РАБОТА С СЕМЬЯМИ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (НА ГРУППОВОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ)
Оценка 4.8

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (НА ГРУППОВОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ)

Оценка 4.8
Лекции
docx
родительство
06.12.2022
РАБОТА С СЕМЬЯМИ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (НА ГРУППОВОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ)
РАБОТА С СЕМЬЯМИ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (НА ГРУППОВОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ)
работа с родителями. Хорошилова .docx

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ РОДИТЕЛЯМИ ИЛИ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (НА ГРУППОВОМ И ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ)

 

Одной из важных проблем, стоящей перед педагогами школьных учреждений, является взаимодействие педагогов с семьёй школьника.

Роль семьи в развитии ребёнка, его социализации первостепенна, так как именно в семье ребёнок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Именно семья обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту, чувство самооценки своего существования.

Основной целью взаимодействия школы и семьи является гуманизация отношений между детьми, родителями и учителями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Сегодня, когда мы принимаем ребёнка в школу, в начальные классы, видим его горящие глаза. Видим так же отличное настроение родителей. Но потом, к сожалению, настроение родителей меняется. Почему же происходит именно это изменение? Почему же мы с родителями в какой-то момент теряем контакт?

В федеральном стандарте начального образования хорошо прописан портрет выпускника начальной школы: он любознательный, заинтересованный, умеет учиться; он любит свой народ, свой край и свою Родину; уважает и принимает ценности семьи и общества; он любознательный, активно и заинтересованно познаёт мир; владеет основами умения учиться, способен к организации собственной деятельности; доброжелательный, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывает свою позицию, высказывает своё мнение; выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом. И именно эта фраза является наиболее актуальной и важной, когда я начинаю первый разговор с родителями в начальной школе.

Своё первое родительское собрание я начинаю с портрета выпускника начальных классов. Я говорю родителям, что мне хочется, чтобы мои ученики были такими, и родителям я показываю документы, на основе которых мы работаем в начальной школе. Каково же удивление родителей, когда они видят портрет ученика, который прописан в документах. Мне важно донести до родителей, что это не придумано учителем, а это стратегия образования, стратегия развития общества. И мы должны помогать семье, а семья должна помогать школе, чтобы ученик был именно таким.

Знакомлю я родителей с результатами учебных действий, с тем, как эти универсальные учебные действия формируются и как они развиваются у ребёнка. С этим надо родителей знакомить на родительских собраниях. Цикл родительских собраний я разбиваю на несколько шагов. Для меня очень важно, чтобы в начале учебного года в первом классе родители встречались со мной часто. Для чего я это делаю? Каждые две-три недели мы встречаемся с родителями. Нельзя на родителей первоклассников сразу обрушивать большой блок информации. Ведь они пришли в школу с такой же радостью, как и дети. И если мы их загрузим информационно, для них это тоже будет сложно. Поэтому свои собрания я планирую так, чтобы родители постепенно и дозировано знакомились с той информацией, которая им нужна.

Так на первых собраниях я знакомлю родителей с документами, с федеральным стандартом, с результатами обучения, развитием универсальных учебных действий. Я показываю родителям первые уроки, приглашая их микро группами на открытые уроки. На этих уроках родители могут соотнести то, что написано в документах и что происходит в реальности и действительности на наших уроках. Чаще родители не представляют работу учителя в первые дни ребёнка в школе. И когда я рассказываю им об универсальных учебных действиях направленных на кооперацию и совместные действия, то я говорю родителям, что эта задача не только учителя, эта задача ещё и семьи.

