Работа региональной инновационной площадки
«Развитие кадрового потенциала как условие формирования инклюзивного образования в регионе»
Сегодня проблема инклюзивного образования является актуальной. Ежегодно число учащихся, которым требуется особые образовательные условия, постоянно растет. Инклюзивное образование, кроме решения задач в сфере образования, в большей степени способствует улучшению качества жизни общества. Поддерживая идею инклюзивного образования, реализуя внедрение инклюзивной практики. При этом одной из важных задач является задача создания устойчивой, развивающейся, эффективно действующей системы психолого - педагогического сопровождения инклюзивного обучения в образовательном учреждении.
С 2016г ОУ является участником сетевого проекта «Развитие кадрового потенциала как условие формирования инклюзивного образования в регионе» , целью которого является:
Разработка и реализация модели непрерывного образования специалистов по развитию их профессиональной компетентности для работы в условиях инклюзивного образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:
1.Анализ и сравнение отечественного и зарубежного опыта подготовки кадров для реализации инклюзивного образования.
2.Разработка и реализация модели непрерывного образования, обеспечивающей подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в сфере инклюзивного образования.
3.Определение комплекса условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности всех специалистов в сфере инклюзивного образования и их социально – культурную интеграцию.
4.Обеспечение организационного и информационно – методического сопровождения участников сферы инклюзивного образования.
5.Обобщение опыта работы специальных коррекционных образовательных учреждений по использованию особых средств обучения и воспитания, и внедрению их в педагогическую практику ОУ.
Периоды и этапы реализации Проекта 2016-2020гг
1 этап – подготовительный
2016г. – 2017г.Анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки кадров для реализации инклюзивного образования, анализ имеющегося опыта работы и проблем организации инклюзивного образования на региональном уровне, организация и проведение диагностики профессиональных затруднений по проблемам инклюзивного образования, определение участников проекта, разработка и реализация проекта, нормативно правовой базы реализации проекта.
2 этап – формирующий
2017г. – 2019г. Определение комплекса условий, обеспечивающих повышение профессиональной компетентности всех участников инклюзивного образования и их социально – культурную интеграцию, разработка программно – методического и учебно – методического ресурса, реализация плана мероприятий по основным направлениям реализации проекта, осуществление мониторинга реализации проекта и коррекция плана мероприятий.
3 этап –обобщающий
2019г. – 2020г. Обобщение опыта работы по использованию специальных средств обучения и воспитания и внедрению их в педагогическую практику, разработка учебно – методических материалов для организации практической деятельности, распространение опыта работы по проблемам инклюзивного образования.
В рамках работы ОУ в режиме сетевого инновационного проекта для реализации программы созданы нормативно-правовая база и следующие локальные акты:
· Приказ об организации инклюзивного образования в школе
· Приказ о ПМПК школы
· Приказ об утверждении Положения об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
· Приказ о создании творческой группы по реализации Плана мероприятий обучения детей с ограниченными возможностями.
· Приказ об организации обучения детей-инвалидов на дому
· Положения об инклюзивном образовании в общеобразовательной школе
· Положение об обучении детей-инвалидов на дому
· Положение о текущем контроле и системе оценивания детей с ОВЗ
· Положение о порядке разработки, утверждения и реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ
· Положение о ПМПК школы
· Паспорт доступности
· Положение о приеме обучающихся в 1-й класс, в том числе детей с ОВЗ.
Работа по реализации Плана мероприятий заключается в следующем:
· Проведено совещание при директоре по реализации Плана мероприятий инклюзивного образования на 2016 - 2020уч. г. и созданию условий инклюзивного образования в соответствии с определенными категориями нарушений детей с ОВЗ.
· Проведено анкетирование педагогов по теме «Готовность работы педагогов в ФГОС для детей с ОВЗ» 2017г.
· Проведен педагогический совет школы по организации работы с детьми с ОВЗ 2018г.
· Организованы индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ 20017г. – 2020г.
· Педагоги школы продолжают быть активными участниками в региональных, муниципальных мероприятиях, посвященных вопросам реализации инклюзивного образования, проведены мероприятия, посвящённые Международному Дню инвалидов, уроки толерантности и уроки доброты.
