Программа работы с одаренными детьми в 3-а классе.
Актуальность программы
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания специальных школ для одарённых и талантливых или специальных («гимназических», «лицейских» и др.) классов для одарённых. Это, безусловно, позитивное явление.
Но существует возможность и другого решения – не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников. Именно поэтому гимназия № 4 в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
· не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
· создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
· формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
· выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
· развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
· создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
· развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.
Задачи программы:
· выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
· формирование умение учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задач, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
· создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
· стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
· развитие исследовательской позиции ребенка, поддержание активности учащихся.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
Основные направления реализации программы.
· создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
· методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
· мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
План работы с одарёнными детьми на 2018/2019 учебный год.
1. Мониторинг учебной успеваемости учащихся для выявления и развития одаренных детей
2. Анализ результатов участия детей в конкурсах за предыдущий год.
3. Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам
4. Вовлечение учащихся в работу на занятиях внеурочной деятельности.
5. Организация и проведение групповых занятий и индивидуальной работы с одаренными детьми
6. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня.
7. Участие в дистанционных конкурсах всероссийского уровня.
8. Участие в школьных неделях по предметам.
9. Участие в предметных школьных олимпиадах среди учащихся 3-4 классов.
10. Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок» «Золотое руно»
11. Поощрение учащихся на уровне класса, школы.
12. Ведение портфолио одаренных детей. Конкурс в классе на лучшее портфолио.
13. Проведение просветительской работы с родителями одарённых детей (беседы, индивидуальные встречи, консультации)
14. Оказание методической помощи детям, родителям при выборе средств развития способностей учащихся.
15. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий.
16. Проведение семейной игры “Кто хочет стать миллионером”.
Главные принципы реализации программы.
· Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
· Гуманизм в межличностных отношениях.
· Научность и интерактивность.
· Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
· Применение принципов развивающего обучения.
· Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
- задания с отсроченным вопросом,
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня,
- творческие задачи.
Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
· объединения дополнительного образования;
· групповые занятия с сильными учащимися
· занятия исследовательской и проектной деятельностью
· факультативы;
· кружки по интересам;
· работа по индивидуальным планам
· конкурсы и конференции;
· интеллектуальный марафон;
· участие в олимпиадах.
Работа с родителями.
· Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении “Умники и умницы”, а именно:3 кл. - КВН по русскому языку.
· Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
· Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
· Семейная игра “Кто хочет стать миллионером”.
· Лекция “Развитие личности ребенка”.
Ожидаемые результаты программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
· сформировать систему работы с одарёнными детьми;
· создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
· совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
· сформировать банк данных «Одарённые дети».
Контроль и учет знаний и умений воспитанников.
· Учёт посещаемости занятий .
· Создание каждым учеником данной группы портфолио.
· Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
Мониторинг результативности работы с учащимися
· отслеживание уровня развития творческого мышления.
· отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
· воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
· определять учебную задачу;
· ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
· владеть своим вниманием;
· сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
· владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
· использовать основные приемы мыслительной деятельности;
· самостоятельно мыслить и творчески работать;
· владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Список одаренных:
1. Тимофеева Виолетта (математика, русский)
2. Макаров Денис (математика)
3. Жунина Екатерина (окружающий, русский язык)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.