На первом собрании я говорю родителям, что мы начинаем большой проект. Проект под названием «Четыре года начальной школы». «И мы с вами должны поставить цель, задачи, определить, какие основные мероприятия мы проведём». Почему я говорю родителям, что это Проект? Потому что детям потом во время учёбы я часто говорю, что мы будем делать проект. А что такое проект? Ребёнок приходит домой и рассказывает; «Мне дали домашнее задание сделать проект». И поэтому прежде, чем помочь сделать ребёнку проект, родитель сам должен понять, что такое проект. И поэтому здесь я помогаю родителям сразу понять и осознать, что же такое проектная деятельность? И когда мы начинаем с ними работать, я не распределяю должности и не говорю, кто за что будет отвечать. Я сразу погружаю их в проектную работу, где они сами ставят цели и задачи. И поэтому я сразу ставлю первоочередную цель: представить будущие 4 года, как проект. Мой проект называется «Мы вместе». И, несмотря на то, что это название сейчас, особенно во время пандемии, очень популярно, оно не потеряло своей сущности и актуальности. «Мы – вместе!» и это самое ёмкое название нашему Проекту.

Почему возникает эта потребность у учителя: взаимодействие с родителями и детьми? Мы представляем эту схему ежедневно. Учитель – Ученик – Родитель – Учитель. Родитель всегда находится во взаимодействии с учителем. Учитель всегда находится во взаимодействии с учеником, и ученик находится во взаимодействии с родителем. Мы все представляем чётко эту линию и эту стратегию взаимоотношений. Но давайте, попробуем посмотреть шире на эту схему. Почему действительно необходимо наладить эти взаимодействия? И что произойдёт, если какая-то из этих связующих ниточек уйдёт? Мы можем предположить, что контакт Родитель и Учитель будет не столь прочным. Что увидит наш ученик? Дети чаще видят пример взаимодействия родителя с учителем. И я родителям на первом же собрании говорю: «Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок умел налаживать контакты, способы взаимодействия с учителем и с другими учителями или с другими учениками, приходите чаще в школу. И даже сейчас, в период пандемии, можно наладить общение, пусть даже это будет онлайн общение. Ученик должен видеть взаимодействие Родителя и Учителя. Что получается? Если Учитель и Родитель находятся в зоне конфликта, ученик тоже начнёт конфликтовать. Если Родитель и Учитель понимают друг друга, видят эти взаимосвязи, понимают, как нужно выйти из проблемной ситуации. Ученик будет тоже смотреть и учиться, как это можно сделать. И очень важно определить нам учителям, что помимо нашей тесной связи у наших Учеников и Родителей есть другие ниточки. Учитель взаимодействует не только с одним учеником и с одним родителем, на самом деле эта схема многогранная. Учитель выстраивает свои линии взаимодействия с другими учителями, с другими Учениками, с другими Родителями. И по сути дела у Ученика и у Родителя получается то же самое: Учитель – Ученик – Родители. Мы видим потребность этих взаимодействий потому, что ученик глядя на нас будет выстраивать эти связи более прочно. И когда Ученик видит взаимодействия других Учеников с Учителем, других Родителей с другими Учениками, он учится этим взаимодействиям. Не бывает однобокого взаимодействия. Схема получается объёмная – не плоская. Потому что я здесь выступаю и как Родитель (мама), и как ученик, когда учусь у других родителей. И важно показать это детям, что я могу выступать в разных ролях, не показывать себя только в роли Учителя. И мои взаимодействия, мои связи будут упрочняться.

Итак, как мы реализовываем наш Проект? Каждый родитель хочет видеть своего ученика, как написано в портрете. Но важно это показать и ученику: что и Родитель, и Дети, и Учитель заинтересованы в этом результате.

Что же мы делаем, чтобы наш проект существовал? Я расскажу о тех направлениях деятельности, которые помогут наладить взаимодействия родителя и учителя. Самый простой способ организовать родителей – это родительские клубы. Все мы понимаем, что все родители чем-то увлечены. Есть родители, которые увлечены спортом, есть – музыкой или театром. Всех родителей можно разбить в группы по интересам. И тогда родители предлагают те мероприятия, которые близки им.

