Конспект урока русского языка в 9 классе "Правописание глаголов 2 лица единственного числа"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Правописание глаголов 2лица ед. числа 9кл..docx

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока. Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Цель урока: учить умению правильно и осознанно писать окончания глаголов 2 лица единственного числа.

Задачи урока:

Образовательные:

·              формировать умение писать мягкий знак в глаголах 2 лица единственного числа.

Развивающие:

- способствовать развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, познавательной и речевой активности и инициативности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

- формировать общую культуру личности;

- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни;

        

Ход урока.

1.     Оргмомент.

2.     Нейроупражнение  для развития межполушарного взаимодействия

- Обведите рисунок по линиям. Выполняйте задание одновременно двумя руками.

                                

3.     Чистописание.

Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.    

  - Это высказывание принадлежит известному французскому модельеру Коко Шанель.

  Как вы понимаете значение этого предложения?

   (Если  человек, обладающий внешней красотой, забывает о моральных качествах и ценностях, истинных чувствах,   то не остаётся таким привлекательным)  

 

- Назовите глаголы в этом предложении.

                                       (начаться, поможет)

- В какой форме они употреблены?

                  (Начаться – что сделать? – н.ф., поможет – что сделает? – б..в., ед.ч., 3л.)

 

(Для справки: слово "Должен" - это краткое прилагательное. Образовано от прилагательного полной формы "Должный".

Хотя вопрос спорный, некоторые считают его наречием.

Но от наречия его отличает то, что это слово изменяется по числам и родам.

В предложении это слово бывает сказуемым).

         

4.     Изучение нового материала.

1. Упражнение  «Узнай новое»

-  Ребята, перед вами слова.

Стучит, любишь, ощущаете, щемишь.

- Исключайте по одному «лишнему» слову, объясняя свой выбор.

(Ощущаете -  3л.,мн.ч. –вы

Стучит – 3л., ед..ч. – оно, он, она)

 

- Остались слова любишь, щемишь. Что у них общего?

                    (глаголы наст.в., 2л., ед. ч.)

- Обратите внимание на написание окончаний в этих глаголах.

                   (На конце глаголов после шипящих пишется мягкий знак)

- Что значит слово щемить?

(ЩЕМИ'ТЬ, млю́, ми́шь, несов. 1. что. Сжимать, стискивать что-н. между чем-н. 2. перен., кого-что. Наводить тоску на кого-что-н. Щемящий душу напев. Салтыков-Щедрин. Инда страх меня, слышь ты, щемит. Некрасов. 3. перен., безл., что кому или у кого. Болит, ноет. Мне (или у меня) щемит грудь. Как взгляну, так мне сердце-то и щемит, так и щемит! Сухово-Кобылин.)

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)

- Как вы думаете, эти слова могут сочетаться со словом сердце?

                                                                  (ответы детей)

- Верно, могут.

   Сердце это самый главный орган человеческого организма. От него зависит самочувствие и правильность работы всех остальных органов человека. Можно сказать, что сердце отвечает за все процессы в организме! 

2.          Физкультминутка для рук  «Размер сердца».

- Как вы думаете, какого размера сердце?

- Как определить размер нашего с вами сердце?

                                                 (по вашему кулачку)

- Давайте сожмём свои кулачки и узнаем, какого размера у каждого сердце. У всех одинаковые кулачки?

                                                       (Нет)

- Вот и размер сердца у всех разный. А по мере вашего взросления вырастет и ваше сердце.

Сердце непрерывно сокращается и расслабляется. Оно – главный двигатель крови в нашем организме.

- Сожмите, пожалуйста, еще раз кулачки. Теперь сжимайте и разжимайте кулак.

- Долго вы сможете так работать?

                                        (Да, через несколько минут вы устанете.)

- А мышцы сердца намного выносливее, чем мышцы рук.

Сердце человека никогда не останавливается и делает за день до 12-ти тысяч ударов (сокращений). За это время оно вырабатывает энергию, которой хватило бы, чтобы поднять целый поезд. 

