Работа классного руководителя с родителями в начальной школе
Оценка 4.6

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
родителям
Взрослым
12.01.2018
Работа классного руководителя с родителями в начальной школе
С поступлением ребенка в первый класс при хорошо организованном взаимодействии школа и родители становятся реальными партнерами в воспитании детей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет определенные задачи. От сложившихся в начальный период взаимоотношений будет во многом зависеть и последующая работа учителя с родителями, ведь для родителей учащихся начальных классов характерен высокий уровень воспитательной активности и потребности в диалоге со школой. Они активно посещают школу, интересуются своими детьми. Моя задача, как классного руководителя, с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей участниками педагогического процесса. Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, использую различные формы.
Работа классного руководителя с родителями в начальной школе.docx
Работа классного руководителя с родителями в начальной школе.  С поступлением ребенка  в первый класс при  хорошо организованном взаимодействии школа и родители становятся реальными партнерами в воспитании детей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет определенные задачи.  От   сложившихся   в   начальный   период   взаимоотношений   будет   во   многом   зависеть   и последующая работа учителя с родителями, ведь для родителей учащихся начальных классов характерен высокий уровень воспитательной активности и потребности в диалоге со школой. Они   активно   посещают   школу,   интересуются   своими   детьми.   Моя   задача,   как   классного руководителя,   с   первого   года   обучения   и   воспитания   детей   в   школе   сделать   родителей участниками педагогического процесса. Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, использую различные формы. В работе с родителями стремлюсь сочетать коллективные и индивидуальные формы.  При   индивидуальной   работе   использую   анкетирования,   посещение   ребёнка   на   дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов и встреч. Индивидуальная работа с родителями требует от учителя много усилий и творческой активности, но эффективность ее высока. В связи с этим использую алгоритм построения индивидуальной беседы с родителями: 1. Вводная беседа, в ходе которой стремлюсь установить доверительные отношения с родителями: внимательно выслушиваю их, проявив искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. 2. Стремлюсь   точно   охарактеризовать   возникшие   у   ребенка   проблемы.   Уточнение проблемы веду до тех пор, пока не достигну с родителем одинакового понимания. 3. Используя открытые вопросы, обсуждения, определяем возможные решения проблемы, ненавязчиво помогаю выдвинуть дополнительные способы решения проблемы.  4. Совместно с родителями составляем план решения проблемы, который также помогает родителям   понять,   какими   средствами   и   способами   они   могут   проверить   реалистичность выбранного решения. 5. Помогаю   родителям   в   реализации   плана:   строить   деятельность   с   учетом обстоятельства, времени, эмоциональных затрат. Настраиваю родителей на то, что частичная неудача еще не катастрофа и надо продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью. 6. Вместе с родителями оцениваем уровень достижения цели и обобщаем достигнутые результаты. Основной целью  посещения семьи я ставлю  знакомство с условиями жизни ученика. Из бесед   с   родителями   и   другими   членами   семьи,   я   получаю   представление   о   его   характере, интересах.   Вместе   с   тем   я   также   даю   родителям   педагогические   советы   об   организации домашних занятий, о режиме дня, о соблюдении правил личной гигиены, информирую  родителей об успеваемости и дисциплине ученика, о его работе и общественно полезном труде. Для того чтобы   беседа   с   родителями   была   конкретной   и   содержательной,   перед   посещением   семьи беседую с другими учителями, собираю сведения об успеваемости и поведении ученика. Практикую приглашение родителей в школу. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать. Говорить с родителями стараюсь просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели. Я стараюсь, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не   предшествовало   ожидание   неприятной   встречи   с   учителем,   чтобы   родители   ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка. Во время индивидуальных бесед выясняю условия жизни и работы школьника, обсуждаем конкретные случаи их поведения, намечаем пути устранения недостатков в учебной деятельности. Приглашаю родителей не только после того, как ученик нарушил дисциплину. Иногда мне, классному руководителю, надо договариваться об организации внеклассного мероприятия, о вовлечении родителей в какую­либо полезную работу. Для  родителей   всегда  открыты  двери  в   школу,   в  любой   день  они   могут  прийти   в  школу  и побеседовать об успеваемости и поведении детей. Осуществляю   переписки с родителями. Для этого   использую ученический дневник, в котором делаю краткие записи об отношении ученика к учебным и общественным обязанностям, о нарушении дисциплины и порядка. Для того чтобы партнерство школы и родителей было более эффективным, родители должны   обладать   определенным   уровнем   педагогической   культуры,   отражающей   степень   их подготовленности   как   воспитателей   и   проявляющейся   в   процессе   социального   и   семейного воспитания детей. Основная роль в повышении педагогической культуры семьи принадлежит научно­педагогическому   просвещению,   которым   должен   заниматься   учитель.   