Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ
Оценка 5

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл
03.04.2018
Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ
Представлен конспект урока по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку. Работа на уроке осуществляется по тесту В. Ганичева. Класс делится на 3 группы, каждая из которых получает свое задание, работая над одной из микротем. Далее представлена детальная работа над формулировкой проблем текста, комментарий и позиция автора, рефлексия урока.
урок.docx
Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ Цели.   Обобщить знания об особенностях публицистического стиля.  Совершенствовать навыки анализа текста.  Формировать   умения   обрабатывать   информацию   и   создавать   в письменной форме высказывание по заданным параметрам.  Закреплять знания по формулировке проблем текста.  Воспитывать   уважительное   отношение   к   истории   своей   страны   и выдающимся личностям. Ход урока. Вступительное слово учителя. П.: Сегодня мы продолжаем работу по подготовке к части С ЕГЭ. Для анализа мы возьмем публицистический текст В. Ганичева. Давайте вспомним общие стилевые черты и языковые средства, характерные для этого стиля речи.  I.1. Работа с текстом Чтение и прослушивание текста (1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было   душно,   он   расслаблял   рукой   уже   давно   расстёгнутый   воротник   и замирал,   вглядывался   слезящимися   глазами   в   ладошки   небольших   волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?  (6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.  (7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами   здесь,   в   центре   России,   на   Тамбовщине,   Фёдор   Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном   сражении   не   потерпел   поражения.   (10)Блестящие   победы   русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...  (12)Современники   часто   не   замечают   таланта,   гения,   пророка   в   своём окружении.   (13)Они   не   могут,   а   если   вспомнить   историю,   то   и   не   хотят выделять   выдающиеся,   их   превосходящие   способности   ближнего.   (14)С раздражением   говорят   о   таком   человеке,   возводя   его   в   лучшем   случае   в разряд чудаков и людей везучих…  (15)Звуки   того   дня   перемешивались   в   нём,   наплывали   один   на   другой, заставляя   вздрагивать,   озираться.   (16)Он   вспоминал   о   дальних   походах   и сражениях.   (17)Глаза   его   были   открыты,   но   взор   бродил   где­то   там,   по далёким   рейдам,   бухтам   и   гаваням,   натыкался   на   крепостные   стены   и прибрежные рифы.  (18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видéния прошлого.  (По В. Ганичеву) II.1. Анализ текста. Работа   над   текстом     начинается   с     его   детального   анализа.     В   тексте выделяется на 3 микротемы. Класс делится на 3 группы, и каждая группа работает  над одной микротемой. Ребята получают карточки с вопросами и готовят в течение 10 минут ответы, после этого каждая группа выступает. Карточка № 1 Перечитайте 1­5 предложения текста и подготовьте ответы на вопросы.  – Какой образ создан? Кто этот человек?                                                                – Где мы видим Ушакова?                                                                                         – Какие вопросы возникают при прочтении?                                                        – Почему ему душно?                                                                                                    – Почему он в мундире?                                                                                             – Почему он не на море, а сидит на берегу?                                                             – Можем ли мы предположить, о чем он думает?                                                   Карточка № 2 Перечитайте 6­11 предложения текста и подготовьте ответы на вопросы.  – Совпали ли ваши ожидания с тем, что вы узнали? – Чем известен этот человек? – Какой оказалась его судьба? – Как вы понимаете значение слова «опальный»? Почему он так назван?        –  Что можно сказать об отношении автора к этому человеку, об авторской  позиции? Карточка № 3 Перечитайте предложения 12­18 и ответьте на вопросы. – О чем здесь говорится? – Как проявляется авторская позиция? – Каково состояние адмирала? – Какая проблема (или проблемы) поднимается в этом абзаце? II.2. Формулировка проблем текста П.:   А   теперь   давайте   определим   круг   проблем,   которые   волнуют   автора текста. (Ученикам задаются вопросы, с помощью которых определяется круг проблем). Вопросы  учителя Ответы ребят Проблемы  текста Проблема  личности и  общества Общество должно по  достоинству оценить  личность при жизни. Но, к  сожалению, обычно  получается наоборот. Имеет ли право общество  забывать заслуги  талантливых людей? Способно ли общество  признать заслуги гения при  жизни? Насколько общество может  быть благодарным по  отношению к гению? Надо ли помнить имена  соотечественников, таких  как Ф.