«Работа классного руководителя по развитию творческих способностей обучающихся»

  • Семинары
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Современный этап развития школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит классному руководителю. Для того чтобы процесс развития творческих способностей учащихся протекал успешно, классному руководителю необходимо: • уметь видеть в каждом ученике индивидуальность, уникальность и неповторимость; • глубоко изучать личность воспитанника, его положение, статус в воспитательном процессе, иметь целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности; • организацию личностно-ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе строить на основе индивидуальных особенностей учащихся; • предоставить школьникам свободу выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного коллектива; • создать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и школьников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.
Иконка файла материала Роль классного руководителя в развитии творческих способностей школьников.docx
«Работа классного руководителя по развитию творческих способностей обучающихся» Выступление Куликовой О.А.  На педсовете: «Мотивационная  одаренность: от отбора к развитию»       Современный   этап   развития   школы   требует   новаторских   подходов   к   решению   задач   воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит классному   руководителю,   который   по   возложенным   на   него   функциям   как   педагог­ профессионал является   духовным   посредником   между   обществом   и   ребенком   в   освоении   культуры, накопленной   человечеством,   а   также   организует   систему   отношений   через  разнообразные виды деятельности классного  коллектива,  создает   условия   для  индивидуального  самовыражения  личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.      Для того чтобы процесс развития творческих способностей учащихся протекал успешно, классному руководителю необходимо: ∙  уметь видеть в каждом ученике индивидуальность, уникальность и неповторимость; ∙   глубоко изучать личность воспитанника, его положение, статус в воспитательном процессе, иметь целостное   и   адекватное   представление   о   каждом   ученике,   его   достижениях   и   проблемах,   о   сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности; ∙  организацию личностно­ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе строить на основе индивидуальных особенностей учащихся; ∙   предоставить   школьникам   свободу   выбора   форм   и   способов   проявления   своей   активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного коллектива; ∙   создать   в   коллективе   класса   творческую   атмосферу,   побуждающую   классного   руководителя   и школьников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.         Отправной точкой в решении этих задач может являться т.н.  карта интересов (см. Приложение 1)  В этой карте отмечается область знаний, особенно интересная ученику, виды деятельности (литературное творчество, искусство, мир природы, спорт, технология, а также предварительный выбор профессии). Данная карта корректируется в течение года, так как у ребят появляются новые интересы, создаются условия для их реализации.    Эта карта помогает  сориентировать ребят, иногда с помощью родителей и учителей­предметников, в более   правильном   выборе   кружков,   спортивных   секций,   виде   деятельности.   В   результате   этого появляется карта занятости учащихся в кружках и спортивных секциях (см. Приложение 2), которая дает   возможность знать не только то, чем интересно заниматься моим детям, но и более эффективно планировать   внеклассную   и   внешкольную   работу.   Сравнивая   эти   две   карты,     можно   проследить, насколько полно реализуются интересы детей.     Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности, спортивные, литературные,   исследовательские   и   другие,   раскрыть   которые   больше   возможности   во   внеклассной деятельности. Можно выделить 3 основных направления: 1. Создание воспитывающей среды путем развития ученического самоуправления и использования КТД (коллективного творческого дела); 2. Непосредственное воздействие на ученика, т. е. индивидуальная работа с учеником; 3. Взаимодействие   с   родителями,   учителями­предметниками,  руководителями дополнительного образования… Именно   самоуправление   может   способствовать   личностному   росту   школьников,   развитию   их ответственности и самостоятельности, ведь конечная цель развития самоуправления – формирование творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе – социальный заказ общества.    