Чтение в истории человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:
« Я СЛЫШУ – Я ЗАБЫВАЮ,
Я ВИЖУ – Я ЗАПОМИНАЮ,
Я – ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ».
Проблема чтения актуальна особенно сегодня, когда интерес у современных детей к книге падает, в связи с развитием информационных технологий. поэтому на плечи педагога ложиться огромная ответственность. ему необходимо не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, но еще и сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен обладать прочным и полноценным навыком чтения. Навыки чтения формируются у детей в начальной школе и влияет на успешность обучения по всем предметам без исключения. чтение-это не только умение переводить звуки в буквы, но и умение понимать, интерпретировать, использовать текст.
Работа с текстом направлена на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия – УУД) в учебных и жизненных ситуациях.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после чтения.
Грамотность чтения – это способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не только техника чтения и буквальное понимание текста, но ещё понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Пример конструирования задачи
(работа с текстом)
1. Ознакомление
Прочитайте текст и скажите, что…где…когда?....
2. Понимание
Предположите, как могли бы развиваться события дальше, что могло ещё находиться, произойти…
3. Применение
Сделайте эскиз рисунка/схемы, заполните таблицу…
4. Анализ
Раскройте особенности… Разделите текст на смысловые части. Объясните своё мнение.
5. Синтез
Изложите в форме… своё мнение/понимание… Докажите, что …
6. Оценка
Оцените значимость …для… Почему события развивались так … ?
Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО
Работа с текстом учебника.
Цели чтения:
Ø Знакомство с информацией
Ø Понимание информации
Ø Запоминание информации
Ø Работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами)
Ø Подтверждение выдвинутых гипотез
Ø Использование информации в жизненных ситуациях
УРОВНИ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ:
(ПРОСТЫЕ ЗАДАНИЯ.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР)
1 уровень – ниже базового уровня.
Умение понимать и выделять главное, тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на првседневном знании.
2 уровень – базовый.
Понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, которвый может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний.
(СРЕДНИЙ и ВЫСОКИЙ УРОВНИ.
ПРОДУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР)
3-6 уровень.
3-ий (средний) уровень.
Распознование и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания.
4-ый уровень (повышенный).
Понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок.
5-6-ой уровень(высокий)
Понимание длинных и сложных текстов. Воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез,базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях.
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.