"Работа с текстом на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
преподавание
1 кл—4 кл
08.05.2022
"Работа с текстом на уроках в начальной школе"
методы, этапы и формы работы с текстом. Методическая помощь и рекомендации начинающим учителям
Работа с текстом на уроках в начальной школе.docx

       Чтение в истории человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

 

  

КИТАЙСКАЯ    МУДРОСТЬ    ГЛАСИТ:

                « Я СЛЫШУ – Я ЗАБЫВАЮ,

                                    Я ВИЖУ – Я ЗАПОМИНАЮ,

                                                     Я – ДЕЛАЮ – Я УСВАИВАЮ».

 

          Проблема чтения актуальна особенно сегодня, когда интерес у современных детей к книге падает, в связи с развитием информационных технологий. поэтому на плечи педагога ложиться огромная ответственность. ему необходимо не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, но еще и сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

 

         Задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен обладать прочным и полноценным навыком чтения. Навыки чтения формируются у детей в начальной школе и влияет на успешность обучения по всем предметам без исключения. чтение-это не только умение переводить звуки в буквы, но и умение понимать, интерпретировать, использовать текст.

 

     Работа с текстом направлена на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия – УУД) в учебных и жизненных ситуациях.

 

       Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».  

 

       Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после чтения.

 

      Грамотность чтения – это способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не только техника чтения и буквальное понимание текста, но ещё понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

 

          Пример конструирования задачи

                                (работа с текстом)

1.  Ознакомление

Прочитайте текст и скажите, что…где…когда?....

 

2.  Понимание

Предположите, как могли бы развиваться события дальше, что могло ещё находиться, произойти…

 

3.  Применение

Сделайте эскиз рисунка/схемы, заполните таблицу…

 

4.  Анализ

Раскройте особенности… Разделите текст на смысловые части. Объясните своё мнение.

 

5.  Синтез

Изложите в форме… своё мнение/понимание… Докажите, что …

 

6.  Оценка

Оцените значимость …для… Почему события развивались так …  ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО  1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.  практическое отличие текста от набора предложений. выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. озаглавливание текста (подбор заголовков). составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО  2 класс - обучение детей работать с текстом:  правильное, сознательное, выразительное чтение; владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный); деление на абзацы и составление плана прочитанного текста; составление характеристики героев и их поступков; подбор синонимов и антонимов к словам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО   3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:  самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента); нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; выделение главной и второстепенной информации; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; самостоятельное формулирование вопросов по тексту; сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

                   Работа с текстом учебника.

Цели чтения:

 

Ø Знакомство с информацией

 

Ø Понимание информации

 

Ø Запоминание информации

 

Ø Работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами)

 

Ø Подтверждение выдвинутых гипотез

 

Ø Использование информации в жизненных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

  УРОВНИ   ГРАМОТНОСТИ  ЧТЕНИЯ:

 

(ПРОСТЫЕ ЗАДАНИЯ.

 РЕПРОДУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР)

 

       1 уровень – ниже базового уровня.

Умение понимать и выделять главное, тему и цель в простом тексте, касающемся знакомой темы, базирующейся на првседневном знании.

 

       2 уровень – базовый.

Понимание и выделение одной или нескольких более простых идей в тексте, которвый  может содержать противоречивую информацию. Умение делать простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний.

 

(СРЕДНИЙ и ВЫСОКИЙ УРОВНИ.

ПРОДУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР)

 

3-6 уровень.

 

       3-ий (средний) уровень.

Распознование и установление отношений между отдельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания.

 

        4-ый уровень (повышенный).

Понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок.

       

        5-6-ой уровень(высокий)

Понимание длинных и сложных  текстов. Воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и логики. Критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез,базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях.

 

 

 

 

 

      Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, а также приобретать социально-нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/06/21/k_5d0c9e7fbae5b/img_user_file_5d0c9e8063470_8.jpg

Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Автор разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия (серии занятий) связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять , почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т. д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определить направление поиска, анализа.Шесть шляп – шесть разных способов мышления.  Красная шляпа означает эмоциональное мышление, черная – критическое, желтая – оптимистичное, зеленая шляпа – это творчество, синяя шляпа отвечает за управление мышлением, а белая шляпа – за факты и цифры. Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор и научиться думать разными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противоположность желтой шляпе.  Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это – творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

 

 

 

 

 

 

 

 

Белая шляпа – мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!! Можно цитировать чью-то субъективную точку зрения, но бесстрастно, как цитату. Пример: «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев рассказа» и др.

 

 

 

 

Это – обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, найти обобщающие параллели и т. д. Группе, выбравшей синюю шляпу, необходимо все время работы поделить на две равные части: в первой – походить по другим группам, послушать, что они говорят, а во второй – вернуться в свою «синюю» группу и обобщить собранный материал. За ними – последнее слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Чтение в истории человечества всегда играло важную роль

Чтение в истории человечества всегда играло важную роль

Оценивается не только техника чтения и буквальное понимание текста, но ещё понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей

Оценивается не только техника чтения и буквальное понимание текста, но ещё понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям

Работа с текстом учебника. Цели чтения: Ø

Работа с текстом учебника. Цели чтения: Ø

УРОВНИ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ : (ПРОСТЫЕ

УРОВНИ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ : (ПРОСТЫЕ

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"

"Работа с текстом на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2022