Работа с неуспевающими учащимися
Пушкина Валентина Никитична,
учитель начальных классов
высшей категории
Ребенок, который приходит впервые в школу, хочет хорошо учиться, хочет быть первым, хочет всё знать. Но существует ряд причин, по которым не все ученики могут свое желание воплотит в жизнь. Получается так, что в классе есть дети, которым учеба дается легко, а есть такие, которые испытывают трудности.
И каждый учитель стремится в своей работе применить методы и приемы, чтобы его ученики были успешными. Мечта каждого учителя – успеваемость и качество обучения – 100%. Конечно, такое не так часто можно встретить, но стремление учителя, чтобы его ученики успевали, это есть.
Проработав в школе, имея большой опыт работы, я тоже стремлюсь к этому. И для себя выработала определенную методику, основанную на известных ранее. Прежде всего, в своей работе я использую психолого-педагогический дневник, составленный на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» и рекомендованный для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Личность каждого учащегося неповторима и индивидуальна. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Обучение, воспитание и развитие с ориентацией на личность возможны только тогда, когда известны ее индивидуальные особенности, задатки, интересы, склонности. Только тогда учитель, классный руководитель получит возможность направлять процесс внутреннего духовного развития ребенка, а также эффективно помогать ему в преодолении трудностей развития, в его личностном совершенствовании. Следовательно, изучение личности на всех этапах ее становления в школе является необходимым условием при осуществлении процесса обучения и воспитания учащихся.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй – причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.
Такая работа помогает найти причину не успешности учения ученика. И на основе этой работы я стараюсь найти индивидуальный подход к ребенку. Работа представляет собой самые различные виды работ: тесты, найти отличие одного предмета (рисунка) от другого, закончи предложение, как бы ты поступил, узор под диктовку, рукавички, дорога к дому, оцени поступок, докажи, что так можно поступать или нельзя, выскажи свое мнение и др. После каждого вида работ провожу анализ каждой работы ребенка. И делаю выводы, которые помогают взаимопониманию с ребенком.
Кроме психоло-педагогической части в своей работе использую практическую часть, которая нацелена на дополнительную помощь в учебной части предметов, в частности русского языка и математики. Для этого использую дополнительные
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.