Исаак Левитан написал картину «Март» в 1895 году. В Тверской губернии, в усадьбе Горка творил знаменитый художник в специально построенном доме-мастерской на берегу озера. Живописный шедевр был создан с натуры, без предварительных этюдных зарисовок, всего за несколько сеансов. Под воздействием зарождающегося нового направления в живописи – импрессионизма, автору произведения удалось естественно запечатлеть реальный мир, чудеса изменений в природе, связанных с пробуждением весны. Сегодня полотно Левитана занимает особое место в Третьяковской галерее, ведь художник совершил настоящее открытие в русской пейзажной живописи. Никто до него не писал снег и солнце так живописно, реально изображая пронзительное весеннее небо и деревья, глядя на которые кажется, будто их ветви вот-вот закачаются от свежего ветерка.
Урок русского языка.doc
Урок русского языка
Цели:
учить составлять предложения на определенную тему;
совершенствовать умение распознавать время глагола;
разбирать предложения по частям речи и по членам;
воспитывать чувство любви к родной природе.
Оборудование:
Плакат со словами: “Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна
шумит со всех сторон!”
Картина И. Левитана “Март”.
Рисунок березы.
Плакат со словами: к, тянутся, березки, синему, белоствольному, небу.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания
Чтение составленных предложений.
Прочитайте предложения, составленные дома, употребляя глаголы,
которые отвечают на
вопросы: 1) что делают? 2) что делали? 3) что сделали? 4) что будут
делать?
Как изменяются глаголы? (по временам).
Какого времени вы употребили глаголы в составленных
предложениях?
II. Актуализация опорных знаний
Загадка о весне.
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?
(весной)
Найдите глаголы в загадке, укажите время. (Тает настоящее время,
ожил – прошедшее время, прибывает – настоящее время)
III. Сообщение цели урока
Мы сегодня поговорим о времени года – Весне, поучимся распознавать
время глаголов, повторим разбор предложений по членам и по частям
речи.
IV. Письмо по памяти
Прочитайте предложения. Как понимаете эти строки?
Весна, весна кругом живет и дышит.
Весна, весна шумит со всех сторон! (написано на доске)
(Вся природа пробуждается от зимнего сна)
Что может шуметь весной? (Ручьи, капели, пение птиц)
Найдите глаголы, определите время.
Назовите знакомые орфограммы.
Каким является второе предложение по цели высказывания?
(восклицательное).
Объясните написание запятой (Однородные подлежащие). V.
Закройте глаза, повторите про себя.
Запишите по памяти, укажите времена глаголов (текст закрыт).
Проверьте написание (текст открыт).
Работа по картине И. Левитана “Март”
Весна красивое время года. Многие писатели, поэты, художники,
композиторы посвятили свои произведения описанию весенней
природы. Перед вами картина Исаака Левитана “Март”. Написал он ее в
1895 г. с натуры.
Скажите, какое время года здесь изображено? (Весна).
Как догадались, по каким признакам? (Небо стало голубым, снег
потемнел, деревья уже стряхнули снег со своих ветвей).
Составьте предложение о весне. Запишем, комментируя его.
VI. Комментированное письмо
Наступила ранняя весна.
Найдите глаголы, укажите время. (Наступила – глагол прошедшего
времени).
На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
Разберите предложение по членам. Подчеркните главные и
второстепенные члены.
Что можно сказать о солнце?
Как оно светит весной? Что посылает на землю оно? (теплые лучи).
Запишем предложение, комментируя.
Солнце льет на землю теплые лучи.
Найдите глаголы, укажите время. (Льет, глагол настоящего
времени).
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что
делает? Что делают?)
Разберите это предложение по частям речи (“цепочкой” проверка).
Работа со словосочетаниями
Посмотрите на небо. Какого оно цвета? (Голубого).
Когда небо бывает голубым? (Когда ярко светит солнце).
На доске записаны словосочетания, вы должны из них составить
предложение.
Какое из этих словосочетаний должно быть главным? (Подлежащее и
сказуемое, остальные дополняют их).
