Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема урока. Правописание глаголов 2 лица единственного числа.
Цель урока: учить умению правильно и осознанно писать окончания глаголов 2 лица единственного числа.
Задачи урока:
Образовательные:
· формировать умение писать мягкий знак в глаголах 2 лица единственного числа.
Развивающие:
- способствовать развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, познавательной и речевой активности и инициативности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
- формировать общую культуру личности;
- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни;
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Нейроупражнение для развития межполушарного взаимодействия
- Обведите рисунок по линиям. Выполняйте задание одновременно двумя руками.
3. Чистописание.
Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.
- Это высказывание принадлежит известному французскому модельеру Коко Шанель.
Как вы понимаете значение этого предложения?
(Если человек, обладающий внешней красотой, забывает о моральных качествах и ценностях, истинных чувствах, то не остаётся таким привлекательным)
- Назовите глаголы в этом предложении.
(начаться, поможет)
- В какой форме они употреблены?
(Начаться – что сделать? – н.ф., поможет – что сделает? – б..в., ед.ч., 3л.)
(Для справки: слово "Должен" - это краткое прилагательное. Образовано от прилагательного полной формы "Должный".
Хотя вопрос спорный, некоторые считают его наречием.
Но от наречия его отличает то, что это слово изменяется по числам и родам.
В предложении это слово бывает сказуемым).
4. Изучение нового материала.
1. Упражнение «Узнай новое»
- Ребята, перед вами слова.
Стучит, любишь, ощущаете, щемишь.
- Исключайте по одному «лишнему» слову, объясняя свой выбор.
(Ощущаете - 3л.,мн.ч. –вы
Стучит – 3л., ед..ч. – оно, он, она)
- Остались слова любишь, щемишь. Что у них общего?
(глаголы наст.в., 2л., ед. ч.)
- Обратите внимание на написание окончаний в этих глаголах.
(На конце глаголов после шипящих пишется мягкий знак)
- Что значит слово щемить?
(ЩЕМИ'ТЬ, млю́, ми́шь, несов. 1. что. Сжимать, стискивать что-н. между чем-н. 2. перен., кого-что. Наводить тоску на кого-что-н. Щемящий душу напев. Салтыков-Щедрин. Инда страх меня, слышь ты, щемит. Некрасов. 3. перен., безл., что кому или у кого. Болит, ноет. Мне (или у меня) щемит грудь. Как взгляну, так мне сердце-то и щемит, так и щемит! Сухово-Кобылин.)
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)
- Как вы думаете, эти слова могут сочетаться со словом сердце?
(ответы детей)
- Верно, могут.
Сердце это самый главный орган человеческого организма. От него зависит самочувствие и правильность работы всех остальных органов человека. Можно сказать, что сердце отвечает за все процессы в организме!
2. Физкультминутка для рук «Размер сердца».
- Как вы думаете, какого размера сердце?
- Как определить размер нашего с вами сердце?
(по вашему кулачку)
- Давайте сожмём свои кулачки и узнаем, какого размера у каждого сердце. У всех одинаковые кулачки?
(Нет)
- Вот и размер сердца у всех разный. А по мере вашего взросления вырастет и ваше сердце.
Сердце непрерывно сокращается и расслабляется. Оно – главный двигатель крови в нашем организме.
- Сожмите, пожалуйста, еще раз кулачки. Теперь сжимайте и разжимайте кулак.
- Долго вы сможете так работать?
(Да, через несколько минут вы устанете.)
- А мышцы сердца намного выносливее, чем мышцы рук.
Сердце человека никогда не останавливается и делает за день до 12-ти тысяч ударов (сокращений). За это время оно вырабатывает энергию, которой хватило бы, чтобы поднять целый поезд.
Когда человек лежит, сердце делает 60 ударов в минуту, при ходьбе – до 90 ударов, а при быстром беге – примерно 120 ударов в минуту.
3. Упражнение «Образуй слова»
- А вы знаете, что существуют правила здорового сердца. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы ваше сердце было здоровым?
(заботиться о нём)
- А как нужно заботиться?
(ответы детей)
Посмотрите на доску. Прочитаем правила.
Чтобы сердце было здоровым, о нём нужно заботиться:
- заниматься физкультурой, спортом;
- играть в подвижные игры;
- гулять на свежем воздухе;
- обязательно спать ночью, чтобы сердце отдыхало;
- нельзя сильно уставать, переутомляться;
- нужно полноценно питаться;
- избегать травм, которые ведут к большой потере крови.
- А еще, не нужно расстраиваться по пустякам и злиться. Когда настроение хорошее, то и на сердце хорошо.
- В какой форме стоят глаголы в словосочетаниях?
(в неопределённой, а глагол отдыхало – в п.в., ед.ч.. ср.р.)
- От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы 2-го лица ед. числа, по образцу.
Заниматься – занимаешься, …
- Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Оцените работу соседа, сравнив с правильным ответом на экране.
- Какой можно сделать вывод?
- Чтение правила на стр. 120
5. Физкультминутка.
- А теперь немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста.
Поднимает руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
С силой их к плечам прижали – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
6. Первичное закрепление.
- Спасибо. Молодцы. А теперь продолжим работу по теме урока.
Упражнение «Собери пословицу»
- Соберите пословицы, объясните значение каждой.
Что посеешь, от того и наберёшься.
Ласковым словом то и пожнёшь.
С кем поведёшься, и камень растопишь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.
Ласковым словом и камень растопишь.
Смысл пословицы: можно все спокойно решить. Если по - хорошему к людям относиться, то даже самый черствый человек " растопится" подобреет.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему.
- Запишите получившиеся пословицы. Выделите окончания глаголов 2 лица единственного числа.
VII. Домашнее задание.
Упр. 144 стр.122
VIII. Рефлексия.
- А сейчас проведём небольшой тест. Выпишите буквы с правильным ответом.
1. Выберите слово, которое стоит в 3 лице единственного числа.
а) идёшь;
у) шагает;
и) спешу.
2. Найдите глагол неопределённой формы.
б) семенит;
в) бредёшь;
р) топать.
3. Выберите глагол, который употреблён во 2 лице единственного числа.
а) маршируешь;
о) подходим;
я) следуете.
- Какое слово у вас получилось?
(ура)
- Как вы понимаете его значение?
(ответы детей)
- Если мы обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, то прочтём:
«Ура, межд. Боевой клич войск при атаке, а также восклицание, выражающее воодушевление, восторженное одобрение».
Я рада, что у вас на уроке всё получилось.
9. Итог урока.
- Ребята, скажите, а что за слова были в тесте? Что общего у них со словом идти?
(синонимы, близкие по значению)
- Верно. Молодцы.
- Какую тему (или часть речи) мы изучаем?
(Глагол)
- Чему конкретно был посвящён урок?
(правописание глаголов 2 лица единственного числа)
- На какие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа?
(что делаешь? что сделаешь?)
- А какие они имеют окончания?
(-ешь, -ищь)
- В каких ещё случаях после шипящих пишется на конце слов мягкий знак?
(глаголы 2л., ед.ч.; сущ. ж.р.)
- Подведем итоги работы на уроке. Поставьте своему товарищу по парте оценку за урок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.