Работа с терминами и понятиями на уроках ОРКСЭ
Основными задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России и др.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии (культурологические представления о религиозных идеалах);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов)
Основными понятиями с которыми знакомятся обучающиеся начальной школы из урока в урок являются:
Отечество, мораль, нравственность, добро, добродетель, справедливость, ответственность, семья, жизнь, честь, достоинство.
Цель работы: анализ теоретических и практических методик работы над формированием понятийного аппарата обучающихся в процессе изучения курса ОРКСЭ
Задачи:
изучить основные методы и приемы формирования понятийного аппарата;
привести примеры использования эффективных практик работы по изучению терминов и понятий в курсе ОРКСЭ
Организацию работы по формированию перечисленных понятий, относящихся к категории нравственных, целесообразно выстраивать следующим образом:
В качестве базового алгоритма формирования нравственных понятий мы использовали следующий:
Этапы |
Содержание |
Возможные приемы и методы |
Мыслительные операции |
|
Первый этап. Определение понятия |
Формулирование собственного определения понятия;
|
Работа со справочной литературой и живая
беседа-опрос. |
Сравнение, анализ имеющихся определений, обобщение. |
|
Все предположения учащихся, полученные на данном этапе, выслушиваются, обсуждаются. В ходе опроса педагог фиксирует все неповторяющиеся определения понятия на доске. Учащиеся заполняют в кластере смысловые единицы «родственные слова», «словосочетания», «ассоциации» |
||||
Второй этап. Подбор близких по значению понятий |
Путем подбора синонимов к изучаемому понятию углубляется
и расширяется смысл учащихся об этом понятии. |
Поиск близких понятий
|
Подбор синонимов – сравнение. |
|
Учитель предлагает на этом и последующих этапах высказать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам каждому из участников взаимодействия. Учащиеся заполняют в кластере смысловые единицы «слова-синонимы» |
||||
Третий этап. Подбор противоположных понятий |
Учащиеся подбирают антонимы к изучаемому
нравственному понятию по следующим вопросам. |
Поиск противоположных понятий |
Подбор антонимов-сравнение. |
|
Учащиеся заполняют в кластере смысловые единицы «слова-антонимы» |
||||
Четвертый этап. Определение отношения к содержанию понятия
|
Выявление достоинств рассматриваемого понятия
способствует формированию ценностного отношения. |
Метод моральных дилемм и дискуссий, метод аргументов и контраргументов |
анализ, абстрагирование |
|
Шестой этап. Упражнение по практике применения понятий и проверке их усвоения. |
Для отработки формируемого понятия учитель организует анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов, высказываний, художественных текстов, заключающих в себе глубокую мудрость, открытие которой побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами. |
Методы интерпретации, метод моральных дилемм и дискуссий, метод постановки вопросов, метод встречного текста и т.д. |
Анализ |
|
Учащиеся заполняют в кластере смысловые единицы «пословицы, поговорки» |
||||
Седьмой этап. Рефлексия взаимодействия |
Каждому из учащихся предлагается проанализировать
свою собственную деятельность, деятельность других участников по следующему
плану. |
1.«рефлексивный круг» - каждый участник по кругу
высказывается в соответствии с предложенным алгоритмом.
|
Анализ собственной деятельности |
|
Одним из ведущих приёмов в течение урока является прием «Построение информационной карты слова» или другими словами – составление кластера (кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия) по каждому из формируемых понятий, кластер является своеобразным результатом изученного материала.
Составление
словаря-глоссария является сквозным видом
учебной
деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя
систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария
составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля
и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики
изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать
наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать
самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для
конкретной культуры.
Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом, его итоги, а в завершении изучения курс проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.
Использование приемов ознакомления и усвоения учащимися терминов и понятий, изучаемых в курсе ОРКСЭ
В школьной практике используются разные приёмы ознакомления с новыми словами и их значениями:
1. Выяснение значения путём показа картины, макета, (лазурь, терем, гусли).
2. Словообразовательный анализ (добродушный-добрая душа, доброжелательный-желать добра).
3. Включение слова в словосочетание, предложение: уездный город, нарушить обещание, околеть от холода.
4. Использование толкового, этимологического, орфоэпического и др. словарей.
5. Составление словаря терминов и понятий.
Почти на каждом уроке нужно стараться проводить словарную работу – определять значение имени, названия, термина и понятия, отрабатываем их произношение и написание, подбирать синонимы и антонимы, раскрывающие нравственные качества и поступки и т.п. Например, коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь.
– Что такое милосердие?
Подберите синонимы к этому слову, из каких слов состоит это понятие.
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь?
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину».
С целью дальнейшего закрепления терминов и понятий можно проводить терминологические диктанты; составлять тематические кроссворды и разгадывать их.
Для закрепления изученных терминов и понятий эффективны следующие приемы:
Прием «Домино» - состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано понятие, на другой - определение к другому понятию.
Прием «Буквомикс»
Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу.
Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:
(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)
Оитллчныитьеми чмаетри дубржы
ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь
иернотесв.
Решение: Отличительными чертами дружбы являются избирательность,
бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов.
Прием «Расшифруй слово»
Представьте себе, что слово
«общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую
в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».
Например:
О — объединение, открытость;
Б — близость, безопасность;
Щ — щедрость;
Е — единение, единомыслие;
Н — необходимость;
И — искренность, истина.
Участники выполняют работу самостоятельно,
объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты
исследования и объясняют свой выбор.
Прием «Анаграммы»
Учащиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке. Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее».
Пример: Заполните табличку,
решив анаграммы, объясните слова, выберите лишнее:
анаграмма термин
значение
рльома
мораль
родоб
добро
релспавдьивсто справедливость
рокпо
порок
бдосова
свобода
Прием «Жемчужина в раковине»
Как мы видим, у всех людей есть свои достоинства как «Жемчужина в раковине» и недостатки как «Камушек в ботинке», и все мы желаем толерантного отношения к себе.
Учитель:
Работа в группах. Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, а вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие – нет:
уважение мнения и прав других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
(сотрудничество)
уважение человеческого достоинства
чуткость, милосердие
сострадание,
прощение,
принятие другого таким, каким он есть,
жестокость,
неуважение,
эгоизм,
нетерпимость,
пренебрежение,
зависть, унижение
Все приведенные приемы работы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.
Содержание работы с терминами и понятиями на уроках ОРКСЭ составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала.
Эта работа способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса, происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.
В ходе такой работы учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.
Работа с терминами и понятиями неотделима от анализа идейного содержания текста. Она обеспечивает не только единство урока, но и глубокое понимание самих слов, так как и основное значение слова и особенно его оттенки отчетливо выделяются в контексте. Особенность словарной работы состоит еще в том, что учитель управляет этим процессом, делает его эффективнее, обеспечивает правильность и полноту усвоения ее детьми.
Источники
1. Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012». http://mkkomba.narod.ru/orkse.htm
2. Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем: Пособие-хрестоматия для учителя / Сост. Фисенко Т.И. под ред. Л.П. Мошейко. – Х.: ХК ИРО, 2011. – 60 с.
3. Холл Р. Нравственное развитие: книга для учителя. – Нью-Йорк, 1995.
4. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – 288 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.