Ушаков? Что заставляет талантливого человека чувствовать себя  одиноким? Почему современники не  всегда могут по достоинству оценить талантливого  человека? История должна  сохранять имена людей,  прославивших Отечество  открытиями и подвигами. Проблема  исторической  памяти Человек чувствует себя  одиноким, когда  перестает приносить  пользу, когда его  достижения не оценены по достоинству. Современники часто  поступают жестоко по  отношению к гению,  наносят душевные раны  талантливому человеку,  потому что не могут или  не хотят признать их. Проблема  одиночества Проблема  оценки  таланта,  признания  таланта III. Комментарий  П.: Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.  Какие вопросы можно осветить в комментарии? •        Почему автор предпочёл именно эту проблему? •        Актуальна ли она?  •        К какой категории относится избранная автором проблема? •        Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя? •        Как характеризует автора выбор данной проблемы? VI. Позиция автора П.:     Итак,   проблема   сформулирована   и   прокомментирована.   Теперь   нам следует   изложить   авторскую   позицию.   (Этот   этап   работы   также осуществляется по группам. Класс делится на 4 группы, и каждая работает над  одним пунктом таблицы.) Авторская позиция может быть выражена Чётко, прямо, непосредственно В названии текста. В отдельных предложениях. Через ряд аргументов.       Через модальный план текста Риторические вопросы. Риторические восклицания. Порядок слов. Лексические повторы. Оценочная лексика. Модальные слова и частицы,  вводные конструкции. Работа по группам I группа.   Стиль. Композиция II группа.   Лексика  Публицистический стиль  воздействует на читателя, помогает  понять отношение автора к проблеме.  Вступление – тезис – автор указывает  на проблему, нацеливает на  обсуждение важного вопроса; далее  приводит аргументы и примеры; в  заключение делает вывод:  современники часто не замечают  таланта, гения, пророка в своём  окружении.  Выражению авторской позиции  служит лексика: глаголы «не хотят»,  «с раздражением говорят», «не  замечают» указывают на равнодушие  людей, их нежелание понять и  принять то, что им непонятно. А эпитеты «блестящие победы»,  «непобедимая эскадра»,  «легендарный Ушаков» подчеркивают авторское отношение к адмиралу, его  восхищение и уважение к делам  великого человека. Олицетворения «звуки наплывали»,  «взор бродил, натыкался» помогают III группа.   Морфология.  IV группа.   Синтаксис. представить живую картину, и мы  видим Ф.Ушакова реальным  человеком, со своими мыслями и  чувствами. В основном использует глаголы в  форме 3­го л. изъявительного  наклонения настоящего времени и  глаголы в форме прошедшего времени – говорит о том, что автор, соединяя  картины прошлого и настоящего,   изображая  Ушакова так достоверно,  и нас делает наблюдателями,  убеждает читателя в своей правоте,  заставляет задуматься не только о  судьбе опального адмирала, но и  других талантливых людей.. Риторические вопросы и вводные  конструкции придают тексту  интонации живого разговора. В  диалоге с воображаемым читателем  автор призывает нас не уподобляться  «большинству», быть самим собой и  уважать не только историю своей  страны, но и выдающихся людей,  творящих ее. VII. «Аргументация собственного мнения о проблеме». П.: В качестве аргументов вы можете использовать афоризмы, истории о  трагической судьбе какого­то знаменитого человека (вспомним многих поэтов и писателей 20 века).  VIII. «Рефлексия». Из каких частей должно состоять сочинение­рассуждение? 1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте проблемы, поставленные автором. Выделите главную. 3. Прокомментируйте её. 4. Сформулируйте авторское отношение к рассматриваемой проблеме. 5. Изложите своё мнение по заявленной проблеме. 6. Приведите 2 аргумента, доказывающие убедительность вашей точки  зрения. 7. Заключение­вывод по проблеме. 8. Спокойно проверьте сочинение. IХ. Подведение итогов урока,        домашнее задание Домашнее задание: написать сочинение­рассуждение Список литературы: 1. Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ  Демонстрационный вариант КИМ/  http://spbgau.ru/files/nid/35/ru_demo_2009 2. Платонова И.И. «Особенности сочинения­рассуждения по прочитанному тексту» (обучение выполнению задания части с ЕГЭ в соответствии с  отдельными критериями») / http://izlov.ru/docs/100/index­20656.html

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ

Работа над публицистическим текстом при подготовке к части С ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018