Чиликина Ирина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
E-mail: chilikina.irina@internet.ru
РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В тексте статьи рассматривается вопрос формирования функциональной грамотности учащихся при работе с текстом, также даются пример некоторых упражнений, ориентированных на повышение читательской грамотности и креативного мышления. Высказывается мысль о том, что работа с текстом на уроке помогает ученикам развивать навыки чтения и понимания прочитанного, что является ключевым элементом функциональной грамотности.
Ключевые слова: читательская грамотность, креативное мышление, функциональная грамотность, текст, урок, литература, учащиеся.
Abstract. The text of the article examines the issue of the formation of functional literacy of students when working with text, and also gives an example of some exercises aimed at improving reading literacy and creative thinking. It is suggested that working with text in the classroom helps students develop reading skills and reading comprehension, which is a key element of functional literacy.
Key words: reading literacy, creative thinking, functional literacy, text, lesson, literature, students.
Понятие функциональной грамотности сейчас является устоявшимся понятием в сфере педагогических работников. Появившееся в 1970-ых годах понятие подразумевало изначально совокупность навыков чтения и письма у детей, которая помогала бы детям в решении бытовых задач. Так дети формируют способность использовать полученные знания на практике, то есть в социальной среде.
К функциональной грамотности принято относить многие компетенции (математическую, финансовую, естественно-научную), но если мы говорим о гуманитарных дисциплинах, то, конечно, в первую очередь мы будем сюда включать читательскую грамотность и креативное мышление.
Результат развития функциональной грамотности – это овладение учащимися системой ключевых компетенций: языковой, прагматической, разговорной, социально-лингвистической, стратегической, речемыслительной. Функциональную грамотность составляют предметно-информационный, деятельностно-коммуникативный, личностно-ориентационный компоненты, из этого складывается целостная система личных свойств обучающихся [3: 39].
На уроках русского языка и литературы в школе работа с текстом играет важную роль. Во-первых, тексты помогают учащимся развивать навыки чтения и понимания, написанного на их родном языке. Через работу с текстами обучающиеся могут улучшать свою восприимчивость к новым словам, пополнять словарный запас и научиться осознавать смысловую нагрузку каждого отдельного предложения.
Во-вторых, работа с текстом на уроках позволяет учащимся развивать критическое мышление и аналитические способности. Рассматривая произведения разных авторов и различные жанры, они изучают структуру текста, осознают роль главного действия и поддерживающих его элементов. Ученики также могут анализировать языковые средства, используемые автором в тексте, и обсуждать их эффективность для передачи мыслей и эмоций.
Кроме того, работа с текстом на уроке литературы позволяет ученикам познакомиться с разными культурами и историческими периодами. В литературных произведениях можно найти отражение разных эпох, традиций и общественных проблем. Через чтение разнообразных текстов ученики расширяют свой кругозор, узнают о разных идеологиях и оценивают и критически.
О чем бы ни шла речь на уроке – мы, формируя соответствующие понятия, умения, непременно отталкиваемся от действительности, а сформировав их, снова обращаем учащихся к реалиям действительности, к практическому опыту [1: 11]. А это как раз и важно при формировании функциональной грамотности.
Развитие навыков работы с текстом во время урока и внеурочной деятельности способствует не только успеху в учебном процессе, но и развитию коммуникативных навыков и критического мышления, что важно для успешной адаптации личности в современном информационном обществе.
Работа с текстом имеет свои особенности и требует специфического подхода. Практически каждый урок предполагает работу с отрывками прозаических произведений. Система работы с текстом может включать различные этапы и методы, направленные на развитие навыков.
Формирование функциональной грамотности через развитие речевых умений в процессе изучения литературы возможно через выполнения серии специальных работ: краткой характеристики писателя в целом, словаря нравственно-психологических понятий писателя или героев, упражнения в их правильном использовании, пересказов-анализов разного рода, устных и письменных рецензий и отзывов на литературные произведения.
Ниже предлагаются упражнения, которые можно использовать на уроках литературы при изучении прозаического текста.
Внимательно прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания.
«Послушай, дедушка!.. Я хочу признаться… — Она перешла на шепот: — Я тоже, как Димка… предатель! Ты не улыбайся. Сейчас узнаешь, кто я, закачаешься!.. Я тебя предала! — Ленка в ужасе и страхе посмотрела на Николая Николаевича и проговорила, с трудом выталкивая слова: — Я тебя стыдилась… что ты ходишь… в заплатках… в старых калошах. Сначала я этого не видела, ну, не обращала внимания. Ну дедушка и дедушка. А потом Димка как-то меня спросил, почему ты ходишь как нищий? Над ним, говорит, из-за этого все смеются и дразнят Заплаточником. Тут я присмотрелась к тебе и увидела, что ты на самом деле весь в заплатках… И пальто, и пиджак, и брюки… и ботинки чиненые-перечиненые, с железными подковками на каблуках, чтобы не снашивались.
Ленка замолчала.
— Ты думаешь, что я бросилась на Димку с кулаками, когда он мне это сказал? Думаешь, встала на твою защиту? Думаешь, объяснила ему, что ты все деньги тратишь на картины?.. Нет, дедушка! Нет… Не бросилась! Наоборот, начала тебя стыдиться. Как увижу на улице — шмыг в подворотню и провожаю глазами, пока ты не скроешься за углом. А ты, бывало, идешь так медленно… Цок-цок железными подковками при каждом шаге… Видно, думаешь о чем-то своем, и вид у тебя одинокий, как будто тебя все бросили» [2: 174].
1)Попробуйте определить тему и главную мысль отрывка.
2)Обратите внимание на особенность структуры повествования. Назовите и охарактеризуйте их. Как вы считаете, к какому жанру может принадлежать текст, из которого взят данный отрывок?
