РЕСПУБЛИКА КРЫМ ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОКРЫМСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) Подготовительной к школе группы (6 - 7 лет) муниципального дошкольного образовательного учреждения «Новокрымский детский сад «Ромашка» Джанкойский район Республика Крым с 01.09.2022 по 31.05.2023 года
с. Новокрымское 2022г. |
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями.
МДОУ осуществляет сотрудничество с семьями воспитанников и создает условия:
- для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; -для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
На сегодняшний день в МДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
- С семьями воспитанников;
- С будущими родителями.
Цель: Создание условий для благоприятного сотрудничества с родителями.
Задачи:
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство
- Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
- Приобщение родителей к участию в жизни МДОУ;
- Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
- Объединения усилий для развития и воспитания детей;
- Создание атмосферы взаимопонимания и общих интересов.
В основу совместной деятельности семьи и МДОУ заложены следующие принципы:
- Единый подход к процессу воспитания ребенка;
- Открытость МДОУ для родителей;
- Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- Уважение и доброжелательность друг к другу;
- Дифференцированный подход к каждой семье;
- Равно ответственность родителей и педагогов.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Основные функции МДОУ в работе с семьей;
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно -образовательного процесса
- Психолого-педагогическое просвещение
- Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность
- Помощь семьям, испытывающих какие – либо трудности
- Взаимодействие педагогов с общественными организациями
- Работы с семьей на основе индивидуально – личностного подхода.
- Демонстрация родителям положительного образа ребенка
- Знакомство родителей с психолого – педагогическими особенностями ребенка.
- Изучение потребностей родителей для определения перспектив МДОУ.
Система работы с родителями включает:
- Ознакомление родителей с результатами работы МДОУ, анализом участия родительской
общественности в жизни МДОУ;
- Ознакомление родителей с содержанием работы МДОУ направленной на всестороннее развитие
ребенка;
- Участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;
- Целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- Обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
Основные формы сотрудничества с семьей
- Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты, праздники и спектакли, создание памяток.
- Образование родителей: организация «Литературной гостиной» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов)
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации театральных постановок, гостиных, концертов, прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, т.е. будут действовать в интересах ребенка.
Во взаимодействии семьи и МДОУ прослеживается педагогический принцип – единство воспитательных воздействий.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в д/с и поддержание контакта с семьей.
Еженедельная работа направлена на получение возможности родителей беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребенка: беседы с родителями на материале наблюдений за ребенком в течении недели индивидуальные консультации
Ежемесячная работа направлена на установление доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного с родителями творчества. Включает в себя: совместные праздники, гостиные, дискуссионные родительские клубы и т. д. Данная работа способствует вовлечению родителей в образовательный и воспитательный процесс. Позволяет сделать его для родителей «праздничным.
При общении с родителями стараемся использовать доброжелательный стиль общения, т. к. позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с семьей. Используем в работе индивидуальный подход не только к детям, но к родителям, т. к. воспитатель, общаясь с членом семьи должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы, в чем-то посочувствовать ему, вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Планируемые результаты сотрудничества МДОУ с семьями воспитанников:
- Формирование у родителей представлений о сфере педагогической деятельности.
- Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
- Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную деятельность.
Система взаимодействия с родителями включает:
Содержание направлений работы с семьей осуществляется по следующим направлениям:
Направление «Развитие познавательно – исследовательской деятельности»: сопровождать и поддерживать семью в желании развивать познавательный интерес и желание исследовать окружающий мир совместно с ребёнком.
Направление «Приобщение к социально – культурным ценностям»: заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
Направление «Формирование элементарных математических представлений»: привлекать родителей к сенсорному развитию ребёнка через исследовательскую деятельность, создание дома уголка развития ребёнка.
Направление «Ознакомление с миром природы»: проводить совместно с родителями конкурсы и акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, экологическому воспитанию детей.
Направление «Развитие речи»: демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения.
Направление «Художественная литература»: доказывать родителям ценность домашнего чтения, поощрять посещение семьями детских библиотек.
Направление «Изобразительная деятельность»: информировать родителей о выставках изобразительного творчества в посёлке и городе, необходимости приобщения ребёнка к искусству своего народа.
Направление «Конструктивно – модельная деятельность»: привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения.
Направление «Музыкально – художественная деятельность»: раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребёнка.
Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи и повышения компетентности родителей в области воспитания.
Перспективный план работы с родителями в подготовительной к школе группе на 2022 - 2023 учебный год.