Много организовано и проведено моими родителями совместных интересных дел. Почти каждую субботу мы проводим «Клуб выходного дня». Очень нравится детям, когда в выходные мы выезжаем за город, чтобы покататься на «плюшках» и на лыжах. Стадион «Строитель», где можно покататься на коньках, скатиться с горки на «ледянках» так же является любимым местом для моих детей и родителей. Или же собираемся в батутном зале для весёлого общения. В Школе скорочтения мы собираемся в «Игротеке» и играем в настольные игры. Запомнился моим ребятам совместный вечерний сбор с родителями на стадионе ФОКа для наблюдения за звёздным небом в настоящий профессиональный телескоп. И здесь же новые познания по астрономии от папы устроившего это необычное мероприятие.

Одна из продуктивных форм работы с родителями – проведение родительских собраний с детьми. Обычно такие собрания проводятся в форме отчёта, урока, соревнования. Так же родителям нравится форма работы – День открытых дверей, когда родители в течение одного учебного дня могут посетить любые уроки, кружки, увидеть, как учится их ребёнок, как взаимодействует с другими детьми. Понаблюдать за ребёнком со стороны на уроках и на переменах, сделать выводы. Хочу подчеркнуть важность этих уроков. Но здесь есть некоторый риск – когда родитель начинает сравнивать своего ребёнка с другим. Здесь надо обозначить форму взаимодействия Родитель и Учитель. Эту проблему я переношу в плоскость индивидуальных консультаций. И тогда я родителю объясняю: «Для вас важен результат вашего ребёнка» – и объективно оцениваю результаты ребёнка, нахожу плюсы и минусы. Очень важно на таких встречах совместно найти пути решения возникших проблем.

В школе проводятся совместные мероприятия с родителями: «Давайте познакомимся», «Моя дружная семья», «Семейные традиции», «День рождения коллектива», «Самая читающая семья», «Папа, мама и я – спортивная семья».

Дети принимают активное участие в акции «Синичкин день». С родителями изготавливали кормушки и скворечники. После вывешивания кормушек выполняли отчёты в виде рисунков и фотографий о посетителях своих кормушек.

Очень нравится такая форма работы как «Семейная экскурсия». 2 – 3 семьи могут организовать такую экскурсию. Эта может быть как пешая экскурсия, так и не автобусе. Родители разрабатывают интересный маршрут и проводят детей по нему, знакомят с интересной информацией.

Один из последних проектов организовал один из самых активных пап нашего класса. Это субботние занятия в Школе скорочтения по сборке Кубика Рубика. Поскольку желающих научиться собирать оказалось достаточно много, ребят разделили на две группы. Теперь каждую субботу в положенное время ребята приходят на занятия и изучают эту увлекательную головоломку. В классе висит плакат, на котором дети отслеживают свои успехи, фиксируют свои достижения. Итогом данного проекта будут состязания по сборке Кубика, награждение и чаепитие.

Все четыре года для учителя начальных классов – это проект. Сейчас у меня третий класс. Мы ещё не заканчиваем наш проект, у моих родителей есть ещё много идей, которые, я надеюсь, мы сможем воплотить в жизнь. И я хочу показать моим родителям, что этот проект для них в четвёртом классе не закончится. Для них этот проект начался с рождением их ребёнка. Период начальной школы – это лишь маленькая ступенька в большом проекте. И только вместе преодолевая трудности, мы развиваемся, становимся дружнее, а жизнь наша наполняется яркими красками.

Я желаю, чтобы вы делали свои проекты, и чтобы жизнь ваших детей была насыщенной и любознательной.


 

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ

РАБОТА С СЕМЬЯМИ ШКОЛЬНИКОВ, ИХ

На первом собрании я говорю родителям, что мы начинаем большой проект

На первом собрании я говорю родителям, что мы начинаем большой проект

Есть родители, которые увлечены спортом, есть – музыкой или театром

Есть родители, которые увлечены спортом, есть – музыкой или театром
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2022