3)Назовите героев данного отрывка и аргументируйте свои мысли. Попробуйте пережить состояние главных героев, читая их реплики.
Таким образом, в ходе работы над анализом текста ребята приходят к пониманию его основной мысли (идеи). Важное значение для школьника имеет и лингвоцентризм. Н. М. Шанский говорил, что мы должны научить ребенка читать… лингвистически вооруженным глазом [4].
4) Попробуйте самостоятельно сформулировать вопросы по тексту, используя «большие» и «маленькие» вопросы. Объясните, почему вопросы поделены на «карликов» и «великанов».
ВОПРОСЫ-КАРЛИКИ |
ВОПРОСЫ-ВЕЛИКАНЫ |
Кто…? Что…? |
Почему вы думаете, что… |
Когда…? Где…? |
Предположите, что будет, если… |
Как называется…? |
Согласны ли вы… |
Как зовут…? |
Верно ли… |
5)Запишите номера верных утверждений:
1. Героиню текста зовут Зинка.
2. Текст содержит в себе монолог.
3. Димка делится со своим дедушкой мыслями.
4. Ленка очень обеспокоена своим предательством.
5. Димка заставил Ленку по-новому взглянуть на своего дедушку.
6. Все деньги дедушка тратил на новые статуэтки.
6) Знаменитый русский критик В.Г. Белинский говорил о том, что произведение надо перечувствовать, чтобы потом «понять мыслью». Всякое произведение необходимо впустить в своё сердце, прочувствовать и только потом анализировать с точки зрения содержания и прочих тонкостей. Как вы считаете, что имел в виду писатель? Как вы можете перенести эту фразу на данный текст?
7) Какова особенность конфликта в данном тексте? В чём мы можем наблюдать своеобразие сюжета?
8) В чём состоят языковые особенности данного текста? Какой вывод мы можем сделать, анализируя речь героини?
9) Как представлены в тексте имена собственные? На что они могут указывать?
10) Как вы понимаете фразу «смысловое ядро текста»? Попробуйте найти его в данном отрывке.
Важно помнить, что работа с художественным текстом не должна быть ограничена простым чтением и поверхностным обсуждением. Она должна включать глубокий анализ и интерпретацию текстов, чтобы учащиеся полностью восприняли и оценили их литературное и художественное значение.
Очень важно во время анализа текста задавать обучающимся уточняющие вопросы, чтобы помочь им более точно выразить собственную мысль. Стоит обратить внимание на ключевые темы, символы, отношения между персонажами и развитие сюжета. Важно сделать акцент на лексику, стиль письма, риторику, метафоры и аллегории. Учащиеся должны обсуждать, как эти элементы способствуют созданию образа и передаче задуманного автором идейно-тематического содержания.
Если мы говорим о развитии креативного мышления, следует рассматривать разные точки зрения и толкования относительно конфликтных ситуаций, которые могут присутствовать в тексте.
Для формирования читательской грамотности у учащихся на уроках русского языка следует использовать упражнения, которые помогут ученикам научиться выделять «главное и второстепенное», особенно эти умения необходимы будут ученикам при работе над сжатым изложением или конспектом, а также при пересказе:
1. Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка, ничего не замечая на своем пути.
Мимо одноэтажных домов с кружевными занавесками на окнах и высокими крестами телеантенн – вверх!..
Мимо длинных заборов и ворот, с кошками на их карнизах и злыми собаками у калиток – вниз!..
Куртка нараспашку, в глазах отчаяние, с губ слетал почти невнятный шепот [2. 5].
2. Ленка неслась по улочкам городка, ничего не замечая.
Мимо одноэтажных домов с занавесками на окнах и крестами телеантенн – вверх!..
Мимо заборов и ворот, с кошками и собаками у калиток – вниз!..
Куртка нараспашку, с губ слетал невнятный шепот [2: 5].
Школьникам предлагается устно ответить на вопросы после текста:
1)О ком или о чем говорится в тексте?
2)Как можно сформулировать тему текста?
3) Чем тексты отличаются друг от друга?
4) Каким образом был сжат второй текст?
5) Как вы думаете, изменился ли его смысл?
6) Какой текст произвел на Вас большее впечатление?
Деформированность текста во втором случае позволяет показать школьникам, что основной смысл может оставаться неизменным при любых случаях, но во втором тексте мы уже не видим красочности, средств выразительности, что делает описание менее выразительным.
Последний вопрос может быть предназначен преимущественно учащимся, которые способны испытывать затруднения при восприятии текста на слух. Также школьники, отвечая на данный вопрос, уже выявляют главную мысль текста (важную для автора), а после выделяют второстепенную информацию. Подобные задания необходимо постоянно выполнять практически во всех классах. По мере совершенствования умений следует усложнять их содержание.
Подобное упражнение помогает развивать умение детей анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно- изобразительных средств языка.
Развитие функциональной грамотности необходимо для того, чтобы человек мог успешно функционировать в обществе, эффективно решать различные задачи, успешно справляться с проблемами, которые могут возникнуть в повседневной жизни. Функционально грамотный человек умеет критически мыслить, анализировать информацию, принимать решения и действовать в соответствии с этими решениями.
Таким образом, работа с текстом является эффективным способом формирования функциональной грамотности учащихся, помогая им развивать навыки чтения, письма, устной речи, а также понимания культурных особенностей языка. Учащиеся учатся составлять тексты, выражать свои мысли и идеи ясно и последовательно. Развитие функциональной грамотности является важным аспектом образования, который помогает подготовить учащихся к успешной жизни и карьере.
Список литературы:
1. Власенков А.И. О школьных курсах русского языка и практической русской словесности. – М., 1995
2. Железняков В.К. Чучело. – Москва: Издательство АСТ, 2022.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. С. 223
4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.