Принципы самоуправления в классе:­   равноправие   (все   имеют   право   решающего   голоса   при   принятии   того   или   иного   решения); целесообразность   (деятельность   органов   самоуправления   направлена   на   реализацию   интересов   и потребностей   учащихся);   добровольность   (каждый   может   изъявить   желание   выполнять   то   или   иное поручение,   вид   работы);   гласность   (работа   органов   самоуправления   открыта   для   всех   учащихся); ответственность (каждый несет ответственность за порученное или выбранное дело и отчитывается перед членами коллектива на классном собрании); творчество и самостоятельность (каждый ученик может предложить интересное дело, внести предложение об улучшении деятельности самоуправления; все, что дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно).    Самоуправление – это основа сотрудничества учеников и учителей. Классный руководитель является членом   этого   коллектива.   Роль   классного   руководителя   здесь   заключается   в   том,   чтобы   научить, посоветовать, проконсультировать, принять участие в планировании, реализации деятельности членов самоуправления или всего класса в целом. Ребята, выбрав дело по желанию, в продолжение обучения проходят   настоящую   школу   лидеров,   добросовестных,   инициативных,   творческих.   Главную   роль   в воспитании ответственности за порученное или выбранное дело играет, конечно, классное собрание.       Например,   подросткам   интересно,   что   о   них   думают   друзья,   как   оценивают   их   человеческие   и творческие качества. «Что мне мешает и помогает учиться», «Моё «хочу» и «надо», «Расскажи мне о себе», «Мой класс глазами человека­невидимки»,­ вот темы некоторых. Кроме того, отчеты органов самоуправления, анализ дежурства по школе, оценка коллективных дел. Экскурсия (заочная и очная) как форма внеклассной работы позволяет не только совершать прогулки по музеям,   а   также   понять,   что   наша   страна   богата   талантливыми   людьми,  по   праву   считается   одной из колыбелей всемирной культуры. После экскурсии ставлю задачу ­ написать очерки, стихи, нарисовать картину и т.д., рассказывающие о их впечатлениях об увиденном и услышанном Жанр, который ученики выбрали, может свидетельствовать об их интересах, содержание работ – раскрыть отношение к жизни, к людям,   эмоционально­оценочный   мир   учеников.   В   такой   деятельности   обязательно   должны   быть отмечены лучшие работы. Если такая творческая деятельность учеников не эпизодична, то у классного руководителя может вырисоваться ещё одно интересное направление в работе с одарёнными учащимися – создание выставки работ одного ученика.     Индивидуальная   работа   классного   руководителя   и   строится   на   изучении   индивидуальных особенностей ученика, считается, что основой основ воспитания является умение педагога «подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается Движение   ребёнка   по   ступеням   творческого   развития   выстраивается   на   основе   адаптивной образовательной системы. Фиксируют этот рост все участники образовательного процесса: сам ученик, его родители, учителя­предметники, классный руководитель, одноклассники. Творческий рост возможен там и тогда, когда происходит взаимное приспособление системы к ученику и ученика к системе в школе,   а   в   социуме   –   среда   помогает   ребёнку   усвоить   новые   образцы   поведения,   культуры, соответствующие повышенным требованиям самой среды. В   развитии   творческих   способностей   школьников   большое   значение   имеет   рефлексия   и   учет творческих   достижений   учащихся.       Кроме   того,   успехи   во   всех   областях   отмечаются   в   личных портфолио учеников. В конце года планируем вместе с родительским комитетом провести презентацию портфолио   –   настоящий   праздник   творческих   достижений,   с   поощрением   учащихся   в   различных номинациях.         Важным направлением в развитии творческих способностей учащихся, а точнее в реализации этих способностей является индивидуальная деятельность классного руководителя и в ней – личный пример. Классный руководитель  должен идти к детям не только с большим научным багажом, но и с огромным, неисчерпаемым запасом активной, деятельной любви, доверия, уважения к ним. Школьники, будь то пятиклассники или выпускники, потянутся к классному руководителю лишь тогда, когда увидят в нем человека   интересного,   творческого,   преданного   учительскому   делу   и,   в   первую   очередь,   доброго, чуткого   к   миру   их   чувств   и   мыслей,   всерьез   заинтересованного   их   делами,   искренне   помогающего ученику поверить в себя, в свои возможности, находящего любую возможность ребенку реализовать себя как личности.развитие   индивидуальности,   добиться   того,   чтобы   ребенок   достиг   выдающихся   для   своего   возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».             Таким образом, чем активнее проявляются в воспитательном процессе творческие способности учеников, тем активнее и успешнее будет их жизненная позиция в дальнейшем. Процесс воспитания учащихся должен быть процессом творческим. И об эффективности воспитательной работы классного руководителя можно судить только по качественным и количественным показателям.