Один из этапов развития грамотности-работа над орфограммами. Чтобы пробудить интерес к данному виду работ, необходимо сделать её увлекательной и разнообразной. Усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом. Эту работу необходимо проводить с 1 класса и систематически.Один из этапов русского языка – словарно - орфографическая работа. Цель учителя - пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания орфограмм и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждом уроке.Усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным материалом.
Работа над орфографическим правилом в начальной школе.
Один из этапов русского языка – словарно орфографическая работа. Цель
учителя пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного
запоминания орфограмм и для развития ряда важнейших, интеллектуальных качеств
ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в
системе, планируемая на каждом уроке.
Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы
осознанным и грамотным? Этот вопрос волнует всех учителей начальных классов и
учителей русского языка. Хорошо, когда ребёнку «дано» от Бога: правила
чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей,
которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: наши
ученики должны знать правила и уметь их применять. В чём же причина неумелого
применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму.
Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является
одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее
знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе
письма.
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в
букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения к
написанию. ( Например: пенал, снег, ёжик)
Ввести понятие «опасное место», чтобы настроить детей на
появление возможной ошибки.
Орфографические правила вводить с выполнением
нужных
упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над
ошибками.
Развивать фонематический слух.
Обучать правильному списыванию текста.
Прививать интерес к чтению
Интегрировать уроки русского языка и чтения.
Развивать словарный запас детей.
При формировании орфографической зоркости, начиная с 1 класса, можно
выделить несколько этапов.
I этап. Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где
написание не расходятся с произношением. ( Например: рыба, парта.)
II этап. Ввод слов, где написание расходиться с написание с произношением.
Определение ударного звука как сильной позиции и безударного «опасного
места» в слове.III этап. Обработка навыка правописания безударной гласной. Упражнение,
например, с пропуском сомнительных гласных.
IV этап. Обработка умения проверять безударную гласную.
Дети знакомятся с орфограммой, когда явно неоднозначное произношение и
написание. Возможны упражнения на замену букв. ( Например: г(и, о)ря, р(и,
е)ка)
Vэтап. Восприятие на слух.
Для формирования орфографического действия ребенка необходимо научить:
находить орфограмму;
устанавливать тип орфограммы ;
соотносить орфограмму с определенным правилом;
применять правила;
осуществлять орфографический самоконтроль.
Фонематический слух лежит в основе такого важного умения, как
орфографическая зоркость, которая является обязательным условием
овладения орфографическими умениями и навыками.
Орфографическая зоркость это способность, умение быстро обнаруживать в
текстах, словах и сочетаниях (которые предназначены для записи или уже
написаны) орфограммы, а также определять их типы.
Приведу характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной
школе.
№ п/п
Название орфограммы
Опознавательные признаки (общие
и частные)
1.
Безударные гласные в корне
(проверяемые и непроверяемые)
а) отсутствие ударения;
б) гласные а, о, и, е;
в) место в слове.2.
Звонкие и глухие согласные
Непроизносимые согласные
Разделительный Ь
Разделительный Ъ
3.
4.
5.
6.
7.
8.
а) парные согласные бп, гк, вф,
д т, зс, жш;
б) место в слове (в корне, в
абсолютном конце слова или перед
согласным).
а) «опасные» сочетания звуков или
букв
б) место в слове
а) наличие звука Ц после мягкого
согласного, наличие гласных я, е,
ю, ё.
а) наличие звука Ц после
согласного, наличие гласных букв
е, я, ю, ё.
б) место орфограммы: на стыке
приставки, оканчивающейся на
согласный, и корня.
Раздельное написание предлогов,
слитное написание приставок
а) наличие звукосочетания,
которое может оказаться
предлогом или приставкой;
Заглавная буква в именах
собственных.
Заглавная буква вначале
предложения.
б) часть речи: глагол не может
иметь предлога, предлог относится
к имени существительному или
местоимению.
а) место в слове: первая буква;
б) значение слова: название или
имя.
а) место в слове: первая буква;
б) место в предложении: первое
слово.9.