· Участвовали в семинарах, научно-практических конференциях, вебинарах по вопросам обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ по теме «Психолого-педагогическое сопровождении детей с ОВЗ».
· Обеспечили индивидуальной психолого-педагогической и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями.
· Сформирована рабочая группа по созданию образовательного пространства, в которую вошли учителя предметники, администрация ОУ и специалисты.
· Для обучающихся с ОВЗ подготовлен адаптированный УМК. Приобретены учебники по обязательным предметам в соответствии с федеральными перечнями для детей-инвалидов. Приобретена учебно-методическая литература и пособия для реализации основной образовательной программы.
· Разработаны методические рекомендации и памятки по решению социально-психолого-педагогических проблем.
· Создан банк данных детей ОВЗ и детей-инвалидов, который системно обновляется. В 2016 г. в банке данных детей с ОВЗ и детей инвалидов было 15 человек, в 2020г. 19человек.
· Созданы диагностические материалы для детей ОВЗ, для каждого ребенка разработаны коррекционно - развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей, а также на основе ИПРА и разработаны мероприятия направленные на социализацию и реабилитацию детей-инвалидов.
· Для каждого ребенка с ОВЗ разработан индивидуальный образовательный маршрут по сопровождению.
· Внеурочная деятельность для детей ОВЗ проходит совместно с нормально развивающимися детьми и по возможности корректируется с учетом индивидуальных особенностей детей. Организованы консультационные дни для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ.
В рамках реализации инновационной деятельности педагоги ОУ нередко обращаются за рекомендациями по разработке рабочих программ, по психологическим особенностям данной категории детей к педагогу - психологу, учителю-логопеду, тьютору. По плану работы инновационной площадки в 2016 – 2017 учебном году, проведен мониторинг готовности ОУ к оказанию инклюзивного образования, который показал, что образовательное учреждение может в полной мере осуществлять инклюзивное образование:
· ОУ имеет хорошую материальную базу.
· В штате ОУ имеются специалисты: педагог-психолог, учитель - логопед, социальный педагог, тьютор.
· Организованы курсы повышения квалификации для педагогических работников, осуществляющих образовательный и воспитательный процессы с детьми с особыми образовательными потребностями (9 чел. по теме «Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья» 36ч. г.Курган ГАОУ ДПО ИРОСТ, 1 чел. по теме «Специальные знания, способствующие эффективной реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» 108ч. г.Москва «Центр онлайн – обучения Нетология – групп»).
· Установлено специальное оборудование в рамках программы «Доступная среда».
· Наличие в школе комнаты релаксации, наличие приспособлений для перемещения детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, достаточная оснащенность коррекционным и развивающим оборудованием, кабинета логопеда, кабинета психолога.
· Успешно реализуются различные формы интеграции, разработана система диагностики, технология составления индивидуальных маршрутов развития, наличие коррекционно – развивающих программ.
· Обобщен опыт работы педагогов по реализации Плана мероприятий региональной инновационной площадки на различных уровнях:
2017г. выступление на августовской конференции директора школы «Организация инклюзивного образования в ОУ 2018г. публикация в научно – практическом журнале «Педагогическое Зауралье» №1(88) статья «Инклюзивная школа – школа для всех», 2019г. №3 статья «Наша новая школа» учитель – логопед 2019г. выступление на заседании районного Родительского совета для родителей воспитывающих детей с ОВЗ «Работа семейного клуба «Мы вместе» учитель – логопед 2019г. на августовской конференции оформление методической выставки «Инновационные технологии используемые педагогами школы в рамках сетевого проекта инклюзивного образования».
Анализируя усвоение образовательной программы обучающимися с ОВЗ, можно сделать выводы о том, что все учащиеся освоили образовательную программу в полном объеме. В результате проведенных мероприятий повысился уровень компетенции педагогов, работающих в образовательном учреждении, в том числе, часть педагогов прошла курсы повышения квалификации, обновилось и пополнилось материально-техническое обеспечение, создана модель для обмена опытом. Работа площадки содействовала выявлению и обеспечению дальнейшего развития и инклюзивного обучения детей с ОВЗ, повышение уровня общеучебных умений и навыков выпускников школы, стабильные положительные результаты ГВЭ выпускниками школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.