Месяц |
Название мероприятия |
Цель проведения мероприятия |
Сентябрь
|
1. Родительское собрание «Начало учебного года. Воспитательно - образовательный процесс в средней-старшей группе»
2. Папка – передвижка: «Сентябрь – наблюдаем, играем, читаем»
3. Консультации для родителей «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Все о детском питании»
4. Памятка для родителей «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 6-7 лет»
5. Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году»
6. Индивидуальные беседы с родителями «Этика поведения ребёнка в детском саду» |
Активация родительского внимания к вопросам воспитания, развития и жизни ребенка в детском саду. Познакомить с задачами на учебный год.
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей 6-7 лет.
Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.
Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада с семьей.
Распространение педагогических знаний среди родителей. |
Октябрь
|
1. Папка – передвижка: «Октябрь – наблюдаем, играем, читаем»
2. Консультации для родителей «Речевое развитие ребенка 6-7 лет»
3. Папка-передвижка «Народные игры Крыма для детей 6-7 лет»
4. Памятка для родителей «Золотые правила как сохранить здоровье"5. Конкурс поделок «Осенняя фантазия»
6. Привлечение родителей к подготовке к празднику «Осень золотая» и изготовлению костюмов для детей.
7. Индивидуальные беседы с родителями «Чем занять ребенка дома в выходные дни» |
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Способствовать созданию положительных эмоций.
Повышение педагогической культуры родителей. |
Ноябрь |
1. Папка – передвижка: «Ноябрь – наблюдаем, играем, читаем»
2. Памятка «Ребенок и правила дорожного движения».
3. Консультации для родителей «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города», «Здоровые дети в здоровой семье».
4. Анкетирование родителей: «Что умеет мой ребёнок»
5. Совместный досуг с родителями «Мама – счастье мое!»
6. Индивидуальные беседы с родителями «Пример родителей – большая роль в воспитании» |
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.
Повышение педагогической культуры родителей. Пропаганда здорового образа жизни.
Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме.
Способствовать созданию праздничного настроения.
Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье. |
Декабрь |
1. Папка – передвижка: «Декабрь – наблюдаем, играем, читаем»
2. Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания».
3. Конкурс на лучшую поделку «Символ года»
4. Памятка для родителей «Как сделать зимнюю прогулку с ребенком приятной и полезной»
5. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье».
6. Привлечение родителей к подготовке к новогоднему празднику. Пошив костюмов к утреннику.
|
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
Привлечение родителей к совместному труду.
Повышение педагогической культуры родителей.
Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме.
Способствовать созданию праздничного настроения. Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников детского сада. |
Январь |
1. Папка – передвижка: «Январь – наблюдаем, играем, читаем»
2. Консультации для родителей «Закаливание – одна из форм профилактики заболевания детей»
3. Памятка для родителей: «Кодекс здоровья»
4. Фотовыставка «Зимние развлечения всей семьей»
5. Индивидуальные беседы «Как помочь детям с нарушениями в общении»
6. Анкетирование «Чтение в вашей семье»
|
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам познавательного развития ребёнка.
Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома.
Повышение педагогической культуры родителей.
Активация родителей в работу группы. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. |
Февраль |
1. Папка – передвижка: «Февраль – наблюдаем, играем, читаем»
2. Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребенка», «Народные традиции.»
3. Анкетирование «Что значит быть хорошим отцом?»
4. Привлечение родителей к подготовке к празднику для пап и дедушек «23 февраля»
5. Фотоколлаж «Мой папа»
6. Индивидуальные беседы с папами «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?» |
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. Помочь отцам понять свою роль в развитии личности ребенка, поднять статус отца в семье. Привлечь внимание родителей к информации.
Получение и анализ информации об отношении «Папа – ребенок»
Совместный отдых детей и родителей.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Информировать родителей о важности данного вопроса.
|
Март |
1. Папка – передвижка: «Март – наблюдаем, играем, читаем»
2. Консультации для родителей «Мама – слово золотое», «Как предупредить весенний авитаминоз»
3. Фотоколаж «Мамочка милая моя»
4.Привлечение родителей к подготовке к утреннику «8 марта» и изготовлению костюмов для детей.
5. Родительское собрание: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего и старшего возраста»
6.Анкетирование «Здоровье моего ребенка» |
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Распространение педагогических знаний среди родителей.
Способствовать созданию праздничного настроения.
Способствовать созданию праздничного настроения.
Актуализация у родителей проблемы речевого развития детей в современных условиях.
Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. |
Апрель |
1. Папка – передвижка: «Апрель – наблюдаем, играем, читаем»
2. Спортивный досуг с родителями «День здоровья»
3. Консультации для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью», «ИКТ как средство формирования ЗОЖ у дошкольников»
4. Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»
5. Индивидуальные беседы с родителями: «Как повысить двигательную активность детей»
6. Анкетирование «Как вы учите своего ребёнка правилам безопасности» |
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Привлечь к участию в досуге и жизни детского сада родителей.