С   этой   целью провожу   классные   родительские   собрания   (не   реже   одного   раза   в   четверть).   Родительское собрание   –   это   возможность   демонстрации   достигнутых   ребёнком   успехов.   Тематику   и методику   собрания   выбираю   с   учетом   возрастных   особенностей   учащихся,   уровня образованности   и   заинтересованности   родителей,   целей   и   задач   воспитания,   стоящие   перед школой. На собрании я  знакомлю родителей с задачами учебно­воспитательной работы в классе, также обсуждаем наиболее важные вопросы воспитания детей в школе и семье. На родительском собрании провожу беседы и лекции для родителей. Родителям учащихся младших классов важно рассказать об организации домашних занятий, о режиме дня, о вовлечении детей в работу и самообслуживании, о необходимости изменения подхода к детям, о расширении познавательных интересов   школьников.   Перед   родителями   я   ставлю   вопросы   о   рациональной   организации умственного и физического труда, о развитии у них интереса к общественной работе, о выборе профессии. В зависимости от темы, на родительские собрания приглашаю педагога­психолога, логопеда, социального работника, медицинского работника. В   истекшем   учебном   году   с   родителями   учеников   4а   класса   были   проведены родительские собрания на следующие темы:  ­ «Как по ­ настоящему любить детей» (форма проведения: беседа­диспут); ­ «Почему наши дети так говорят?» (форма: родительский всеобуч); ­ «Значение памяти  в интеллектуальном развитии младшего школьника»  (форма:  занятие   в школе интеллектуального развития ребенка); ­ «Умел дитя родить, умей и научить» (форма: собрание­консультация). Но не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми   родителями   о   проблемах   с   трудными   детьми   надо   только   в   общем   виде,   не   стоит конкретизировать.  Поэтому я прошу родителей конкретных учащихся остаться после собрания для   личной   беседы   с   родителем. Индивидуальные   беседы   учителя   с   родителями   помогают добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. В этом учебном году моими учениками являются первоклассники. Первое родительское собрание   для   родителей   первоклассников   было   посвящено   теме   «Воспитаем   вместе»   с приглашением   педагога­психолога   и   логопеда.   Следующее   собрание   «Роль   книги   в   развитии интеллектуальных умений ребенка» было проведено в форме круглого стола. Знакомство с семьёй ребёнка традиционно началось для меня с анкеты, которую я раздаю детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения   страниц   школьного   журнала,   но   и   вопросы,   позволяющие   мне   хорошо   узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Вторая часть анкеты содержит вопросы только для родителей: 1. Какого мнения Вы о школе, в котором учится Ваш ребенок?  2. Каким Вы видите классного руководителя Вашего ребенка?  3. Какие обычаи и традиции, по Вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?  4. Имеете ли представление о классе, в котором будет учиться Ваш ребенок?  5. Чем Вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?  6. Какие проблемы воспитания вызывают у Вас серьезную тревогу и опасение? Для   изучения   отношения   родителей   к   собственному   ребенку,   к   перспективам   его обучения и воспитания я предлагаю родителям следующие вопросы:  1. С каким чувством переступает порог школы Ваш ребенок?  2. Как чувствует себя Ваш ребенок в ученическом коллективе?  3. Знаете ли Вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? Назовите их.  4. Создает ли школа, по­Вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности Вашего ребенка?  5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности? С   целью   изучения   качества   характера   учащихся,   взаимоотношений   в   семьях   ребят использую в анкетировании следующие вопросы:  1. Какие положительные качества характера своего ребенка Вы можете назвать?  2.Какие отрицательные качества характера Вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?  3. Как ведет себя Ваш ребенок дома?  4. Делится ли Ваш ребенок с Вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?  5. Приглашает ли Вас на классные мероприятия, хочет ли видеть Вас в школе?  6. Как Вы думаете, каким будет будущее Вашего ребенка?   В   диагностике   взаимоотношений   родителей   и   учащихся   можно   использовать   и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных  предложений можно использовать, как  для учащихся, так и  для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины   конфликтов   во   взаимоотношениях   детей   и   родителей.   Ни   для   кого   не   секрет,   что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.  Для проективного исследования мнения учащихся использую следующие вопросы:   Школа для меня ­ это...   Класс, в котором я учусь, ­ это...   