Когда человек лежит, сердце делает 60 ударов в минуту, при ходьбе – до 90 ударов, а при быстром беге – примерно 120 ударов в минуту.

 

3. Упражнение «Образуй слова»

-  А вы знаете, что существуют правила здорового сердца. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы ваше сердце было здоровым?

                                             (заботиться о нём)

- А как нужно заботиться?

                                                  (ответы детей)

Посмотрите на доску. Прочитаем правила.

 Чтобы сердце было здоровым, о нём нужно заботиться:

- заниматься физкультурой, спортом;

- играть в подвижные игры;

- гулять на свежем воздухе;

- обязательно спать ночью, чтобы сердце отдыхало;

-  нельзя сильно уставать, переутомляться;

-  нужно полноценно питаться;

-  избегать травм, которые ведут к большой потере крови.

- А еще, не нужно расстраиваться по пустякам и злиться. Когда настроение хорошее, то и на сердце хорошо.

- В какой форме стоят глаголы в словосочетаниях?

                                      (в неопределённой, а глагол отдыхало – в п.в., ед.ч.. ср.р.)

- От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы 2-го лица ед. числа, по образцу.

Заниматься – занимаешься, …

- Обменяйтесь тетрадями друг с другом. Оцените работу соседа, сравнив с правильным ответом на экране.

 - Какой можно сделать вывод?

- Чтение правила  на стр. 120

5.          Физкультминутка.

- А теперь немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижали – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

6.          Первичное закрепление.

- Спасибо. Молодцы. А теперь продолжим работу по теме урока.

Упражнение  «Собери пословицу»

- Соберите пословицы, объясните значение каждой.

Что посеешь,                                                                           от того и наберёшься.

Ласковым словом                                                                   то и пожнёшь.

 С кем поведёшься,                                                                и камень растопишь.  

Что посеешь, то и пожнёшь.

Смысл этой пословицы заключается в том, что если ты отдаешь добро, то получаешь тоже добро. Или, наоборот, на зло отвечают злом.

Ласковым словом и камень растопишь.

Смысл пословицы: можно все спокойно решить. Если по - хорошему к людям относиться, то даже самый черствый человек " растопится" подобреет.

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

От человека, с которым общаешься, дружишь, с которым часто встречаешься, невольно перенимаешь его взгляды, привычки, начинаешь подражать ему.

- Запишите получившиеся пословицы. Выделите окончания глаголов 2 лица единственного числа.

 VII. Домашнее задание. 

Упр. 144 стр.122

VIII. Рефлексия.

- А сейчас проведём небольшой тест. Выпишите буквы с правильным ответом.

1. Выберите слово, которое стоит в 3 лице единственного числа.

а) идёшь;

у) шагает;

и) спешу.

2. Найдите глагол неопределённой формы.

б) семенит;

в) бредёшь;

р) топать.

3. Выберите глагол, который употреблён во 2 лице единственного числа.

а) маршируешь;

о) подходим;

я) следуете.

- Какое слово у вас получилось?

(ура)

- Как вы понимаете его значение?

                                                       (ответы детей)

- Если мы обратимся к «Толковому словарю» С.И.Ожегова, то прочтём:

«Ура, межд. Боевой клич войск  при атаке, а также восклицание, выражающее воодушевление, восторженное одобрение».  

  Я рада, что у вас на уроке всё получилось.

9.     Итог урока.

- Ребята, скажите, а что за слова были в тесте? Что общего у них со словом идти?

                             (синонимы, близкие по значению)

- Верно. Молодцы.

- Какую тему (или часть речи) мы изучаем?

(Глагол)

- Чему конкретно был посвящён урок?

(правописание глаголов 2 лица единственного числа)

- На какие вопросы отвечают глаголы 2 лица единственного числа?

(что делаешь? что сделаешь?)

- А какие они имеют окончания?

(-ешь, -ищь)

- В каких ещё случаях после шипящих пишется на конце слов мягкий знак?

(глаголы 2л., ед.ч.; сущ. ж.р.)

- Подведем итоги работы на уроке. Поставьте своему товарищу по парте оценку за урок.