Дать родителям полезные советы по воспитанию вежливости у детей. Пропаганда здорового образа жизни.
Знакомство с требованиями обучения детей правилами пожарной безопасности.
Привлечь родителей к полезной и нужной информации.
Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. |
Май |
1. Папка – передвижка: «Май – наблюдаем, играем, читаем»
2. Выставка творческих работ к Дню Победы.
3. Привлечение родителей к
подготовке к празднику «9 мая» 4. Консультации для родителей «Развитие творческих способностей», «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»
5. Памятка для родителей «Осторожно, компьютер»
6. Родительское собрание на тему «Вот и стали мы на год взрослее»
7.Анкетирование «Как вы планируете организовать летний отдых ребёнка» |
Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Взаимодействие родителей, детей и сотрудников МДОУ.
Обогащение педагогических знаний о развитии творческих способностей детей. Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников. Привлечь внимание родителей к проблеме «компьютерно-игровой зависимости» у детей.
Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса.
Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. |
Периодичность проведения родительских собраний:
1 собрание – сентябрь-октябрь,
2 собрание – январь-февраль,
3 собрание – апрель – май
Работа с родителями
Месяц |
Направленности деятельности |
||
Диагностико – коррекционное направление |
Психолого – педагогическое просвещение родителей |
Совместная деятельность |
|
Сентябрь |
Изучение семей дошкольников: условий проживания ребенка; стиля семейного воспитания; художественно-эстетического воспитания детей в семье. Анкетирование родителей: "Ваши пожелания, мнение о детском саде". Сбор информации для составления социального паспорта семей воспитанников |
Консультация: "Трудности адаптации, пути преодоления с помощью рисования". Памятка для родителей "Мир в творчестве ребенка". Проведение групповых родительских собраний с приглашением учителя-логопеда, педагогов дополнительного образования. Разработка и утверждение планов работы на год |
Заседание родительского комитета по вопросам: порядок написания заявлений на предоставление льгот по оплате детского сада, необходимые для этого документы; проведение совместных субботников по облагораживанию территории детского сада; творческий конкурс дизайна осенних поделок (дети участвуют вместе с родителями) |
Октябрь |
Организация коррекционной работы с педагогом - психологом в старшей группе. Индивидуальные консультации педагога-психолога по выявлению проблем и выстраиванию работы по их разрешению |
Консультации для родителей. Оценка результатов адаптации и развития личности ребенка. Ознакомление с его достижениями
|
Экскурсия в библиотеку . Праздник "Золотая осень". Подготовка к праздникам "Золотая осень". День открытых дверей для родителей |
Ноябрь |
Индивидуальные консультации педагога и с целью выявления талантливых детей |
Беседы "Гармония общения –залог психического здоровья ребенка". Памятка "Игра – это серьезно" |
Консультация "Игры на восприятие цвета, музыки и т. п.". Совместные игры родителей, детей, воспитателей. Цирковое представление – показ для родителей |
Декабрь |
Индивидуальная работа педагога-психолога |
Индивидуальные консультации (по необходимости) по результатам развития и поведения некоторых воспитанников |
Изготовление игрушек на конкурс новогодних поделок. Праздник "Новогодняя сказка" |
Январь |
Анкетирование родителей и детей "Чтение в вашей семье" |
Итоги первого полугодия. Памятки для родителей и детей "Как развить у ребенка любовь к чтению?" |
Родительское собрание старшей группы с участием учителей начальной школы на тему "Подготовка к школе" |
Февраль |
Индивидуальная работа с родителями проблемных детей. Исследование отношения ребенка к занятиям физкультурой |
Тематическая консультация "Непослушные дети". Оформление зимних участков: снежные постройки, рисование разведенной гуашью. "Неделя зимних подвижных игр" |
Заседания родительского комитета. Подготовка к празднованию Международного женского дня. Мастерская костюмов. Праздник "Масленица", День защитника отечества. День открытых дверей для родителей |
Март |
Анкета для родителей "Здоровье моего ребенка" |
Консультации "Здоровый ребенок – здоровое общество" |
«Мамин праздник", посвященный Международному дню 8 марта. Выставка детских рисунков "Мой папа – герой", "Моя красивая мама" |
Апрель |
Диагностика уровня развития детей. Анкета "Как вы учите ребенка правилам безопасности?" |
Диагностика уровня развития детей. Консультации "Организация безопасности вашего ребенка" |
Экскурсия в школу . Выпускной праздник "Скоро в школу" |
Май |
Опросник "Как вы планируете организовать летний отдых ребенка?" |
Организация летнего отдыха детей. Итоги года |
«Прощай детский сад», праздник посвящённый выпуску детей из детского сада |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.