Непрерывный рост количества информации, которая поступает к ребенку – одно из особенностей современного образования. Помочь разобраться в этом разнообразии – приоритетная задача учителя. Если эта задача выполняется, то ребенок умеет анализировать, учится понимать, где материал достоверный, а где изложены неверные факты или им дается неправильная интерпретация.
Основным источникам информации для современного школьника являются тексты, независимо от формы, в которой они представлены, в печатном или электронном виде. В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, читая текст, ребенок должен уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение, то-есть читать, понимая смысл текста. Так же в Примерной основной образовательной программе ОУ описываются планируемые результаты освоения этой программы и, в частности, говорится о том, что «В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии». Для развития этих умений у детей помогает технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Критическое мышление позволяет человеку быстро принимать правильные решения, эффективно работать над поставленными задачами, верно оценивать свои сильные и слабые стороны, адаптироваться к новым ситуациям. Оно развивает коммуникативные, речевые, социальные компетенции, формирует раскрытие личности, способной оценивать себя и окружающий мир, обладающей особым мировосприятием, основанным на личностных качествах.
Критическое мышление необходимо формировать постепенно, поэтому технология РКМЧП состоит из трех стадий: вызова, осмысления и рефлексии.
Первая стадия – стадия вызова. С вызова нередко начинается и проблемное обучение. Этот этап направлен на актуализацию и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, вследствие чего у учащихся формируется мотив и цели обучения. Именно это является стимулом для развития критического мышления. Все имеющиеся знания по теме урока на данном этапе учащиеся пропускают через призму своих целей и собственных вопросов.
Вторая стадия называется осмысление содержания. На этой стадии необходимо создать устойчивую мотивацию ученика на активное получение новой информации с последующей ее систематизацией. В процессе такой работы ученики учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять логические операции. Главная задача учителя на данной стадии заключается в том, чтобы с помощью различных приемов развития критического мышления помочь ученикам отследить сам процесс познания и понимания.
Стадия рефлексии является заключительной в развитии критического мышления. Организация работы обучающихся на данном этапе направлена на целостное осмысление и присвоение информации, выработку собственного мнения к изучаемому материалу, анализ процесса изучения материала.
Уроки с применением технологии развития критического мышления отличаются от традиционного обучения. Ученики не просто сидят, слушая учителя, а активно работают, становясь главными действующими лицами на уроке, они думают, вспоминают, делятся своими мыслями друг с другом. Для такого обучения существует большое многообразие приемов, которые помогают активизировать работу обучающихся и позволяют учащимся стать более самостоятельными, мыслить, анализируя информацию, ответственно и творчески относиться к учебной деятельности.
Каждой стадии данной технологии целесообразно использовать определенные приемы критического мышления.
Стадия |
Приемы |
Стадия вызова |
«Что впереди?» «Нестандартный вход в урок» «Необъявленная тема» «Учебный мозговой штурм» «Корзина» идей, понятий, имен. «Верные и неверные утверждения» «Ключевые слова» Кластер Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» (ЗХУ) «Бортовой журнал» Ассоциации «Карта познания» Двучастный дневник |
Стадия осмысления |
«Понятийное колесо» «Древо предсказаний» «Лови ошибку» Диаграмма Венна «Перепутанные цепочки» «Перекрестная дискуссия» «Фишбоун» «Крестики-нолики» Технология ПОПС «Ромашка Блума» «ИНСЕРТ» |
Стадия рефлексии |
«Смысловой ряд» «Снежный ком» «Азбука слов» Фактологический вопрос Написание эссе Письмо в будущее РАФТ (Р – роль, А – аудитория, Ф – форма, Т – тема) «Синквейн» |
Для эффективного развития критического мышления обучающихся с использованием научно-популярных текстов на уроках биологии можно предложить следующие рекомендации:
- при подборе текста необходимо учитывать возрастные, психофизические и индивидуальные особенности и возможности обучающихся (непонимание сложных терминов, неумение сидеть и читать долго большие тексты, степень развитости мышления);
- на уроке необходимо создавать ситуации успеха, поэтому задания к тексту должны быть составлены таким образом, чтобы, хотя бы частично, с ними мог справиться даже самый слабый ученик;
- при выборе текстов необходимо оценивать их познавательную ценность и научность содержания;
- предпочтение следует отдавать практико-ориентированным заданиям, с решением которых обучающиеся могут столкнуться в реальной жизни;
- работу по формированию критического мышления следует проводить систематически, чтобы не утрачивать полученные достижения;
- использование разнообразных приемов по формированию критического мышления поддерживает интерес как к данной форме работы, так и к предмету в целом.