1) облака (что делают?) плывут;
2) плывут (по чему?) по небу;
3) по небу (какому?) голубому;
4) облака (какие?) легкие;
VII.
Составьте предложение. У кого лучше? Красивей?
Хором проговорим его.
Какое правило надо помнить, чтобы записать это предложение?
(Начало с большой буквы, в конце – точка).
Запишите это предложение. Найдите глагол, укажите время. (Индивидуальная работа с
коллективной проверкой).
По голубому небу плывут легкие облака.
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что
делает? Что делают?).
VIII. Физминутка
Руки на поясе:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
IX. Письмо под диктовку.
Что вы замечаете весной на крышах домов, когда пригреет солнышко?
(Сосульки).
Запишем предложения под диктовку. С крыш домов зазвенела
веселая капель. В чистом весеннем воздухе запоют птицы.
Найдите глаголы, укажите время.
На какие вопросы отвечает глагол будущего времени?
Объясните знакомые орфограммы.
Работа по картине “Март” И. Левитана.
Я хочу обратить ваше внимание на задний план картины.
Какие деревья там видны? (Березы).
Давайте их посмотрим более крупным планом, на другом рисунке.
Укажите признаки березы. Какие они? (Белые, стройные, веселые,
душистые).
Давайте придумаем красивое слово к слову "березы"?
Какого цвета у них ствол? (Белый).
Соедините эти два слова (белый и ствол), чтобы получилось красивое
прилагательное.
Березы (какие?) белоствольные.
Сказать вам о березах помогут слова, написанные на плакате: к,
тянутся, березки, синему, белоствольные, небу
Составьте предложение, никому не будем выдавать секрета, запишем
его. (Проверка: 1 ученик читает предложение. Подчеркивает глаголы,
указывает время).
Белоствольные березки тянутся к синему небу.
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?
Редактирование предложений.
Давайте немного пофантазируем.
Снег растает, вода уйдет в землю, пригреет солнышко. Что потом
появится на лугах и полях? (Трава).
Какая она? (Свежая).
Только что родилась на свет? (Маленькая, зеленая, молодая).
Что произойдет с березками? (Появятся листочки).
X.
XI. А какие они? (Зеленые, молодые, смолистые, клейкие).
Если взять в руки почки тополя или березы, что останется на руках?
(Руки липкие или ещё говорят "клейкие".)
Все мы редакторы.
Скоро распустятся клейкие листочки. Появится первая
изумрудная травка.
Из этих двух предложений нужно записать одно, но вот только больше,
добавить чтото (И)
(Учитель стирает точку, добавляет И и пишет И строчную).
Спишите, подчеркните глаголы, укажите время.
Скоро распустятся клейкие листочки и появится первая
изумрудная травка.
На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (Что
сделают? Что будут делать? Что сделает?).
Работа по картине. Вывод.
Какое настроение передал художник в картине с приходом весны?
(Радостное) Кто радуется весне? (Люди и животные. С приходом
весны хочется жить и кажется, что жизнь прекрасна).
XII.
XIII. Итог урока.
Прочитайте, что мы написали. Как назвать одним словом? (Рассказ).
Читает один ученик.
Как озаглавим? (Весна).
Где точка стоит, там напишите заголовок.
Весна.
Весна, весна кругом живет и дышит.
Весна, весна шумит со всех сторон!
Наступила ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. По
голубому небу плывут легкие облака. С крыш домов зазвенела
веселая капель. В чистом весеннем воздухе скоро запоют птицы.
Белоствольные березки тянутся к синему небу. Скоро
распустятся клейкие листочки и появится первая изумрудная
травка.
Итог. Как изменяются глаголы? (По временам).
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и
будущего времени?
XIV. Домашнее задание
Выписать 4 предложения из книги для чтения и указать время глагола.
XV. Оценки.
Работа над картиной И. Левитана “Март”.
Работа над картиной И. Левитана “Март”.
Работа над картиной И. Левитана “Март”.
Работа над картиной И. Левитана “Март”.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.