Учителя для меня ­ это люди, которые...   Мои одноклассники ­ это...   Уроки для меня ­ это...    Предметы, которые мне не нравятся ­ это...   Предметы, которые мне нравятся ­ это...  Для проективного исследования мнения родителей использую следующие вопросы:   Школа, в которой учится мой ребенок ­ это.,.   Класс, в котором учится мой ребенок ­ это...   Одноклассники моего ребенка ­ это...   Выполнение домашних заданий для моего ребенка ­ это...   Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку ­ это...   Предметы, которые не нравятся моему ребенку ­ это... Проанализировав   ответы   учащихся   и   их   родителей,   использую   их   результаты   для подготовки   и   проведения   различных   внеклассных   мероприятий,   как   с   родителями,   так   и   с учащимися. Классный руководитель обязан знать, у кого из его учащихся ослабленное здоровье: кто плохо видит, слышит, на кого обратить особое внимание, кого из детей надо посадить поближе, о ком предупредить учителя по физкультуре. Иногда я прошу принести медицинскую справку (или копию) с диагнозом и рекомендациями врача. Изучение   семьи   ученика  позволяет  мне  познакомиться  с  детьми  ближе,   увидеть  их   в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив   необходимую   информацию,   я   имею   возможность   побеседовать   с   детьми   о   книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, я тем самым пробуждаю эти же качества и доверие ко мне у детей и их родителей, которые начинают видеть во мне союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка. От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть родители, которые плохо понимают свои обязанности и допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей. В этом мне помогает родительский комитет. В   состав   родительского   комитета   входят   родители,   которые   пользуются   авторитетом среди   родителей   класса.   Члены   родительского   комитета   осознают   ответственность,   которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых, они не должны разглашать сведения, полученные   в   процессе   работы   с   разными   семьями,   делать   их   предметом   обсуждения   и пересудов. Родительский комитет избирается на одном из первых родительских собраний, но уже после того, как я познакомилась и с учащимися, и с родителями, получила ответ на один из вопросов анкеты – «Какую помощь в учебно­воспитательном процессе вы можете оказать классу и   школе?»     Эти   сведения   впоследствии   используются   при   составлении   плана   работы родительского   комитета.   На   собрании   я   объясняю,   что   буду   рада   принять   помощь   всех родителей   в   любом   её   проявлении   –   в   организации   совместных   мероприятий   с   учащимися, помощь,   связанную   с   вопросами   мелкого   ремонта,   приобретения   канцелярских   товаров, озеленения класса, пришкольного участка, закупки новогодних подарков, подарков мальчикам на 23 февраля и  девочкам на 8 марта т.д. Заседания комитета вначале проводятся довольно часто (например, 1 раз в месяц), а затем –   по   мере   необходимости.   Связь   между   родителями   осуществляется   так   называемым «мобильным методом». Для этого (с общего согласия) создается свой «телефонный справочник класса»,   куда   непременно   вносится   контактный   телефон   классного   руководителя.   Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей всех учащихся, может   быть   передана   в   течение   одного   дня.   Используя   «мобильный   метод»   председатель родительского   комитета   1а   класса   Лукоянова   Н.Г.   совместно   с   родителями   организовала прекрасный новогодний праздник в классе с игровой и конкурсной программой.  Деятельность   родительского   комитета   осуществляется   по   плану,   составленному   в соответствии с планом учебно­воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей принять участие в проведении какого­либо мероприятия, необходимо показать им насколько важно и значимо это для их ребёнка, класса, школы.  В моем классе есть родители, которые сетуют на недостаток времени в деле воспитания своих детей. Моя задача заключается в том, чтобы родители поняли, что нельзя возникающие проблемы объяснять только этим, ведь ребёнка воспитывает всё: отношение родителей к своей работе, друг к другу, их внешний вид, одежда, манера говорить и т.д. Поэтому на  родительских собраниях чаще использую беседы, даю советы и рекомендации родителям, как с минимальной затратой времени правильно организовать воспитание ребёнка. За любую помощь классному руководителю в учебно­воспитательном процессе стараюсь благодарить   родителей   и   членов   родительского   комитета   в   виде   грамот,   благодарственных писем, записей в дневнике ученика и просто доброго слова. Классному   руководителю   трудно   представить   свою   работу   без   регулярной доброжелательной   помощи   родителей.   Мне   очень   приятно,   когда   родители   положительно отзываются   о   моей   профессиональной   деятельности,   но   не   менее   приятно   слышать,   когда коллеги говорят мне: «Какие хорошие у тебя родители!».

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе

Работа классного руководителя с родителями в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2018