Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс
Оценка 4.6

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
русский язык
6 кл
03.02.2018
Работа над ошибками  контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс
Цель урока : сформировать грамотное письмо обучающихся 6-х классо путём повторения и закрепления изученных орфограмм. Образовательные задачи : - повторение и закрепление слабоусвоенных орфограмм; - формировать умение быстро ориентироваться в применении изученных орфограмм на практике; - соотносить изученные орфограммы с действующим правилом; - самостоятельно подбирать и записывать примеры.
работа над ошибками контрольного диктанта 6 кл.rtf
Работа над ошибками  контрольного диктанта по теме «Имя существительное». 6­й класс Тип урока: повторительно­обобщающий. Цель: формировать грамотное письмо обучающихся  путём повторения  и закрепления  изученных орфограмм. Задачи: Образовательные:  ­ повторить и закрепить слабоусвоенные орфограммы; ­ формировать умение быстро ориентироваться в применении изученных орфограмм на  практике, соотносить их с действующим правилом; ­ самостоятельно подбирать и записывать примеры; ­ самостоятельно находить изученные орфограммы в тексте. Развивающие: ­ формировать орфографическую зоркость; ­ формировать навыки самоанализа учебной деятельности. Воспитательная: ­ развивать мотивационную сторону самостоятельной деятельности путём использования  игровых заданий.                               Ход урока  Организационный момент.  Сообщение результатов контрольного диктанта.  Актуализация  ранее полученных знаний. Коллективная работа. Классификация и анализ типичных ошибок. Мне сейчас понадобятся аналитики, исследователи и экспериментаторы. Нам нужно  разобраться, какие типичные ошибки мы допустили в диктанте. Вспомнить правила и  объяснить правописание.  Мы разделимся на три группы (три ряда). Задача аналитиков – распознать вид орфограммы;  исследователей – объяснить правильное написание, графически обозначить орфограмму;  экспериментаторов – придумать 1­2 примера с данной орфограммой.   ­  Аналитики, что объединяет эти слова: смЕняют, тИхонько, сОва, пробЕжала? ­      Проверяемая безударная гласная в корне слова.     ­ Исследователи, прокомментируйте, дайте объяснение.  ­ Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или  подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением  (выписывают слова, обозначают графически орфограмму). ­ Экспериментаторы, вам слово. ­  Например, лесной – лес; колосок (колос, колосья). ­ Аналитики, что объединяет слова: НЕпогода, НЕправда, НЕвежда, НЕвнимательность? ­  Правописание НЕ с существительными (выписывают слова, обозначают графически  орфограмму). ­ Исследователи, вам слово. НЕ с существительными пишется слитно:   если слово не употребляется без не (невежда); если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без не или близким  по значению выражением (неправда, непогода, невнимательность) НЕ с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление с союзом а (не  правда, а ложь). -Экспериментаторы, ваши примеры. ­ Слитное написание ( неряха, невольник, неаккуратность, ненастье, нерешительность).  Раздельное написание (  Не печь кормит, а руки. Не работа сушит, а забота). ­ Ребята, внимание. Снова работа для аналитиков. Что объединяет слова: рубашОнка,  речОнка, орешЕк, червячОк? ­ Эти слова объединяет наличие орфограммы «Гласные о и е после шипящих в суффиксах  существительных»  ­ Исследователи, объясните правописание. ­ После шипящих в суффиксах существительных под ударением пишется буква о, без  ударения – буква е (выписывают слова, обозначают графически орфограмму). ­ Экспериментаторы, вам слово. ­  Под ударением пишем  О в суффиксе имени существительного: снежОк, ручОнка, зайчОнок. Если ударение падает на другой слог, то в суффиксе пишем Е: дочЕнька, горошЕк, крошЕчка. И снова внимание аналитики. Что объединяет следующие слова: огонёчЕк, ключИк,   звоночЕк, носИк? -  Эти слова объединяет орфограмма «Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик». ­ Исследователи, объясните правописание. ­ Чтобы правильно написать гласные в суффиксах существительных –ек и –ик, надо  просклонять эти слова.  Если в форме родительного падежа гласный выпадает, то в суффиксе  надо писать букву е; если гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву и  (выписывают слова, обозначают графически орфограмму). -Осталось экспериментаторам привести свои примеры. ­ В форме родительного падежа гласный выпадает ( сыночек­сыночка, василёчек­ василёчка,  подарочек­подарочка). Следовательно, пишем букву е в суффиксе. В форме родительного падежа гласный не выпадает ( ларчик –ларчика, мячик – мячика,  самоварчик – самоварчика). Следовательно, пишем букву и в суффиксе.  ».    Развитие орфографической зоркости. Игра      «  Паруса   -Молодцы! Мы все вместе разобрали типичные ошибки, допущенные в диктанте.  А теперь  пора отправляться в одиночное плавание. Прошу  посыльных раздать по штуке на каждого  предварительно нарезанные полоски бумаги – «паруса». Одиночное плавание.    «Левый борт, подмигните мне левым глазом. Правый, помашите мне правой рукой…  Поплыли!» И я диктую десять слов с различными орфограммами (те, что повторили сейчас, и  те, что были изучены ранее). Диктую очень быстро, переспрашивать и переговариваться  нельзя: плаванье­то одиночное. Один на плоту. С кем говорить, с чайкой, что ли? Опять же, к  соседу сзади обернешься – плот перевернешь, а море и без того штормит. Слова пишутся в  столбик, и парус каждый раз надо сворачивать (загибать бумажку) ровно на одно словечко. Волны становятся меньше. Море стихает. Поднять паруса! Разворачиваем бумажки,  открывая по слову. Начинаем с последнего. Я называю орфограмму. Нашли – обвели в  кружок. Не нашли – придется проделать в этом месте дырку. Ручкой. Настоящую. Насквозь. А дома придется парус «штопать» (делать работу над ошибками).          Лесочек Карниз Речонка Любуешься Солнце Непогода Прилетела Мышь Сменяют  Шепот В обратном порядке:           Буквы о­ё после шипящих в корне слова (шепот). Безударная гласная в корне слова (сменяют). Употребление ь на конце существительных после шипящих (мышь). Гласные в приставках пре­ и при­ (прилетела). Не с существительными (непогода). Непроизносимая согласная в корне слова (солнце). Ь после шипящих в глаголах  (любуешься). Буквы о –е после шипящих в суффиксах существительных (речонка). Непроверяемая гласная в корне слова (карниз). Гласные в суффиксах существительных –ек и ­ик (лесочек). Вот и десятое, последнее, слово. Парус развернут. У кого сколько дырок? Ни одной, другие –  их вон сколько! Расстроенных нет: одни рады, что ни одной, другие – что их вон сколько!     Творческое задание       «  Дырявый текст  ». Ну что ж, узнавать орфограммы «в лицо» мы можем. А вот теперь применим свои умения на  практике. То, что в учебниках по русскому языку называется “вставить пропущенные буквы”,  у нас называется “заштопать дырки”. Но все эти дырки – чужие, не собственного  приготовления, навязаны школьнику авторами – разными умными дядями и тетями. А как  научиться «свои дырки» выдумывать? В каком месте текста могут быть дырки? Конечно, в “ошибкоопасном”, «слабом» (в слабой  позиции фонемы). Где тонко, там и рвется, так ведь? У гласных – свое “тонко”, у согласных –  свое. Еще “тонкие” места – это где всякие знаки (ь, ъ) и дефисы, где есть альтернатива  “вместе или раздельно” и тому подобное. В корне, в суффиксе, в приставке, в окончании.  Каждая дырка – непременно какая­нибудь орфограмма. Уговор таков. Наш девиз – не меньше одной дырки в слове (односложные слова и очевидные  случаи не в счет). Пропуск знаков препинания приветствуется . Текст для деформирования. Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру. Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днем. Листья осыпались и не затеняют землю. Ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо. Между ними расстилается мягкий ковер из сухих листьев. Редко попадаются молодые дубки. Что примерно должно получиться. Прошл_й ос_нью х_дил я к дальн_му л_сному оз_ру. Тихо и св_тло быва_т в л_су ясным осенн_м днем. Лист_я _сыпались и (не) затеняют землю. Ветер (не) шумит кроной  и птиц (не) слышно. Они уже ул_тели на юг. Ств_лы дерев_ев подп_рают небо. Между ними ра( с, сс) т_лается мя_кий ковер из сухих лист_ев. Ре_ко поп_даются мол_дые ду_ки.     Самоанализ  диктанта       «  Письмо ученому соседу  ». Примерное послание одного ученика другому после работы над ошибками.  Орфограммы в письме определяет сам ученик. Адресат проверяет полученное послание,  исправляет ошибки, если они есть, вставляет пропущенные орфограммы, выставляет  оценку. ПИСЬМО УЧЕНОМУ СОСЕДУ Дорогой   друг,   сегодня   получил   свою   к_нтрольную   работу   и   хочу   под_лит_ся   с   тобой __________, потому что п_лучил ___________. А ошибок­то всего ______________. Ты   знаешь,   оказывается,   слово   _________   пишется   с   буквой   ______,   так   как ______________________. Жаль, конечно, но я и не знал, что слово __________ пиш_тся через   ____,   потому   что   _________________.   А   еще   я   д_пустил   ошибку   в   слове _____________, но теперь я запомнил, что _______________________. Представляешь, такое простое   слово,   как   _________,   я   написал   с   ошибкой   только   из­за   собственной невнимательности.   Интересно,   что,   когда   писал,   сомн_вался   в   написан_   слова __________________, зато в следующий раз я ни на минуту не усомнюсь и воспользуюсь правилом ________________________________________________________________________. на   Несколько правило________________________________________________________. А   слова____________________________________________________________   мне   следует просто запомнить. Правда, правило о __________________________ я еще не изучал, поэтому и слово _____________ написал неправильно. д_пустил ошибок     я   Думаю, что в следующ___ работе я учту все зам_чания и нап_шу ее на ___________. А теперь, мой друг, я пр_щаюсь с тобой и надеюсь, что мое письмо будет и тебе полезно. Но если   вдруг   я   д_пустил   ошибку,   исправь,   я   обязательно   ее   проанализирую,   исправлю   и запомню, ведь человеку свойственно ошибат_ся, и считаю, что не стыдно не знать, но стыдно не учит_ся.     Подведение итогов.  Домашнее задание. Изготовить  для слабых учеников «запоминалки»  правил, на которые были допущены ошибки  (рисунок с маленьким рассказом, стихотворение, забавный алгоритм).

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками  контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками  контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками  контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками  контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками  контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс

Работа над ошибками  контрольного диктанта по теме «Имя существительное» 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2018