Работа над картиной И. Левитана “Март”.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Исаак Левитан написал картину «Март» в 1895 году. В Тверской губернии, в усадьбе Горка творил знаменитый художник в специально построенном доме-мастерской на берегу озера. Живописный шедевр был создан с натуры, без предварительных этюдных зарисовок, всего за несколько сеансов. Под воздействием зарождающегося нового направления в живописи – импрессионизма, автору произведения удалось естественно запечатлеть реальный мир, чудеса изменений в природе, связанных с пробуждением весны. Сегодня полотно Левитана занимает особое место в Третьяковской галерее, ведь художник совершил настоящее открытие в русской пейзажной живописи. Никто до него не писал снег и солнце так живописно, реально изображая пронзительное весеннее небо и деревья, глядя на которые кажется, будто их ветви вот-вот закачаются от свежего ветерка.
Иконка файла материала Урок русского языка.doc
Урок русского языка Цели:   учить составлять предложения на определенную тему;  совершенствовать умение распознавать время глагола;   разбирать предложения по частям речи и по членам;   воспитывать чувство любви к родной природе. Оборудование:   Плакат со словами: “Весна, весна кругом живет и дышит. Весна, весна  шумит со всех сторон!”  Картина И. Левитана “Март”.  Рисунок березы.  Плакат со словами: к, тянутся, березки, синему, белоствольному, небу. Ход урока:  I. Проверка домашнего задания Чтение составленных предложений.  ­ Прочитайте предложения, составленные дома, употребляя глаголы,  которые отвечают на  вопросы: 1) что делают? 2) что делали? 3) что сделали? 4) что будут  делать? ­ Как изменяются глаголы? (по временам). ­ Какого времени вы употребили глаголы в составленных  предложениях? II. Актуализация опорных знаний Загадка о весне. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?  (весной) Найдите глаголы в загадке, укажите время. (Тает ­ настоящее время,  ожил – прошедшее время, прибывает – настоящее время) III. Сообщение цели урока Мы сегодня поговорим о времени года – Весне, поучимся распознавать  время глаголов, повторим разбор предложений по членам и по частям  речи. IV. Письмо по памяти Прочитайте предложения. Как понимаете эти строки? Весна, весна кругом живет и дышит.  Весна, весна шумит со всех сторон! (написано на доске) (Вся природа пробуждается от зимнего сна) ­ Что может шуметь весной? (Ручьи, капели, пение птиц) ­ Найдите глаголы, определите время. ­ Назовите знакомые орфограммы. ­ Каким является второе предложение по цели высказывания?  (восклицательное). ­ Объясните написание запятой (Однородные подлежащие).V. ­ Закройте глаза, повторите про себя. Запишите по памяти, укажите времена глаголов (текст закрыт). Проверьте написание (текст открыт). Работа по картине И. Левитана “Март” Весна ­ красивое время года. Многие писатели, поэты, художники,  композиторы посвятили свои произведения описанию весенней  природы. Перед вами картина Исаака Левитана “Март”. Написал он ее в 1895 г. с натуры. ­ Скажите, какое время года здесь изображено? (Весна). ­ Как догадались, по каким признакам? (Небо стало голубым, снег  потемнел, деревья уже стряхнули снег со своих ветвей). ­ Составьте предложение о весне. Запишем, комментируя его. VI. Комментированное письмо Наступила ранняя весна.  ­ Найдите глаголы, укажите время. (Наступила – глагол прошедшего  времени). ­ На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? ­ Разберите предложение по членам. Подчеркните главные и  второстепенные члены. ­ Что можно сказать о солнце? ­ Как оно светит весной? Что посылает на землю оно? (теплые лучи). Запишем предложение, комментируя. Солнце льет на землю теплые лучи. ­ Найдите глаголы, укажите время. (Льет, глагол настоящего  времени). ­ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что  делает? Что делают?) ­ Разберите это предложение по частям речи (“цепочкой” ­ проверка). Работа со словосочетаниями ­ Посмотрите на небо. Какого оно цвета? (Голубого). ­ Когда небо бывает голубым? (Когда ярко светит солнце). ­ На доске записаны словосочетания, вы должны из них составить  предложение. ­ Какое из этих словосочетаний должно быть главным? (Подлежащее и сказуемое, остальные дополняют их). 