Урок русского языка Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материалы урока русского языка будут полезны учителям начальных классов.
Иконка файла материала Урок русского языка (1).docx

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Артёмовская гимназия № 7»

 

 

 

 

 

Урок русского языка

Сочинение-отзыв по репродукции картины

В.М.Васнецова

«Иван Царевич на Сером Волке»

4 класс (10 – 11 лет)

 

Автор:

Юрченко Снежана Александровна,

учитель начальных классов.

 

 

 

 

               

 

 

 

 

 

г. Артёмовск

2025 год

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение                                                                                                 

2. Основная часть (разработка урока)                                                       

3. Методические рекомендации по подготовке и проведению урока  

4. Материально-техническое обеспечение содержания урока

5. Список использованной литературы                                                                         

5. Приложения

3

4

13

13

14

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Как важно иметь друзей... Ведь именно настоящие друзья никогда не оставят в беде и всегда придут на помощь.  На что способны друзья, если они верны и помогают друг другу…Преодолевать трудности всегда легче вдвоем. Немногого бы добился Иван, не будь у него такого помощника, преданного друга. Эта мысль красной нитью проходит через весь урок  развития речи «Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»».

          Картина Виктора Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» является  известным  произведением  русского  изобразительного искусства, одна из любимейших народом. В основе картины лежит сказка, всем знакомая с детства «Иван Царевич и Серый волк». Сюжет сказки  буквально оживает на полотне  Васнецова. Центральные персонажи произведения Иван Царевич, Елена Прекрасная и Серый Волк изображены на полотне рукой мастера. Трое героев спасаются от погони, мчась навстречу судьбе через дремучий лес.
          «Иван Царевич на Сером Волке»  является одной из тех картин,  которые необходимо рассматривать детально. Это не просто изображение любимых героев,  знакомых с детства, а настоящая песнь русским сказаниям и былинам, отражение борьбы добра со злом и тернистый путь к счастливому будущему.

          Известное полотно Виктора Васнецова выставляется в Государственной Третьяковской галерее. В любой момент можно посетить картинную галерею и насладиться этой картиной и другими творениями гениального художника.

          Развитие речи младших школьников актуальная проблема современности. Уровень речевого развития учащихся определяет степень его успешного обучения.

Материалы урока русского языка будут полезны учителям начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Тема. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».

Цель  урока:

учить составлять сочинение по картине с помощью вопросов, коллективно составленного плана; учить правильно строить предложения, соблюдая последовательность при работе над картиной;

развивать связную устную речь на материале русской народной сказки, используя репродукцию картины;

активизировать мыслительную деятельность при анализе живописного полотна;

обогащать словарный запас, используя толковый словарь;

прививать учащимся любовь к русской культуре, сказкам, сказочной живописи В.М. Васнецова, положительно воздействовать на эмоционально-волевую сферу с помощью музыки.

Тип урока:  изучение нового материала.

 

Планируемый результат обучения: 

Познавательные УУД:

искать и выделять необходимую информацию;

анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, того, что еще неизвестно;

Коммуникативные УУД:

полно и точно выражать свои мысли в устной форме;

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

развивать интерес к изучению русского языка.

     

Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока

Этап урока

Формы, методы, педагогические технологии

Требования к результатам обучения

Межпредмет

ные связи

Организацион-ный момент

 

Эмоциональный настрой на урок. Словесный метод.

Обучающиеся научатся организовывать свою учебную деятельность

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

 

Фронтальный опрос,

работа в парах, составление  куста  ассоциаций,

лексическая работа над словом,

инсценирование.

Обучающиеся научатся искать и выделять необходимую информацию,

анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.

 

Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы урока. Целеполагание

 

 

 

Фронтальная форма работы. Информационно-рецептивный, частично-поисковый методы.  Использование ИКТ

Обучающиеся научатся

ставить учебные задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено по данной теме, и того, что ещё неизвестно

Музыка

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

Фронтальная, групповая формы работы;

элементы интерактивных, здоровьесберегаю

щих технологий, методы творческого чтения, частично-поисковый метод,  информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; частично-поисковый; исследовательский, наглядный.

Обучающиеся научаться  полно и точно выражать свои мысли в устной форме;  владеть  монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими синтаксическими нормами родного языка.

 

Музыка, литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление нового материала.

 

Индивидуальная форма работы.

Обучающиеся научаться выражать свои мысли в письменной форме.

 

Рефлексия

Итог урока. Оценивание.

 

Индивидуальная форма работы.

Обучающиеся научатся контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

 

 

Ход урока

I.Организационный момент.

1.1.Эмоциональный настрой. Приветствие.

1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний.

2.1. Работа в парах.

- Предлагаю вам поработать в парах на карточках. Составьте  куст ассоциаций к слову КАРТИНА в соответствии с предложенными частями речи.

Куст «Ассоциаций» (Приложение № 1)

                                                          Картина

Имя существительное: художник, краски, живопись, мазок, цвет, акварель, галерея...

Глагол:  рисовать, писать, творить...

Имя прилагательное: художественная, красивая, прекрасная...

 

2.2. Беседа.

Лексическая работа над словом. Повторение орфограммы.

- Из подобранных вами слов выберите имя прилагательное, которым мож­но заменить фразеологический оборот «Ни в сказке сказать, ни пером описать». (Прекрасная.)

- Какая орфограмма в этом слове?  (Прекрас?ная – прекрасен).

(Непроизносимый согласный в корне слова).

- Назовите лексическое значение  слова «прекрасная».