Текст к уроку «Зоны (участки) корня»
Зоны корня растения
Зоны корня – это разные части корня по длине, выполняющие разные функции и характеризующиеся определенными морфологическими особенностями.
Корневой чехлик
Кончик корня защищен корневым чехликом. Он отсутствует лишь у некоторых водных растений и паразитов. Чехлик состоит из живых клеток и постоянно обновляется. Клетки корневого чехлика образуют слизь, покрывающую поверхность молодого корня, благодаря чему снижается его трение о почву.
Зона деления корня
Зона деления находится под корневым чехликом. Ее размер около 1 мм. В этой зоне клетки постоянно делятся. Клетки зоны деления мелкие, находятся близко друг к другу, их ядра достаточно большие, а цитоплазма густая. Вместе они составляют образовательную ткань.
Зона роста корня
Выше зоны деления находится зона роста корня, составляющая в длину несколько миллиметров. Иногда эту зону называют зоной растяжения. В ней клетки почти не делятся, а сильно растягиваются (растут) вдоль оси корня, проталкивая его кончик вглубь почвы.
Зона всасывания корня
Зона всасывания находится над зоной роста, обычно ее длина более сантиметра. Здесь у каждой поверхностной клетки образуется вырост, который называют корневым волоском. Корневые волоски можно увидеть невооруженным глазом у проростков многих растений. Все вместе они выглядят как пушок, состоящий из беловатых тонких волосков. Каждый волосок обычно в длину не более 1 см. Название этой зоны несет ее функцию.
Зона проведения корня
Выше зоны всасывания, там, где исчезают корневые волоски, начинается зона проведения, которая простирается вдоль всей остальной части корня. По ней вода и растворы солей, поглощенные корнем, транспортируются в вышележащие органы растения. Строение этой зоны на разных ее участках неодинаково.
Приемы работы с текстом
Текст «Зоны корня растения» используется на уроке «Зоны (участки) корня». Работа с текстом проводится на поисково-исследовательском этапе. Предварительно на стадии вызова можно использовать прием «Что дальше?», где обучающиеся по заголовку текста должны спрогнозировать, какие бывают зоны корня и обосновать свои предположения.
Далее на стадии осмысления предлагается использовать прием «Кластер». Для этого класс необходимо поделить на пять групп по числу зон корня. Каждая группа составляет свой элемент кластера по одному из фрагментов текста. На доске в это время появляется ядро кластера: надпись «Зона корня» и пять радиальных стрелок от центра. По мере готовности каждой группы происходит заполнение общего кластера. Параллельно учащимся предлагается выполнить соответствующую работу в тетради.
Рисунок 1. Пример кластера по тексту «Зоны корня растения»
На стадии рефлексии можно предложить работу в парах. Сначала каждый индивидуально составляет рассказ по теме, с опорой на кластер. Далее учащиеся рассказывают свой вариант текста в парах друг другу. Подобная работа позволит максимально эффективно отработать теоретический материал и будет способствовать его запоминанию.
Текст к уроку «Внешнее строение листа»
Внешнее строение листа
Лист – боковой вегетативный орган высших растений. Листья выполняют следующие функции: фотосинтез, испарение воды – транспирацию, дыхание и вегетативное размножение, запасание питательных веществ. Лист состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка.