1) облака (что делают?) плывут; 2) плывут (по чему?) по небу; 3) по небу (какому?) голубому; 4) облака (какие?) легкие; VII. ­ Составьте предложение. У кого лучше? Красивей? ­ Хором проговорим его. ­ Какое правило надо помнить, чтобы записать это предложение?  (Начало с большой буквы, в конце – точка). ­ Запишите это предложение.­ Найдите глагол, укажите время. (Индивидуальная работа с  коллективной проверкой). По голубому небу плывут легкие облака. ­ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Что  делает? Что делают?). VIII. Физминутка  Руки на поясе:  Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку. IX. Письмо под диктовку. ­ Что вы замечаете весной на крышах домов, когда пригреет солнышко?  (Сосульки). Запишем предложения под диктовку. С крыш домов зазвенела  веселая капель. В чистом весеннем воздухе запоют птицы. ­ Найдите глаголы, укажите время. ­ На какие вопросы отвечает глагол будущего времени? ­ Объясните знакомые орфограммы. Работа по картине “Март” И. Левитана. ­ Я хочу обратить ваше внимание на задний план картины. ­ Какие деревья там видны? (Березы). ­ Давайте их посмотрим более крупным планом, на другом рисунке. Укажите признаки березы. Какие они? (Белые, стройные, веселые,  душистые). ­ Давайте придумаем красивое слово к слову "березы"? ­ Какого цвета у них ствол? (Белый). ­ Соедините эти два слова (белый и ствол), чтобы получилось красивое  прилагательное.  Березы (какие?) белоствольные. ­ Сказать вам о березах помогут слова, написанные на плакате: к,  тянутся, березки, синему, белоствольные, небу ­ Составьте предложение, никому не будем выдавать секрета, запишем  его. (Проверка: 1 ученик читает предложение. Подчеркивает глаголы,  указывает время). Белоствольные березки тянутся к синему небу. ­ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Редактирование предложений. ­ Давайте немного пофантазируем. ­ Снег растает, вода уйдет в землю, пригреет солнышко. Что потом  появится на лугах и полях? (Трава). ­ Какая она? (Свежая). ­ Только что родилась на свет? (Маленькая, зеленая, молодая). ­ Что произойдет с березками? (Появятся листочки). X. XI.­ А какие они? (Зеленые, молодые, смолистые, клейкие). ­ Если взять в руки почки тополя или березы, что останется на руках?  (Руки липкие или ещё говорят "клейкие".) Все мы редакторы. Скоро распустятся клейкие листочки. Появится первая  изумрудная травка. ­ Из этих двух предложений нужно записать одно, но вот только больше, добавить что­то (И) (Учитель стирает точку, добавляет И и пишет И строчную). ­ Спишите, подчеркните глаголы, укажите время. Скоро распустятся клейкие листочки и появится первая  изумрудная травка. ­ На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (Что  сделают? Что будут делать? Что сделает?). Работа по картине. Вывод. ­ Какое настроение передал художник в картине с приходом весны?  (Радостное) Кто радуется весне? (Люди и животные. С приходом  весны хочется жить и кажется, что жизнь прекрасна). XII. XIII. Итог урока. Прочитайте, что мы написали. Как назвать одним словом? (Рассказ). Читает один ученик. ­ Как озаглавим? (Весна). Где точка стоит, там напишите заголовок.  Весна. Весна, весна кругом живет и дышит.  Весна, весна шумит со всех сторон!  Наступила ранняя весна. Солнце льет на землю теплые лучи. По  голубому небу плывут легкие облака. С крыш домов зазвенела  веселая капель. В чистом весеннем воздухе скоро запоют птицы.  Белоствольные березки тянутся к синему небу. Скоро  распустятся клейкие листочки и появится первая изумрудная  травка. ­ Итог. Как изменяются глаголы? (По временам). ­ На какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и  будущего времени? XIV. Домашнее задание Выписать 4 предложения из книги для чтения и указать время глагола. XV. Оценки.

Посмотрите также