"Работа с одарёнными детьми"

  • docx
  • 20.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Одарённые дети.docx

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

 

Г. Г. Нуруллина

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №26», г. Нижнекамск

 

Ж. Брюно писал: «Общение с детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика» [4]. Сейчас школьные научные сообщества, факультативы, спецкурсы, конференции, олимпиады помогают в развитии интеллектуальной одарённости детей. Кружковая работа, выставки, конкурсы – в творческой одарённости. Соревнования, спартакиады – в спортивной одарённости. Музыкальная студия, концерты, конкурсы – в музыкальной одарённости.

В большой советской энциклопедии 2012 года, есть понятие термина «одарённость» - высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности [2]. Каждый ребёнок талантлив по-своему, но каждый ли одарённый? Правильно делают те педагоги, которые полагают, что работать с одарёнными детьми нелегко. Одарённые дети – это подарок судьбы, не надо лепить из них что хочешь.

Поэт Ю. Д. Левитанский написал стихотворение «Дети», подметив всё самое важное, что хотят и умеют эти маленькие создания. И как помочь им, бросив зерно самостоятельного исследования, развития, наблюдательности.

Дети, как жители иностранные или пришельцы с других планет,

Являются в мир, где предметы странные, вещи, которым названия нет.

Ещё им в диковинку наши нравы. И надо выучить все слова.

А эти звери! А эти травы! Ну, просто кружится голова!

И вот они ходят, пометки делая и выговаривая с трудом:

- Это что у вас? – Это дерево. – А это? – Птица. – А это? – Дом.

Но чем продолжительнее их странствие – они ведь сюда не на пару дней –

Они становятся всё пристрастнее, и нам становится всё трудней.

Они ощупывают переборочки, они заглянуть стараются «за».

А мы их гиды, их переводчики, и не надо пыль им пускать в глаза!

Пускай они знают, что неподдельно, а что только кажется золотым.

- Это что у вас? – Это дерево? – А это? – Небо. – А это? – Дым [5].

По Ожегову «иногда одарённость рассматривается как возможность высоких достижений» [3]. Проработав более 25 лет в школе и наблюдая за детьми, давно заметила, что в традиционном образовании дети «глупели». Все на свете рождаются будущими учёными, архитекторами, астрономами … Но всё прекращается в школьном образовании. Как точно подметил  В. Берестов:

У маленьких учеников спросил художник Токмаков:

«А кто умеет рисовать?». Рук поднялось – не сосчитать!

Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников:

«Ну, кто умеет рисовать?». Рук поднялось примерно пять.

В десятом классе Токмаков опять спросил учеников:

«Так кто ж умеет рисовать?». Рук поднятых и не видать.

А, ведь, ребята, в самом деле, когда-то рисовать умели,

И солнце на листах смеялось. Куда всё это подевалось? [1]

У меня есть собственные программы в работе с одарёнными детьми: по русскому языку «Почему и зачем?» и по математике «Откуда  и сколько?». Классно-уровневая система обучения является хорошим стимулом для средних учащихся и часто становится тормозом для одарённых детей. Поэтому я выбираю систему обучения, педагогические технологии, методы, использую приёмы обучения, оптимальные для каждого школьника и для развития способностей детей; стараюсь на уроке увидеть, понять, дать высказаться, развить каждого моего ученика.

Учитель начальных классов общеобразовательной школы находится в более выгодных условиях по сравнению с другими учителями-предметниками, так как может выявить одарённых детей с 1 класса. Некоторые из моих первоклашек с самых первых уроков обратили на себя внимание мыслительной способностью и умственным началом. Один поразил своей памятью, другой удивил своей речью и способность логического мышления. Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в одной, или даже в нескольких областях знаний, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одарённости.

Для того чтобы из задатков появились способности, чтобы занятия с ребёнком развивали его ум и способность к творчеству, необходима познавательная потребность. Именно эта потребность, т. е. собственный интерес ребёнка к познанию, выступает своего рода катализатором развития одарённости. Без этой потребности способности развиваться не могут. Фундаментом познавательной потребности является потребность во впечатлениях. Этот вид потребности переходит в следующий уровень – любознательность. Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, любви к чтению книг и т. д.

Очень важно с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие, которое даёт мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданно трудных ситуациях. Поэтому надо больше времени играть с детьми на уроке. Во время игр воспитывается характер, расширяется представление об окружающем, формируются и совершенствуются навыки, внимательность, сосредоточенность. Нужно, чтобы в играх были заложены элементы творчества. Надо заставлять детей в этих играх трудиться. Если им будет интересно, они не устанут, а значит необходимо усложнять задачи.

Например, использую метод вживания на уроках окружающего мира и литературного чтения. Этот метод позволяет учащимся посредствам чувственно-образных и мыслительных представлений «переселяться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Например, щенок из стихотворения С. Михалкова. Предлагаю детям предположить, что испытал щенок, поэтапно проделывая шалости. Или представить себя вековой сосной и рассказать, что она увидела, пока была юной, и что, когда стала величественной?

