Современный этап развития школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит классному руководителю. Для того чтобы процесс развития творческих способностей учащихся протекал успешно, классному руководителю необходимо:
• уметь видеть в каждом ученике индивидуальность, уникальность и неповторимость;
• глубоко изучать личность воспитанника, его положение, статус в воспитательном процессе, иметь целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;
• организацию личностно-ориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе строить на основе индивидуальных особенностей учащихся;
• предоставить школьникам свободу выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного коллектива;
• создать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и школьников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей.
«Работа классного руководителя по развитию творческих способностей обучающихся»
Выступление Куликовой О.А.
На педсовете: «Мотивационная
одаренность: от отбора к развитию»
Современный этап развития школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания
личности ребенка. Наряду с принципом демократизации должен быть представлен и метод креативности
– ориентации на формирование творческой личности. Ключевая роль в решении этих задач принадлежит
классному руководителю,
который по возложенным на него функциям как педагог
профессионал является духовным посредником между обществом и ребенком в освоении культуры,
накопленной человечеством, а также организует систему отношений через разнообразные виды
деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения личности,
сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
Для того чтобы процесс развития творческих способностей учащихся протекал успешно, классному
руководителю необходимо:
∙ уметь видеть в каждом ученике индивидуальность, уникальность и неповторимость;
∙ глубоко изучать личность воспитанника, его положение, статус в воспитательном процессе, иметь
целостное и адекватное представление о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо
типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;
∙ организацию личностноориентированной воспитывающей деятельности в классном коллективе строить
на основе индивидуальных особенностей учащихся;
∙ предоставить школьникам свободу выбора форм и способов проявления своей активности,
возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного коллектива;
∙ создать в коллективе класса творческую атмосферу, побуждающую классного руководителя и
школьников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей
и способностей.
Отправной точкой в решении этих задач может являться т.н. карта интересов (см. Приложение 1) В
этой карте отмечается область знаний, особенно интересная ученику, виды деятельности (литературное
творчество, искусство, мир природы, спорт, технология, а также предварительный выбор профессии).
Данная карта корректируется в течение года, так как у ребят появляются новые интересы, создаются
условия для их реализации.
Эта карта помогает сориентировать ребят, иногда с помощью родителей и учителейпредметников, в
более правильном выборе кружков, спортивных секций, виде деятельности. В результате этого
появляется карта занятости учащихся в кружках и спортивных секциях (см. Приложение 2), которая
дает возможность знать не только то, чем интересно заниматься моим детям, но и более эффективно
планировать внеклассную и внешкольную работу. Сравнивая эти две карты, можно проследить,
насколько полно реализуются интересы детей.
Таланты бывают разные: талант управления, талант общения, артистические способности, спортивные,
литературные, исследовательские и другие, раскрыть которые больше возможности во внеклассной
деятельности. Можно выделить 3 основных направления:
1. Создание воспитывающей среды путем развития ученического самоуправления и использования
КТД (коллективного творческого дела);
2. Непосредственное воздействие на ученика, т. е. индивидуальная работа с учеником;
3. Взаимодействие с родителями, учителямипредметниками,
руководителями дополнительного
образования…
Именно самоуправление может способствовать личностному росту школьников, развитию их
ответственности и самостоятельности, ведь конечная цель развития самоуправления – формирование
творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе – социальный заказ общества.
Принципы самоуправления в классе: равноправие (все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения);
целесообразность (деятельность органов самоуправления направлена на реализацию интересов и
потребностей учащихся); добровольность (каждый может изъявить желание выполнять то или иное
поручение, вид работы); гласность (работа органов самоуправления открыта для всех учащихся);
ответственность (каждый несет ответственность за порученное или выбранное дело и отчитывается перед
членами коллектива на классном собрании); творчество и самостоятельность (каждый ученик может
предложить интересное дело, внести предложение об улучшении деятельности самоуправления; все, что
дети могут сделать сами, они должны делать самостоятельно).
Самоуправление – это основа сотрудничества учеников и учителей. Классный руководитель является
членом этого коллектива. Роль классного руководителя здесь заключается в том, чтобы научить,
посоветовать, проконсультировать, принять участие в планировании, реализации деятельности членов
самоуправления или всего класса в целом. Ребята, выбрав дело по желанию, в продолжение обучения
проходят настоящую школу лидеров, добросовестных, инициативных, творческих. Главную роль в
воспитании ответственности за порученное или выбранное дело играет, конечно, классное собрание.
Например, подросткам интересно, что о них думают друзья, как оценивают их человеческие и
творческие качества. «Что мне мешает и помогает учиться», «Моё «хочу» и «надо», «Расскажи мне о
себе», «Мой класс глазами человеканевидимки», вот темы некоторых. Кроме того, отчеты органов
самоуправления, анализ дежурства по школе, оценка коллективных дел.
Экскурсия (заочная и очная) как форма внеклассной работы позволяет не только совершать прогулки по
музеям, а также понять, что наша страна богата талантливыми людьми, по праву считается одной
из колыбелей всемирной культуры. После экскурсии ставлю задачу написать очерки, стихи, нарисовать
картину и т.д., рассказывающие о их впечатлениях об увиденном и услышанном Жанр, который ученики
выбрали, может свидетельствовать об их интересах, содержание работ – раскрыть отношение к жизни, к
людям, эмоциональнооценочный мир учеников. В такой деятельности обязательно должны быть
отмечены лучшие работы. Если такая творческая деятельность учеников не эпизодична, то у классного
руководителя может вырисоваться ещё одно интересное направление в работе с одарёнными учащимися
– создание выставки работ одного ученика.
Индивидуальная работа классного руководителя и строится на изучении индивидуальных
особенностей ученика, считается, что основой основ воспитания является умение педагога «подметить в
каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается
Движение ребёнка по ступеням творческого развития выстраивается на основе адаптивной
образовательной системы. Фиксируют этот рост все участники образовательного процесса: сам ученик,
его родители, учителяпредметники, классный руководитель, одноклассники. Творческий рост возможен
там и тогда, когда происходит взаимное приспособление системы к ученику и ученика к системе в
школе, а в социуме – среда помогает ребёнку усвоить новые образцы поведения, культуры,
соответствующие повышенным требованиям самой среды.
В развитии творческих способностей школьников большое значение имеет рефлексия и учет
творческих достижений учащихся. Кроме того, успехи во всех областях отмечаются в личных
портфолио учеников. В конце года планируем вместе с родительским комитетом провести презентацию
портфолио – настоящий праздник творческих достижений, с поощрением учащихся в различных
номинациях.
Важным направлением в развитии творческих способностей учащихся, а точнее в реализации этих
способностей является индивидуальная деятельность классного руководителя и в ней – личный пример.
Классный руководитель должен идти к детям не только с большим научным багажом, но и с огромным,
неисчерпаемым запасом активной, деятельной любви, доверия, уважения к ним. Школьники, будь то
пятиклассники или выпускники, потянутся к классному руководителю лишь тогда, когда увидят в нем
человека интересного, творческого, преданного учительскому делу и, в первую очередь, доброго,
чуткого к миру их чувств и мыслей, всерьез заинтересованного их делами, искренне помогающего
ученику поверить в себя, в свои возможности, находящего любую возможность ребенку реализовать себя
как личности.развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста
успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки».
Таким образом, чем активнее проявляются в воспитательном процессе творческие способности
учеников, тем активнее и успешнее будет их жизненная позиция в дальнейшем. Процесс воспитания
учащихся должен быть процессом творческим. И об эффективности воспитательной работы классного
руководителя можно судить только по качественным и количественным показателям.