7 . Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели
Мы уже знаем, что внутреннюю энергию можно изменить двумя
способами: посредством теплопередачи (т.е. без совершения работы) и
посредством совершения работы.
Пар или газ при расширении могут совершить механическую работу.
Именно это и интересовало ученых и изобретателей в середине
восемнадцатого века, когда возникла необходимость в создании тепловых
двигателей, которые могли бы заменить лошадей, не справляющихся с
работой по подъему руды и рабочих из шахт.
Первую паровую машину в России построил в 1765 году Иван Иванович
Ползунов. Она работала какоето время на Алтае. Машина Ползунова
поднимала руду и шахтеров из шахты, но вскоре (после смерти Ползунова)
подносившийся механизм никто не мог отремонтировать, и машина перестала
работать.
Через 12 лет в Англии Джеймс Уатт построил более совершенную паровую
машину с центробежным регулятором и запатентовал ее. С тех пор
изобретателем паровой машины считается Уатт, а о Ползунове забыли. В
честь Уатта единица мощности называется Ватт.
Паровая машина была использована при строительстве паровоза ( в
России – отец и сын Черепановы, в Англии – Стефенсон). Позже паровая
машина была установлена на пароходах.
Широкое применение тепловых двигателей стало возможным
благодаря открытиям ученых и изобретениям инженеров. Среди ученых
следует особо отметить французского ученого Сади Карно, который написал
работу «Размышление о движущей силе огня и о машинах, способных
развивать эту силу». В тепловых двигателях химическая энергия топлива
преобразуется в механическую энергию. Происходит это в два этапа.
1) При сгорании топлива химическая энергия (потенциальная энергия
взаимодействия атомов) преобразуется в кинетическую энергию хаотического
движения молекул. При этом нагревается некоторая масса газа, которая
называется рабочим телом.
2) Газ (рабочее тело) расширяется, совершая работу (двигая поршень).
При этом газ охлаждается: кинетическая энергия хаотического движения
молекул преобразуется в механическую энергию.
Действие теплового двигателя имеет циклический характер: после
того, как рабочее тело расширилось, совершив работу, его необходимо сжать
до прежнего объема, чтобы оно могло совершить работу в следующем цикле.
Из каких же элементов состоит тепловой двигатель?Для того, чтобы тепловой двигатель совершал полезную работу,
необходимо периодически нагревать и охлаждать рабочее тело, то есть
периодически передавать рабочему телу и отбирать у него некоторое
количество теплоты, как меру измерения изменения внутренней энергии газа.
Поэтому, тепловой двигатель должен состоять из трех элементов:
рабочее тело – обычный газ;
нагреватель, имеющий температуру Т1, в контакте с
которым рабочему телу сообщается количество теплоты Q1;
1)
2)
3)
холодильник, имеющий температуру Т2