Карточки-задания – метод придумывания позволяет создать неизвестный ранее ученикам продукт в результате определённых творческих действий. «Дорисуй»: на листе А-4 рисуется  кривая линия, овал, какая-то закорючка – любой маленький элемент. И дети додумывают этот непонятный крючок до любого предмета, сюжета… «Придумай, опиши, выскажи своё мнение»; «Сложи фигуру из представленных геометрических форм»; «Составь орнамент из представленных элементов»…

На уроках мы много работаем в парах. «Научив» своего сверстника, поднимается планка своей собственной самооценки. Одарённые дети не любят, когда им дают готовый ответ. Они постоянно нуждаются в поддержке и помощи, так как иногда замахиваются на то, что пока им не под силу.

В моём классе есть мальчишки, которые очень увлечены шахматами. Большую часть времени они проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Начинают заинтересовывать и других одноклассников. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обуславливает раскрытие его одарённости в этой области. Остальные дети в классе с увлечением изучают шашки, что немало важно.

Метод эвристических вопросов использую в проектной и исследовательской деятельности. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта. Эта работа помогает выработать умение ориентироваться в ситуации общения, вступать в контакт и поддерживать его, уместно использовать адекватные ситуации, словесные и несловесные средства общения, принять точку зрения собеседника, аргументировано пояснять свою точку зрения, не допустить и решать конфликтные ситуации в общении, критично относиться к своим действиям и высказываниям. Ребята готовят сообщения, проекты и презентации. На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по предметам, но и создаём мультимедийные проекты-презентации: «Достопримечательности моего города», «Защита животных, находящихся на грани вымирания», и т. д. Проектные работы отправляем на конкурсы, получаем свидетельства, дипломы.

Метод «если бы…» помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. Например, «Что будет, если на Земле исчезнут комары?».

Метод кооперативного обучения – когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа формирует качества социальной и личностной компетенции, а также умение дружить. Этот метод использую на уроках русского языка и математики. Например, начало изучения темы по сравнению выражений в первом классе. Диктую: 6+3  7-2. «Поставьте в пустом месте нужный знак. Обсудите в группе  и ответьте Что записали? (выражения), Что делали? (сравнивали), Что получилось? (неравенство). Как можно прочитать?».

Метод групповой дискуссии – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнение и установки участников в процессе общения. Например, в играх «Что? Где? Когда?», КВН и т. д.

Как-то прочитала про пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять с учащимися, а в идеале – ежедневно. Их можно отнести к методу мозгового штурма. Приведу пример одного из них.

«Что общего между глазом и водопроводным краном?»

Ø    Оба слова из четырёх букв.

Ø    В обоих словах буква «А» - третья по счёту.

Ø    При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть.

Ø    И то и другое может блестеть.

Ø    Из них иногда льётся вода.

Ø    Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

Разве не чудо это упражнение? Детям надо попытаться «нащупать» между предметами какую-то связь. Любым способом. Даже если понадобиться придумать совершенно невероятную историю, сюжет, который свяжет эти два слова между собой. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи, или не кончится отведённое время. Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.

Реализуя коммуникативный подход в обучении, учащиеся развивают умение адресовать своё сообщение, привлечь внимание собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит. Указанные способности формируются при наличии определённых качеств личности и, в свою очередь, развивают: дружелюбие, любознательность, порядочность, открытость, толерантность и др.  

У одарённого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – ему до всего есть дело. Оценки взрослых для него – одновременно и награда, и мерило  самовосприятия и самооценки.

«Несложно в начальных классах наблюдать за лидерской или социальной одарённостью. Дети непросто хорошо организованы, они способны без труда организовать вокруг себя других сверстников. Они не принуждают с ними дружить. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция" [7]. Одна из главных черт одарённого ребёнка, которая сильно мешает его дисциплинированности в школе – упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.

«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом»  П. Вайнцвайг [6].

 

Список использованных источников

1.                 Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Яковлева И. С. Работа с одаренными детьми в начальной школе [Электронный ресурс]. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/20/rabota-s-odarennymi-detmi-v-nachalnoy-shkole   (дата обращения:15.02.2016).

2.                 Энциклопедические словари [Электронный ресурс]. http://enc-dic.com/enc_sovet/Talant-107577/  (дата обращения: 08.02.2016).

3.                 Энциклопедические словари [Электронный ресурс]. http://enc-dic.com/ozhegov/Odarennyj-19842.html  (дата обращения: 29.01.2016).

4.                 Психология одаренного ребенка. Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения [Электронный ресурс]. http://www.prioslav.ru/kursp32 (дата обращения: 15.02.2016).

5.                 Левитанский Ю. В. Стихи [Электронный ресурс]. http://www.staroeradio.ru/audio/21610  (дата обращения: 11.02.2016).

6.                 Цитаты, афоризмы великих людей [Электронный ресурс]. http://vot-status.jimdo.com/   (дата обращения:17.02.2016).

7.                 Волкова Л. А. Выявление и сопровождение обучения одарённых учащихся начальной школы в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс].  http://yandex.ru/clck/jsredir  (дата обращения: 19.02.2016).

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru