|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Александрова О.А. педагог-психолог первой квалификационной категории,
г. Нижнекамск, 2019 год
Оглавление
Введение. 3
Целевой раздел. 3
Пояснительная записка. 3
Цели и задачи реализации Программы.. 3
Планируемые результаты.. 4
Целевые ориентиры.. 4
Система оценки результатов освоения Программы.. 5
Содержательный раздел. 5
Организационный раздел. 5
Материально-техническое обеспечение программы.. 5
Тематическое планирование. 6
Календарно-тематическое планирование. 7
Лист изменений в тематическом планировании. 8
Список использованной литературы.. 9
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, за последние годы значительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для организации обучения и социализации таких детей и подростков на всех уровнях получения образования сегодня разрабатываются и реализуются адаптированные образовательные программы, ведется сопровождение всех субъектов образования.
По мнению М.Р. Битяновой, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Е.А. Козырева считает, что сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослыхвобразовательнойситуации, психологическогои психического развития ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.
По мнению М.И. Рожкова, сопровождение в психолого-педагогическом смысле чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ (том числе детей-инвалидов)педагогов-психологов МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТпозволяет решить задач связанные с определением содержания и методовкоррекционного воздействия на ребенка, индивидуализации коррекционных программ, сопровождения ребенка в рамках рекомендованнойПМПК адаптированной образовательной программы; обучить родителей приемам общения с ребенком, элементарным знаниям об особенностях развития ребенка, навыкам коррекционно-развивающего воздействия на ребенка, выработать систему поощрений в семье для закрепления положительных эффектов в развитии ребенка.
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (том числе детей-инвалидов)»(далее Программа) разработана на основе примерных программ предложенных в рамках Коллегии от 10.11.2014 года №ПК-6вн Министерством образования и науки РФ, методических рекомендаций по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи от 10.02.2015 №ВК-268/07; методических рекомендации «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» от 23 мая 2016 г. №ВК – 1074/07; Приказа Об утверждении ФГОС НООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 03.02.2015 года№1598; методических рекомендаций для специалистов ПМПК. – ГБУ Новосибирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», 2015 года; методических рекомендаций для специалистов по сопровождению изложенных в курсе лекций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Психологические особенности проблемных детей», 2008 год.
Целью данной Программы являетсяопределение путей и направлений развивающей и коррекционной работы вотношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи:
- выявление актуального и ближайшего уровней развития ребенка,
- определением содержания и методовкоррекционного воздействия на ребенка,
-
проектирование коррекционно-развивающей программы (исходя из
результатов
психодиагностического исследования)в рамках рекомендованнойПМПК адаптированной образовательной
программы,
- выявление ресурсного потенциала обучающегося,
- обучение родителей приемам общения с ребенком,
- расширение знаний родителей об особенностях развития ребенка,
- обучение родителей навыкам коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в домашних условиях,
- выработать систему поощрений в семье для закрепления положительных эффектов в развитии ребенка.
Поставленные цели и задачи реализуются через разнообразные формы деятельности:
- игровую,
- образовательную,
- коммуникативную,
- познавательную,
- проектно-практическую,
- продуктивную,
- операционную.
Сформулированные планируемые результаты освоения Программы являются обобщёнными для детей различных возрастных групп с различными ограничениями возможностей здоровья и для их родителей.
Личностные результаты освоения Программы:
- стабилизация эмоционального состояния;
- снижение уровня тревожности;
- формирование потребности в новом знании
- повышение уровня родительской компетенции;
- развитие самостоятельности;
- развитие навыков коммуникации;
- повышение самооценки.
Метапредметные результаты освоения Программы:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- повышение стремления выражать свои потребности в доступной для общения форме, снижение количества конфликтов, разрешаемых "силовым" способом;
- осознанноепостроение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации,
- повышение познавательного интереса и готовности к взаимодействию со взрослыми.
Предметные результаты освоения Программы:
-
повышение уровня развития психических процессов (внимания,
памяти, мышления,
пространственных и временных представлений), создающих основу для успешного
обучения;
- расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей адекватно ситуации и стилю общения;
- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать сложившуюся ситуацию в общении, осознавать картину мира на уровне эмоционального и интеллектуального осмысления;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем.
Оценка результатов освоения ребенком Программы проводится по номинальной шкале:
1. Высокий результат освоения - определены пути и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Средний результат освоения - определены отдельные пути и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Низкий результат освоения - пути и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья не определены.
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (том числе детей-инвалидов)»носит коррекционно-диагностическую направленность.На занятия зачисляются дети прошедшие ПМПК с ограниченными возможностями здоровья и имеющие различные уровни развития познавательной сферы, которые в силу разных обстоятельств не выполняют рекомендации ПМПК (недостаточная компетенция специалистов ОО). Занятия проводятся индивидуально в присутствии родителей, которые включены в обучающий игровой ход занятия и деятельность ребенка.
Продолжительность занятий определяется тяжестью и характером дефекта от 20 до 40 минут с ребенком и 15-20 минут с родителями (обсуждение эффектов занятия, достижений ребенка и его проблемных зон, обучение родителей приемам закрепления положительных эффектов в домашних условиях). Тематический план для обучающихся зачисленных на занятия по Программе состоит из 9 занятий с периодичностью 2 раз в неделю.Программа может включать в себя не все занятия, но обязательно включать все темы.В зависимости от анализа выявленных проблем ребенка, его ограничений в здоровье, желания обучающихся и их родителей. На этапе формулировки и моделировании путей и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья педагог-психолог проводит работу самостоятельно на основе запроса первичного консультирования и полученных данных входе коррекционно-диагностической работы с ребенком. Итоговое занятие проводится с родителем.
Техническое обеспечение:
- кабинет, отвечающий нормам СанПиН,
- ноутбук,
- материалы и оборудование для коррекционно-диагностических занятий.
Учебно-методический комплект:
- пакеты диагностических методик для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом ПМПК для различных возрастных групп, скомплектованные ГБУ Новосибирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», 2015 год;
- календарно-тематическое планирование,
- наглядно-дидактические пособия;
- материалы для практической индивидуальной работы.
Учебно-методическое обеспечение Программы является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности, отражающим современные достижения и тенденции в отечественном и мировом образовании.
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Основные формы деятельности |
Материалы и оборудование |
1. |
Первичная консультация
|
1 |
Коммуникативная, игровая, индивидуальная, парная |
Протокол индивидуальной консультации,листы для регистрации ответов, бумага А4, цветные карандаши, простой карандаш, игрушки по возрасту |
2. |
Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) |
2 |
Игровая, образовательная, коммуникативная, познавательная, проектно-практическая, продуктивная,операционная
|
Пакет диагностических материалов, бланки фиксации результатов, бумага А4, цветные карандаши, простой карандаш |
3. |
Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) |
2 |
Игровая, образовательная, коммуникативная, познавательная, проектно-практическая, продуктивная,операционная
|
Пакет диагностических материалов, бланки фиксации результатов, бумага А4, цветные карандаши, простой карандаш |
4. |
Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) |
2 |
Игровая, образовательная, коммуникативная, познавательная, проектно-практическая, продуктивная,операционная
|
Пакет диагностических материалов, бланки фиксации результатов, бумага А4, цветные карандаши, простой карандаш |
5. |
Формулировка и моделированиепутей и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
Проектно-практическая, продуктивная,операционная
|
Ноутбук, бумага А4, простой карандаш, ручка |
6. |
Итоговое занятие |
1 |
Обсуждение, проектная и парная деятельность. |
Ноутбук, бумага А4, простой карандаш, ручка |
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
1. |
Первичная консультация |
1 |
|
|
2. |
Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) - 1 |
1 |
|
|
3. |
Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) - 2 |
1 |
|
|
4. |
Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) - 1 |
1 |
|
|
5. |
Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) - 2 |
1 |
|
|
6. |
Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) - 1 |
1 |
|
|
7. |
Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) - 2 |
1 |
|
|
8. |
Формулировка и моделирование путей и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
|
|
9. |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
1. |
Первичная консультация |
1 |
|
|
2. |
Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) - 1 |
1 |
|
|
3. |
Диагностика и коррекция произвольной регуляции психической активности (регуляторно-волевая сфера) - 2 |
1 |
|
|
4. |
Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) - 1 |
1 |
|
|
5. |
Диагностика и коррекция пространственно-временных представлений (когнитивная сфера) - 2 |
1 |
|
|
6. |
Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) - 1 |
1 |
|
|
7. |
Диагностика и коррекция аффективной организации поведения и сознания (аффективно-эмоциональная сфера) - 2 |
1 |
|
|
8. |
Формулировка и моделирование путей и направления развивающей и коррекционной работы в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
1 |
|
|
9. |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
№ записи |
Дата |
Изменения внесенные в КТП |
Причина |
Согласование с зам. директора по УР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Википедия Свободная энциклопедия. – Измерительные шкалы. – https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий.- М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. (электронный вариант)
3. Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Мтодические рекомендации для специалистов ПМПК. – ГБУ Новосибирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования», 2015 год
4. СемагоН., Семаго М. Психологические особенности проблемных детей. Курс лекций. // Школьный психолог, №№ 17- 24, 2008. (электронный вариант)
5. Студопедия Ваша школопедия. – Понитие психолого-педагогического сопровождения. – htps://studopedia.ru/9_78195_ponyatie-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya.html
Нормативно-правовые документы
1. Методические рекомендации «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» от 23 мая 2016 г. №ВК – 1074/07.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
3. Приказа Об утверждении ФГОС НООО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 03.02.2015 года№1598..
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.