждение, проектная и парная деятельность.

Ноутбук, бумага А4, простой карандаш,  ручка

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

1.               

Первичная консультация

1

 

 

2.               

Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) - 1

1

 

 

3.               

Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) - 2

1

 

 

4.               

Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) - 1

1

 

 

5.               

Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) - 2

1

 

 

6.               

Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) - 1

1

 

 

7.               

Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) - 2

1

 

 

8.               

Формулировка и моделирование путей и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья

1

 

 

9.               

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

1.        

Первичная консультация

1

 

 

2.               

Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) - 1

1

 

 

3.               

Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) - 2

1

 

 

4.               

Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) - 1

1

 

 

5.               

Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) - 2

1

 

 

6.               

Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) - 1

1

 

 

7.               

Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) - 2

1

 

 

8.               

Формулировка и моделирование путей и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья

1

 

 

9.               

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

 

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.    Википедия Свободная энциклопедия. – Измерительные шкалы. – https://ru.wikipedia.org/wiki/

2.    Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий.- М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. (электронный вариант)

3.    Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Мтодические рекомендации для специалистов ПМПК. – ГБУ Новосибирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», 2015 год

4.    СемагоН., Семаго М. Психологические особенности проблемных детей. Курс лекций. // Школьный психолог, №№ 17- 24, 2008. (электронный вариант)

5.    Студопедия Ваша школопедия. – Понитие психолого-педагогического сопровождения. – htps://studopedia.ru/9_78195_ponyatie-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya.html

 

Нормативно-правовые документы

1.    Методические рекомендации «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» от 23 мая 2016 г. №ВК – 1074/07.

2.    Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

3.    Приказа Об утверждении ФГОС НООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  от 03.02.2015 года№1598..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Работа психолога по сопровождению учащихся с ОВЗ

Работа психолога по сопровождению учащихся с ОВЗ

Введение По данным Министерства образования и науки

Введение По данным Министерства образования и науки

ПМПК адаптированной образовательной программы, - выявление ресурсного потенциала обучающегося, - обучение родителей приемам общения с ребенком, - расширение знаний родителей об особенностях развития ребенка, -…

ПМПК адаптированной образовательной программы, - выявление ресурсного потенциала обучающегося, - обучение родителей приемам общения с ребенком, - расширение знаний родителей об особенностях развития ребенка, -…

Система оценки результатов освоения

Система оценки результатов освоения

Учебно-методический комплект: - пакеты диагностических методик для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом

Учебно-методический комплект: - пакеты диагностических методик для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Лист изменений в тематическом планировании № записи

Лист изменений в тематическом планировании № записи

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020