Работа со Словарём толерантных слов.
Оценка 4.7

Работа со Словарём толерантных слов.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
27.01.2020
Работа со Словарём толерантных слов.
Словарь может использоваться на уроках ОРКСЭ
Работа со Словарем толерантных слов в начальной школе.docx

         Бадмаева Н.Г., Садовская О.П.

МАОУ СОШ №49

Работа со Словарем толерантных слов в начальной школе.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В русской культуре формирование понятия толерантности началось позже, чем в западных этнокультурах, и продолжается до сих пор. Таким образом, его содержательная сторона постоянно актуализируется, пополняется, затрагивая все новые аспекты человеческих взаимоотношений. Сейчас «толерантность» (от лат. tolerantia - терпение) определяют как «терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям». Это всецелое признание ценности всего, что объединяет людей, и уважение к имеющимся между ними различиями.

Усвоение семантического поля «толерантность» не может проходить стихийно. Для этого необходимо упорядочение словарной работы на уроках, управление процессами обогащения словаря школьников не только с целью обучения грамотному письму, но и для полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи,  слово не ограничивается указанием  на тот  или иной  предмет, а также  вводит этот  предмет в  систему связей и отношений, анализирует и обобщает его. 

          Для работы на уроках русского языка, литературного чтения, ОРКСЭ нами  был разработан «Словарь толерантных слов» для учащихся начальной школы.

Цель данной работы:

·        способствовать расширению словарного запаса учащихся по теме «Толерантность»;

·        донести до учеников, что мир, окружающий нас, разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен;

·        воспитать у учеников  такие качества, как расположенность к другим, чуткость, альтруизм, сдержанность, ответственность, умение владеть собой, умение слушать, способность к сопереживанию.

 

 

Пример  работы на уроке русского языка.

В 4 классе на этапе «Словарная работа» рассматривается понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ по плану:

1.     Значение слова.

2.     Чтение и обсуждение афоризмов,  поговорок, пословиц, фразеологизмов.

3.     Запись слова, объяснение орфограмм с точки зрения русского языка.

4.     Варианты работы:

·        составление предложений и их запись;

·        запись наиболее понравившегося высказывания в тетрадь;

·        подбор однокоренных  слов;

·        подбор синонимов;

·        включение предложений для синтаксического разбора;

·        написание мини-сочинений (возможные темы: «Доброта – это…», «Я толерантный человек?», «Мир – это когда…»;

В домашнем задании можно предложить учащимся самостоятельно найти  к следующему уроку     определение  слова (например, альтруизм, честность и т.д.) и пословицу или поговорку с этим словом.

        Фразеологизмы, пословицы и поговорки языка формируют толерантность, в них непосредственно сосредоточена народная мудрость или, вернее, результаты культурного опыта народа. Задача учителя показать, как в них отразились этические нормы, правила социальной жизни и поведения в обществе, отношение нации через ее культуру и язык к миру, другим народам и культурам. Например:

·        Толерантность - это мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности (Не рой другому яму, сам в нее попадешь).

·         Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности (Каждый кулик свое болото хвалит). 

  • Толерантность – доброжелательность (Злое слово хуже стрелы ранит).
  • Толерантность - самообладание, разрешение конфликтов и проблем (Злобу ум побеждает. Держи язык за зубам).

Поговорки учат толерантному отношению к людям и миру, потому что они помогают найти пути разрешения конфликтов и проблем: необходимо быть сдержанным, следить за речью, не доводить до ссоры и до появления недоразумений, недопонимании и конфликтов. Толерантность - это гибкость, это тоже один из стилей общения. Промолчать, дать собеседнику высказаться, внимательно его послушать - это тоже толерантность.

·        Толерантность - это проявлять доброту и великодушие к человеку (Доброе слово и кошке в радость).


    

  Работа с пословицами и поговорками приобщает ребенка к доброму слову и учит его посредством доброго слова находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций, учит правильному общению с людьми с позиции языка добра, уважению точки зрения другого человека, управлению своими чувствами и эмоциями. С подобным материалом возможны разные формы работы как групповой, так и индивидуальной.

         Аналогично рассматриваются другие понятия из Словаря. На изучение одного понятия может  быть отведено несколько уроков. Более подробная работа ведется на уроках литературного чтения, ОРКСЭ.


       При подготовке к урокам ОРКСЭ опираемся на  природные особенности детского возраста – любознательность, стремление к самостоятельному поиску, творческое начало. Подбираются задания, которые дают ученику ощущение самостоятельности, открытия.

Виды упражнений:

·        восточный мыслитель Джебран сказал: «Ты слеп, а я глух и нем, так давай же….». Задание: предложите свои варианты окончания фразы (ответ - возьмемся за руки и постараемся понять друг друга);

·        в нашей жизни мы часто забываем о том, что мы - люди и должны жить в мире и согласии друг с другом. А  ведь еще древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать в жизни:…» Задание: предложите свои варианты окончания фразы (ответ - ненависти, зависти и презрения»). В подобных случаях работа над заданием может перерасти в беседу на воспитательную тему, раскрывающую положительный эталон нравственного качества;

·       подготовьте страничку устного журнала: "Умею ли я дружить?» и др.

         Таким образом, применение в обучении проблемной ситуации позволяет добиться следующих результатов:

·        осознания учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала;

·        создания условий для развития умений сравнивать, анализировать, использовать научные методы познания – умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения;

·        мотивации саморазвития личности;

·        формирования интеллектуальных способностей учащихся.

Считаем, что систематическая работа по обогащению словарного запаса учащихся нравственными понятиями способствует формированию  определенных этических знаний и усвоению норм поведения в обществе, дает возможность повысить уровень самостоятельности и творческой активности учащихся, развивает  умение пользоваться словарями, воспитывает  уважение

к одноклассникам, а так же терпимость к чужому мнению.

 

 

Список источников информации

1.     Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

2.     Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. - 2002.- №2. - С.104-116.

3.     Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать? / П.Степанов // Нар. образование. –2001. - №6. – С.152-156. 

4.     Степанов П.В. Воспитание детей в духе толерантности. / П.В. Степанов // Классный руководитель.- 2002.- №2.- С.18 - 20. 

5.     Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. – М.: «Ось-89», 2004 г., с 57.

6.     Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

7.     http://rudocs.exdat.com/docs/index-11518.html?page=2




 

Скачано с www.znanio.ru

Бадмаева Н.Г., Садовская О.П.

Бадмаева Н.Г., Садовская О.П.

Пример работы на уроке русского языка

Пример работы на уроке русского языка

Работа с пословицами и поговорками приобщает ребенка к доброму слову и учит его посредством доброго слова находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций, учит правильному…

Работа с пословицами и поговорками приобщает ребенка к доброму слову и учит его посредством доброго слова находить выход из проблемных и конфликтных ситуаций, учит правильному…

Список источников информации 1

Список источников информации 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020