У некоторых растений у основания черешка образуются выросты – прилистники. Обычно листья прикрепляются к стеблю при помощи черешков. У отдельных растений листья бывают сидячими. Сидячие листья прикрепляются к ветке нижними частями листовых пластинок.
Растения с черешковыми листьями распространены широко, например, яблоня, абрикос, груша, тополь, орех, инжир, виноград, дыня и другие фруктовые и овощные культуры. Но такие растения, как тюльпан, лук, ирис, пшеница, кукуруза, ячмень, рис и другие имеют сидячие листья.
В пластинках листа располагаются сосудисто-волокнистые пучки-жилки. Распределение жилок называется жилкованием.
Двудольным растениям свойственно сетчатое (перистое) и пальчатое жилкование. Это особенно хорошо видно у листьев тополя, абрикоса, шелковицы, груши, мяты и т.д.
У однодольных растений – пшеницы, ячменя, кукурузы, сорго, тюльпана – параллельное или дуговое жилкование.
Вода и растворенные в ней питательные вещества по жилкам поступают в листья, а органические вещества, которые образовались в листьях, переходят в стебли.
Приемы работы с текстом
Для урока «Внешнее строение листа» используется текст «Внешнее строение листа». Данный урок предполагает групповую работу. Работа с текстом производится на поисково-исследовательском этапе.
На первом этапе перед чтением текста обучающимся можно предложить составить рассказ по ключевым словам: «лист, жилкование, черешок, прилистники, сидячий, листовая пластинка». После этого на стадии осмысления каждый читает текст и выделяет главные понятия. Эти термины вносятся индивидуально каждым учеником в тетрадь в «Понятийное колесо».
Рисунок 2. Пример «Понятийного колеса»
На завершающем этапе работа проводится в группах. Каждому предлагается сочинить свой рассказ по ключевым словам, предложенным на стадии вызова, и изложить его группе. После этого члены команды оценивают работу, и аргументируют свои оценки. В обсуждении учащиеся могут заметить, насколько полнота их рассказа изменяется в связи с полученными знаниями.
Текст к уроку «Строение стебля»
Строение стебля древесного растения
Стебель древесного растения снаружи защищён покровными тканями. У молодых (однолетних) стеблей весной клетки покровной ткани покрыты тонкой кожицей. У многолетних растений к концу первого года жизни кожица замещается пробкой, состоящей из мёртвых клеток, заполненных воздухом. Для дыхания в кожице у молодых побегов имеются устьица, а позже образуются чечевички — крупные, рыхло расположенные клетки с большими межклетниками.
К покровной ткани прилегает кора, образованная разными тканями. Наружная часть коры представлена слоями клеток механической ткани с утолщёнными оболочками и тонкостенных клеток основной ткани. Внутренняя часть коры образована клетками механической и проводящей ткани и называется лубом. В состав луба входят ситовидные трубки, по которым идёт нисходящий ток: органические вещества передвигаются от листьев. Ситовидные трубки состоят из клеток, соединённых концами в длинную трубку. Между соседними клетками имеются мелкие отверстия. Через них, как через сито, передвигаются органические вещества. Кроме ситовидных трубок в состав луба входят лубяные волокна и клетки основной ткани.
К центру от луба в стебле расположен другой слой — древесина. Он состоит из сосудов и древесных волокон. По сосудам идёт восходящий ток: вода с растворёнными в ней веществами передвигается от корней к листьям и цветкам. Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью, составляют годичные кольца. Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ним. Поэтому четко видна граница между годичными кольцами. Посмотрев на срез дерева можно узнать его возраст и условия, в которых оно росло. Где ỳже кольца, значит, там был недостаток влаги, затенение дерева или плохое питание.
Между древесиной и лубом находится тонкий слой клеток образовательной ткани — камбий. В результате деления клеток камбия стебель растёт в толщину. Клетки камбия делятся вдоль своей оси. Одна из дочерних клеток отходит к древесине, другая — к лубу.
В центре стебля лежит толстый слой рыхлых клеток основной ткани, в которых откладываются запасы питательных веществ, — это сердцевина.
Приемы работы с текстом
К уроку «Строение стебля» предлагается текст «Строение древесного стебля». Работа с текстом проводится на поисково-исследовательском этапе.
На стадии вызова прогнозирование осуществляется при помощи приема «Установление последовательности». На доске были вывешены названия слоев стебля, такие как сердцевина, пробка, камбий, луб, древесина. Далее обучающимися предлагается задача – установить последовательность следующих друг за другом слоев. Поскольку знаний по данной теме оказывается недостаточно, далее обучающиеся переходят к изучению нового материала. Для этого на стадии осмысления предлагается внимательно прочитать текст, после чего вернуться к выполнению предыдущего задания. На основе полученной информации составляется правильная последовательность слоев стебля, начиная с внешнего края: пробка, луб, камбий, древесина, сердцевина.
На заключительной стадии текст переворачивается и убирается на край стола. С помощью приема «Пропущенные слова» происходит закрепление материала. Каждому ребенку раздаются тексты с пропусками, подготовленные учителем в двух вариантах. После выполнения этого задания дети обмениваются листочками и проверяют работу соседа с использованием содержания полного текста.
Текст к уроку «Цветок»
Строение цветка
Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.
Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.
В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.
Приемы работы с текстом
На поисково-исследовательском этапе урока с темой «Цветок» можно предложить обучающимся поработать с текстом «Строение цветка».
На стадии вызова для актуализации знаний обучающимся предлагается написать синквейн по теме «Цветок». Каждый работает индивидуально в тетрадях. Далее несколько желающих выходят к доске и оглашают полученные результаты. Чтобы заинтересовать обучающихся, ставится вопрос «Изменится ли ваш синквейн, если узнаете что-то новое о цветке?»
На стадии осмысления при помощи приема «Инсерт» происходит чтение текста. Обучающимся на полях предлагается делать пометки:
• «v» означает, что материал уже знаком,
• «+» – что-то новое,
• «-» – обучающийся не согласен с предложением,
• «?» – что-то не понятно и требуется объяснение.
Этот прием помогает сосредоточиться на чтении и проанализировать уже имеющиеся знания.
На стадии рефлексии обучающиеся возвращаются к синквейну и придумывают новый. Такая работа с приемом направлена на сравнение знаний до текста и после. Предлагаем пример того, как может измениться синквейн до и после работы с текстом:
Первоначальный вариант |
Окончательный вариант |
1. Цветок. 2. Красивый, маленький. 3. Растет, распускается, радует. 4. Мне очень нравятся цветы. 5. Орган. |
1. Цветок. 2. Обоеполый, сложный. 3. Развивается, привлекает, образует. 4. Цветок – это видоизмененный побег. 5. Размножение. |
Таким образом, при обсуждении синквейнов дети могут заметить их расширяющий диапазон знаний.
Текст к уроку «Испарение воды растением. Листопад»
Почему осенью листья меняют цвет? Листопадные растения и фотосинтез
Осенью яркие жёлтые и красные листья окрашивают горы, совсем как природные краски на холсте. Издавна это привлекает сердца японцев. Существуют вечнозелёные и листопадные растения, и те, которые окрашиваются осенью, – это как раз листопадные. Как работает механизм покраснения и пожелтения листьев?
Главная функция листьев растений – фотосинтез. Эту центральную роль играет химическое вещество, которое называется хлорофилл. По-японски его также называют пигментом, окрашивающим листья в зелёный цвет, и, как и предполагает название, он придаёт листьям пигментацию. С весны по осень деревья активно фотосинтезируют, но осень подходит к концу, наступает зима, количество солнечных часов уменьшается, и энергии, полученной в результате фотосинтеза, начинает не хватать. Чем пытаться сохранить листья, лучше уж прекратить фотосинтез и вступить в фазу отдыха, более выгодную для выживания, – так была выработана стратегия с опаданием листьев.
Осенью хлорофилл начинает распадаться, а накопленные в листьях питательные вещества возвращаются в ствол. В это время у основания листа создаётся ткань для отделения, разрывается ткань, проводящая воду и питательные вещества, и лист отпадает от ветки. Таким образом происходит опадение листьев у листопадных растений.