10.
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. а) наличие в слове сочетаний.
Ь на конце имен существительных
после шипящих.
а) наличие на конце слова всегда
мягких шипящих ч и щ или всегда
твердых ш и э/е;
б) часть речи: имя
существительное;
в) род: мужской или женский.
11.
Безударные окончания имен
существительных.
а) место орфограммы: в
окончании;
б) наличие в окончании
безударного е и;
в) часть речи: имя
существительное.
12.
Правописание окончаний имен
прилагательных ого, его.
а) наличие такого сочетания;
б) их место: на конце слова;
13.Правописание безударных личных
окончаний глаголов.
в) часть речи: имя прилагательное.
а) место: в окончании слова;
б) наличие знакомых окончаний ут
ют, атят, отсутствие ударения;
в) время глагола: настоящее или
будущее.
При систематической работе орфографическая зоркость автоматизируется и
становится первым компонентом орфографического навыка.
Методика работы над орфографическим правиломОрфография (гр. orthos правильный, grapho пишу) определяет нормы
письменной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном
этапе его развития. Правила письма необходимы каждому языку, потому что
они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание
написанного всеми говорящими на данном языке .
Орфографическое правило это предписание, указание нормативного
характера, устанавливающее порядок выполнения орфографического
действия, решения орфографической задачи.
Усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня
владения грамматическим, фонетическим, словообразовательным
материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического
правила. В связи с этим в начальной школе принят порядок изучения
орфографического правила, согласно которому правило входит в
грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть.
Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов
грамматической теории. Например, изучается изменение имен прилагательных
по родам, а в связи с этим формируется навык правописания родовых
окончаний данной части речи.
Существует два пути объяснения правила:
1) Дедуктивный путь – сообщается правило, отрабатывается правописание.
2) Индуктивный путь – наблюдение, сопоставление, выведение правила
( самостоятельно или с помощью учителя), закрепление.
Дедуктивный путь менее эффективный, так не направлен на самостоятельную
работу учащихся.
Основными компонентами процесса работы над орфографическим правилом
являются:
а) раскрытие сущности правила;
б) овладение формулировкой правила;
в) применение правила в практике письма.Раскрытие сущности правила означает выяснение следующих фактов:
написанием какой части слова, части речи или грамматической формы
управляет правило;какие признаки выступают при этом в качестве ведущих.
Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. Важно, чтобы
учащиеся осознали структуру правила. Поэтому выделяются составные части
его формулировки. Перенос правила на новый языковой материал
осуществляется прежде всего путем подбора учащимися своих примеров на
данное правило. Выделить основное, то, что отражено в правиле, помогают
вопросы, которые одновременно являются и планом формулировки правила.
Стихотворные памятки как средство развития орфографического навыка
Правила в стихах легче и проще усваиваются младшими школьниками.
Они быстрее воспроизводятся при необходимости в их применении.
Повышается результативность работы при условии постоянного
пользования ими.
Краткость, лаконичность, выразительность и доступность – главные
критерии стихов.
Они лишь дублируют последовательность
применения правил из учебника, иллюстрируют их и, в дальнейшем,
должны постепенно “сворачиваться” для всего лишь напоминания о
них ученику при выполнении орфографической работы.
Чтобы грамотными быть, надо правила учить
Части слова
Части слова, как части растения,
Знают основу и даже
деление.
В каждой основе
есть корень.
Замечено:
Он неизменен и
долговечен.
Ь в существительных 3
склонения
Ласков, мягок женский род –
Ь тут подойдёт.
А мужской – всегда суровый –
Нет там знака никакого.
Ь в глаголах настоящего и будущего
времени 2 лица единственного числа
Приставка и суффикс его
Ты потом и ты сейчас Ь пиши тотчас.окружают
Сочетания: чн, щн, чт, чк
И родственных слов ему
добавляют.
Приставка пред корнем,
А суффикс за ним,
У слова основу должны
сохранить.
Но связывать в речи слова
нет призвания,
Для этого служат в
словах окончания.
Согласны меняться они в
конце слова,
Два слова связать
окончанья готовы.
Правописание
орфограмм в корне
слова
В корне слова непременно
Надо звуки проверять.
Звуки любят перемены
Им не стоит доверять.
Гласные и согласные
Бывают, порою, опасные.
Мы будем тогда опять и
опять
Правила к
ним применять:
Если в гласной есть
сомненье–
ЧТ, ЧН, ЩН, ЧК
Пиши без мягкого значка!
Написание суффиксов: ЧИН
и ЩИН
Суффиксы есть – чин и –
щин
Их не путай, гражданин.
Если дама, волос длинный,
Значит это женщина.
Кавалер шагает чинно,
Напиши скорей мужчина.
Чин пригоден для мужчин,
А для женщин только – щин,
Правописание предлогов
Короткое слово
предлогом зовётся.
Его распознать не всегда удаётся,
Но между предлогом и словом
другим
Всегда
мы вопрос или признак вме
стим.
А если ещё сомневаться мы
будем,
То песню с предлогами спеть не
забудем:
На, за, в, из, без, и у –Проверяем удареньем.
А в согласной не уверен
Рядом с гласною
проверим.
Гласные и согласные
Уже не такие опасные,
Если знаем мы на «5»,
Как их надо проверять.
Безударные гласные
Звук безударный стал,
чтоб ударным,
Надо нам слово
менять регулярно.
Родственных слов мы ему
подберём,
И безударный звук в них
найдём.
Звук под ударением
Услышим без сомнения.
Парные согласные
Согласную парную нужно
проверить,
Если в конце она, ей мы не
верим.
Но слово родное в запасе
найдётся,
Где гласную
рядом поставить
придётся.
Я предлоги заучу.
От и до, и под, и про,
О, об, около, и по –
В них пишу я букву «о»,
А ещё: к и с вот и песенки
конец!
*
Предлоги – с именами,
С глаголами – приставки.
Но лучше всё же сами
Другое слово вставьте.
А если не получится,
Тогда с приставкой случаи.
Части речи
«Кто?» и «что?» предмет такой,
Признак, он всегда «какой?»,
И «какая?», и «какое?»
Это крепко мы усвоим,
Ну а действие – оно
Действовать всегда должно!
А теперь имена всем словам мы
дадим.
В части речи у нас только выход
один:
Предмет существует
действительноПарная согласная не всегда
опасная,
Если гласная за нею,
И имя ему существительное.
А признак – он к предмету
прилагается,
Нам согласная слышнее.
Значит,
Непроизносимые согласные
Есть в словах согласные
Сразу не приметные,
Только рядом с гласною
Станут нам заметные:
В сердце скрывается «д»,
но не вечно.
«Д» открывает сердечко,
сердечный.
Местное пастбище «т» в
словах прячет.
С места пастух рассуждает
иначе.
Удвоенные согласные
Есть слова, где две
согласных
Рядышком стоят,
Их запомнить очень
важно,
Чаще повторять.
Вот для этого сейчас
Отвечает пусть весь...
(класс):
•Если скорость пешехода
прилагательным считается
.
Исстари «глаголют» говорят,
Действовать глаголы нам велят.
Члены предложения
В предложении много слов.
Разобраться в них готов?
Подлежащее в нём есть
И сказуемое здесь,
Есть и дополнение,
А вот определение,
Ещё скажу без хвастовства
Люблю я обстоятельства.
Все члены предложенья есть,
Тогда поставлю точку здесь.
*
Подлежащее – Кто? Что?
Обозначение просто:
Мы его одной чертой
Подчеркнём сейчас с тобой.
А что делает? оноУмножать на два часа,
То тогда узнаем чтото,
Что забыть никак нельзя.
Это слово знаю я
Это ... (расстояние).
•Широкая дорога,
Там быстро едут все
Запомнится надолго,
Зовут её ... (шоссе).
•Купив билет на транспорт,
Кудато он спешит,
Волнуется напрасно,
Теперь он …(пассажир).
•Всегда без опоздания
Большие ... (расстояния)
По рельса или без
Проедет вмиг... (экспресс).
•Где берёзки, сосны, ели
Вдоль дорожек в ряд стоят,
Там тенистая ... (аллея)
Много места для ребят.
Все слова, что вы
назвали,
Две согласные связали.
Я ещё добавлю вам
То в сказуемом дано.
Подчеркнём двойной чертой
Непременно мы с тобой.
По вопросам: Чей? Какой?
Определение раскрой.
И совет опять простой:
Волнистой подчеркни чертой.
На падежные вопросы
Ответит дополнение.
Всё опять предельно просто:
Пунктиром выделение.
Где? Когда? Куда? Откуда?
Вопросы доказательства.
Штрих – пунктирной чертой
Отметим обстоятельства.
Правописание НЕ с глаголами
НЕ с глаголом непременно
Ты пиши всегда раздельно.
Склонение существительных
Весна! Вот это слово!
Весело склоняется.
И склонение надолго
Весной запоминается:
(И.п.) Придёт весна. Отлично!Одно слово... (килограмм).
(Р.п.) Дождись весны, отличник!
Перенос слов
(Д.п.) Привет весне! споёмте,
Если слово на строчке не
входит,
Перенос поскорей
повтори.
Разделить надо слово на
слоги.
К переносу слог подбери:
С одним слогом слова не
разделишь,
С одним звуком слог не
пойдёт,
Если мягкий знак в слове
заметишь,
От согласного он не уйдёт.
Точно так же и с твёрдым
знаком
Он с приставкою дружит.
Однако,
Об удвоенных согласных
Не волнуйся понапрасну,
Между ними мостик строй
В каждой строчке по
одной.
Чтоб переносить слова,
(В.п.) Встречать весну пойдёмте.
(Т.п.) Дыши весной весною
(П.п.) И думай только о весне!
Мы, окончания усвоив,
Запомним всё вполне.
Имена собственные
В стародавних временах
Собственные имена
С красной буквицы писали.
Мы закон тот поддержали:
Уваженье соблюдай –
С большой буквы начинай.
Глаголы исключение II спряжения
Чтоб глаголы написать,
Надо нам спряженье знать.
Глаголы исключения
Во втором спряжении:
Гнать, держать, дышать, и видеть,
Смотреть, слышать, ненавидеть.
Ты скандируй по слогам.
Вот совет тебе, дружок:
Разделительные Ъ и Ь
Их запомни хорошо.
Мягкий знак и твёрдый
Безударные окончания имензнак
прилагательных
Ты не спутаешь никак:
Окончание чтоб знать,
Твёрдый знак с
приставкой дружит,
Перед гласной в
корне служит,
Если у приставки вдруг
На конце согласный звук.
Перед гласной «Я», «Е»,
«Ё»
Твёрдый знак подойдёт.
Объяснение понятно?
С мягким знаком всё
занятней:
С мягкою
согласной дружит,
Надо лишь вопрос задать,
Или слово подобрать,
Но ударное опять.
Слова с непроверяемой орфограммой
Если слово не проверить,
Открывай скорей словарь.
Словарю ты можешь верить,
Но учить не забывай.
Если грамотно писать
«Словарь» не получается,
Ученик разбором слов
Пусть чаще занимается.
И, конечно, очень нужен.
По смыслу объяснит слова,
Разделить согласный
может
С «Е», «Ё», «Я», «И»,
«Ю» он тоже.
Стоит он в корне, в
окончание.
Не путать дайте обещание!
Историю рождения.
Точно выучит «словарь»
С таким сопровождением!Усвоение нового правила происходит в процессе выполнения практических
упражнений. При этом необходимо устанавливать связи нового правила с
ранее известными. Связь эта может выражаться в противопоставлении правил
или, наоборот, в установлении сходства. Например, предлоги и приставки
сходны по графическому начертанию, но противоположны с точки зрения
слитного и раздельного их написания.
Параллельное изучение некоторых правил оказывается более эффективным,
чем последовательное (изучение правописания существительных всех трех
склонений, одновременная работа над глухими и звонкими согласными в
конце и в середине слова).
Учитель в работе над каждым видом орфограмм должен уметь найти
необходимую последовательность упражнений с использованием всех видов
памяти (слуховой, зрительной, речедвигательной и моторной).
Осознание правила зависит от наличия у учащихся конкретных
представлений. Поэтому если учащиеся забыли правило, то не нужно
требовать механического заучивания, а вновь на конкретном словесном
материале выделить те особенности в написании слов, которые в обобщенном
виде составляют содержание правила.
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество
систематических упражнений.
1.
Ежеурочно проводимые « орфографические зарядки» нацеленные
на умение учащегося обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях
как зрительного, так и слухового восприятия. Проводятся в начале каждого
урока русского языка, занимают 56 минут урока. Эти упражнения можно
подразделить на четыре этапа: подготовительно ознакомительный этап,
тренировочный этап, закрепительный этап, контрольно диагностический этап.
1. Упражнения «Орфограммы в загадках» развивая орфографическую
зоркость, помогают учителю разнообразить работу на уроке, формируют
любовь к народному творчеству, расширяют кругозор, обогащая словарный
запас, развивают логическое мышление, приучая к размышлению и
доказательству.
Например:
ЖИ – ШИ Парные согласные.
Сами крошки, Хозяин лесной
Боятся кошки: Просыпается весной.
Под полом живут А зимой под вьюжный вой
Туда всё несут. Спит в избушке снеговой.
(мыши) (медведь)Ползун ползет, На дворе горой
Иголочки везёт. А в избе водой.
(ёжик) (снег)
3.Использование принципа какографии, то есть письма с намеренно
допущенными ошибками. Обычно текст записывается на доске.
4.Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных
видов работ, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.
5.Объяснительные и предупредительные диктанты.
6. Выборочные списывания диктантов. Приём списывания как одно из лучших
средств развития орфографической зоркости. Письмо по памяти.
7. Использование зрительных диктантов.
8. Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах.
9.Использование энтомологического анализа слов.
10.Использование орфографического чтения для развития фонематического
слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты, так, как написаны.
11. Очень активизируют работу перфокарты.
12. Использование орографической зоркости практикуется работа в парах.
Работа в парах организуется разнообразно, где учащиеся должны видеть « опасные
места», рассуждать, доказывать.
13. Составление опорных таблиц и памяток учащегося, включающих в себя
алгоритм работы с орфограммами.
Перечень упражнений и заданий при необходимости можно продолжить. Но
важнее всего умение выстроить их в единую систему, которая в процессе обучения
даст возможность поднять на новый уровень эффективность словарно
орфографической работы и урока русского языка в целом.
Например, алгоритм распознавания приставки с целью ее правильного
написания состоит из 4х шагов.
1ый шаг: Найти в слове корень;
2ой шаг: Определить, есть ли в слове приставка, назвать ее;
3ий шаг: Определить, какое слово образовано с помощью приставки. От
какого слова образовано?;
4ый шаг: Проговорить приставку отчетливо – по буквам. Запомнить: она
пишется всегда одинаково (4ый шаг – орфографический).
Например, по проверке безударной гласной в корне школьникам придется
сделать 5 шагов:
1й шаг: Проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная;
2ой шаг: Еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в
слове ударный слог;3ий шаг: Подобрать к слову несколько родственных слов или изменить
форму этого слова, подбирать до тех пор, пока проверяемая гласная не
окажется под ударением;
4ый шаг: Сравнить проверяемое слово и проверочное, определить правильное
написание;
5ый шаг: Написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про
себя).
Алгоритм работы над орфографическим правилом
1.По опознавательным признакам найти в слове орфограммуЧто?
2.Определить, в какой морфеме находится орфограмма Где?
3.Объяснить правописание, применяя нужное правило Почему?
Сова
1.Что? Гласный а
2.Где? В корне слова
3.Почему? Почему буква О –потому, что совы
Работа над словарными словами с использованием приёмов
мнемотехники.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая,
хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка. А. В.Текучев
При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых
требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву
гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как её запомнить?
При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило,
пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны –
это и нужно использовать. Сравнительно недавно одним из основных
методических приёмов проведения словарноорфографической работы
в начальной школе педагоги стали рассматривать мнемотехнику. Что же такое
“мнемоника”?“Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить
много”. В. И. Даль
“Мнемоника – совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить
запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков.
Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника
запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство
запоминания.
Приёмы мнемоники облегчают запоминание трудных слов и увеличивают
объём памяти за счёт образования искусственных ассоциаций. С точки зрения
культуры умственного труда мнемоника один из самых удобных приёмов
запоминания. Группы слов для запоминания можно составлять не только по
тематическому принципу или по тождеству орфограммы, но и с учётом ритма,
а на таблицах располагать слова в столбик, или группами, или лесенкой.
Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций,
способствует расширению общего и лингвистического кругозора школьников,
развивает творческое воображение. Этот
способ связан также с научными и практическими исследованиями
Л.С.Выготского.
Выготский Л.С. установил, что ребёнок легче и лучше запоминает учебный
материал, если ему помочь некоторыми внешними средствами. Это могут
быть картинки, запись в виде плана, схемы, инструкции.
К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно
редко используется в начальной школе. Поэтому проблема организации
словарно орфографической работы на основе приемов мнемотехники так
актуальна в современной методике преподавания русского языка.
Смысл этого приёма в том, чтобы для словарного слова придумать такой
образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать.
Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со
временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже
без придуманного образа.
Приведу примеры различных приёмов мнемотехники.Прием № 1. Разъяснение лексического смысла слова, этимология слова.
Приём № 2. Метод звуковых ассоциаций. Фонетические (звуковые)
ассоциации (по схожести звучания).
1) Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.
Песок – пёс спит на песке. Улица – на улице встречаю знакомые лица. Запад –
на западе солнце падает.
2) В слове спряталось другое слово. Облако, Родина, соловей, улица,
столица
3) Словарные слова, которые «любят счёт». К ним относятся слова, в которых
подряд идут три буквы И, три буквы Е, три буквы О и т.д.
Молоко, карандаш, хорошо, барабан, карнавал
4) Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определённые
ассоциации и помогает запомнить написание соответствующего словарного
слова.
«Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц. Был он очень
хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!” Но как только раздавался в лесу
малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст.
Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.»
5) Соотнесение буквы
с формой предмета. «Колобок», «бочонок», «пуговица», «озеро». Эти
предметы по
форме округлые и напоминают букву «О».
с цветом данного предмета. «Берёза» ствол у берёзы белый;
6) Объединение словарных слов с помощью общей темы. Например, тема:
«Огород». На огороде растут «огурец», «горох», «помидор» и т.д. Таким
образом, перечисленные овощи, фрукты, любые ягоды похожи по форме на
букву «О», и они растут на огороде. Мы собрали «урожай» круглых, как
буква «О», овощей, фруктов и ягод в «корзину» (дно корзины круглое или
овальное, как буква «О»).Приём № 3. Графические ассоциации. Суть – увидеть сходство формы
буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради
на уроке или в индивидуальных словариках. К методу графических
ассоциаций можно отнести ребусы, стихи, рисунки, которые вызывают
определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая
буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она
легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления
образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной,
развивающей, творческой.
Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в
учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку
другом, изза нее не будет разочарований, неудач, слез. У детей
вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу,
этимологии. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся думать,
рассуждать, дискуссировать над словом.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми
написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов,
предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает:
чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем глубже и прочнее
его знания по всем предметам.
Литература.1. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //
Логопед,2013, №5.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 3.—М., 1983.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.2004.
4. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М.,2014.
5. Общая психология/под ред. Петровского А.В.М.,1986
6.Львов М.Р. , Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому
языку в начальных классах. 4е изд., перераб. М.: Просвещение, 2004.
7. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе.
М., 2002