Характерные осенние цвета – это красные клёны и жёлтые гинкго. Красный цвет листьев происходит от пигмента, который называется антоцианин. Это новое вещество, которое создаётся на стадии, когда расщепляется хлорофилл. Жёлтый цвет происходит от пигмента, который называется каротиноид. Этот пигмент находится в листьях и летом, и весной, но поскольку его перекрывает зелёный хлорофилл, взглядом его различить невозможно. Как только приходит осень, хлорофилл расщепляется, и сразу становится заметен оставшийся каротиноид.
По поводу того, зачем перед опаданием листьев специально создавать антоцианин, есть теория – это нужно, чтобы защититься от избыточного солнечного света и от насекомых-вредителей.
Приемы работы с текстом
Для урока «Испарение воды растением. Листопад» используется текст «Почему осенью листья меняют цвет? Листопадные растение и фотосинтез».
На стадии вызова обучающимся объясняется, что такое «Дерево предсказаний», и предлагается прочитать один абзац. Далее обсуждается вопрос «Почему осенью листья меняют цвет» – это и есть название ствола дерева. Каждый ребенок выполняет работу индивидуально в тетради. Так же на этой стадии обучающимся предлагается заполнить ветви в двух направлениях, упомянутых выше.
Далее на стадии осмысления знакомятся с полным текстом, при этом по тексту происходит поиск и запись аргументов (листья) в пользу того или иного высказывания «возможно» и «вероятно». Таким образом, у обучающихся появляется в тетради дерево, при помощи которого они могут строить аргументированные ответы.
Рисунок 3. Пример «Дерева предсказаний» к уроку «Испарение воды растением. Листопад»
На стадии рефлексии для закрепления предлагается решить задачи, ответы на которые можно сформулировать при помощи «Дерева предсказаний» и доказать свое мнение.
Задача 1. Листопадные растения меняют цвет своих листьев осенью. Есть ли изменение окраски у вечнозеленых тропических растений? Объясните ответ. (Изменения окраски не происходит, так как количество света, поступающего к растению остается постоянным в течение всего года).
Иногда материала текста бывает недостаточно, чтобы ответить на вопрос задачи. Для решения подобных задач можно предложить воспользоваться дополнительными источниками. Такие задачи подходят для домашнего задания:
Задача 2. Известно, что листья разных растений осенью приобретают разную окраску. Так у березы они желтеют. А у рябины чаще краснеют. Но иногда у одного и того же растения, например у Клена остролистного, листья осенью бывают разные. Почему так происходит? (При ясных погодных условиях осенью днем бывает тепло, а ночью холодно. Тогда в листьях за счет антоциана преобладает красная окраска. В пасмурную погоду перепад температур не выражен и за счет каротиноидов окраска листа остается желтой.)
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897): сайт. – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 25.03.2021).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011 – (Стандарты второго поколения).
4. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. – 2 изд. перераб. и и доп. – М.: КолоС, 2002. – 488 с.
5. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы// Директор школы.– 2005. – № 4. – С. 66-72.
6. Иванова Е.А. Формируя критическое мышление [Текст]//Школьная библиотека – 2000. – №3. – С. 21-23.
7. Пратов У. и др. Биология (Ботаника)/ Учебник для 6-го класса. Издание дополненное и переработанное. / Т.: ИПТД «Узбекистан», 2017. – 144 с.
8. Семенова Н.В., Рябцов С.Н. Использование технологии критического мышления в обучении биологии в 8-х класса общеобразовательной школе// Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №11 – С. 80-84.
9. Хиросава М. Биология в вопросах и ответах/ пер. с яп. К.В. Павловской. – М.: ДМК Пресс, 2020. – 130 с.
10. Решу ОГЭ: [Электронный ресурс]// Сдам ГИА: Решу ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ и ЦТ. URL: https://bio-ege.sdamgia.ru/. (Дата обращения: 25.03.2021).
11. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.