(Очень красивая. Высшая степень красоты. Нельзя  выразить словами).

2.3. Вхождение в тему уроку. Чтение стихотворения учителем.

Прекрасное  мало увидеть,

в прекрасное  нужно всмотреться,

чтоб  ясной любовью

наполнилось сердце.

- Ребята, сейчас мы отправимся  с вами в прекрасный и загадочный мир сказки, живописи.

- Предлагаю вашему вниманию инсценированный сюжет. Вспомните, из какой он  сказки?

2.4. Инсценировка сюжета из  сказки «Иван Царевич и Серый Волк» учащимися.

  «…Перемахнул Серый Волк через стену – да в сад царя Далмата. Засел за куст и глядит. Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками.

Звучит музыка (Камаринская «Калинка – малинка») (Приложение № 2)

Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, Серый Волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину – и наутёк.

         Звучит музыка (Л. В. Бетховен «Симфония 5») (Приложение № 3)

Иван  Царевич идёт путём-дорогою, вдруг настигает его Серый Волк.  На нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван  Царевич.

Волк:

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было…

 

Сел Иван на спину волка
и следит дорогу зорко.
Скачет Серый Волк лесами,
да болотами, в тумане.
До дворца царя Кусмана,
только сердце, словно рана,
у царевича болит.

Волк Ивану говорит:

Волк:

- Что, Иван  Царевич, приумолк, пригорюнился?

Иван:

- Да как же мне, Серый Волк, не печалиться?  Как расстанусь с такой красотой?

Волк:

- Вижу я твою печаль,
мне Елену тоже жаль.
Как с такою красотой

Быть Кусмановой женой?
Спрячь её в глуши лесной,
А потом пойдёшь со мной».

 

 

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока. Целеполагание.

https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/vasnecov-ivancarevich-i-volk+.jpgБеседа:

- Из какой сказки  этот сюжет?  («Иван Царевич и Серый Волк»)

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня, на уроке  мы напишем  сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»,  написанной  в 1889 году. (Рис.1)

- Ознакомимся с истинным «богатырём» русской живописи.

 

 

Рис.1. Картина В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке».

 

IV. Изучение нового материала.

4.1. Сообщения учащихся о В.М. Васнецове на основе презентации «Виктор Михайлович Васнецов – истинный  «богатырь русской живописи»»  (Приложение №4)    

4.2. Виртуальная экскурсия по Третьяковской галереи.

- Давайте представим, что мы находимся перед шедеврами русской живописи в Третьяковской галерее. Послушайте экскурсоводов, посмотрите репродукции картин. Какая из них привлекла ваше внимание и почему?

Картины В.В. Васнецова.

          «Богатыри» – картина Виктора Васнецова. Художник работал над картиной около двадцати лет. 23 апреля 1898 года она была закончена. Вскоре  её купил П. М. Третьяков для своей галереи.  Сам  художник описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович – главные герои русских былин. На богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где   Рис.4. «Богатыри»   ворога, не обижают ли где кого?» (Рис.4)            

 «Ковер-самолет»

       В те времена еще не были изобретены самолеты, но многие хотели взлететь  в небо, на высоту птичьего полета. На своей картине  художник  изобразил  мечту людей о полётах. (Рис.5)

 

Рис.5. «Ковёр–самолёт»

«Алёнушка»

        Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец  Иванушка» написана в 1881 году. На этом полотне художнику удалось мастерски передать образ девушки из сказки. Уставшая, обессиленная тщетными поисками своего брата, Аленушка в печальной позе сидит у лесного пруда на большом валуне. Темный лес вокруг героини и хмурое, затянутое облаками небо, усиливает настроение грусти и печали. (Рис.6)

Рис.6. «Алёнушка»

«Жница»

         Кроме сказочного стиля живописи, Васнецов известен так же, как автор, изображавший крестьянский быт.   Одной из таких картин является портрет «Жница». (Рис.7) В этой  работе  художник воспевает тяжелый труд народа, а также восхищается им. 

 

Рис.7. « Жница»

«Берёзовая роща»

           Известно, что над ней художник  работал около четырех лет. Не случайно выбрана береза, так как она считается любимым деревом русского народа. Ее наряжали лентами, водили вокруг нее хороводы, пели о ней песни. Береза – это символ России. (Рис.8)

 

Рис.8. «Берёзовая роща»

4.3. Физкультминутка

(Движения показывает ученик переодетый в Ивана Царевича)

Иван Царевич потянулся,

раз нагнулся, два – нагнулся,

руки в сторону развел,

улыбнулся, лоб потёр.

и пошёл, пошёл, пошёл

за красавицей  Еленой

в лес густой.

Вдруг волка он увидал

И на нём он поскакал.

 

4.3. Работа с учебником.

Беседа по репродукции картины на с.114

          - Рассмотрите картину В. М. Васнецова «Иван Ца­ревич на Сером Волке».  Художник написал  ее в Киеве во Владимирском соборе. Он вспомнил своё детство, таинственную сказочность дремучего леса, любимую русскую народную сказку. И изобразил волнующий сюжет: верный помощник Серый Волк, сквозь глухую чащу заколдованного тёмного леса несёт   на своей спине Ивана Царевича вместе с красавицей  Еленой.

 

4.4.Вхождение в картину.  Прослушивание аудиозаписи и текста.

      - Ребята, я хочу предложить вам окунуться в сказку. Усаживайтесь по-удобнее, закроите глаза и представьте, что вы перенеслись в сказку.

Звучит музыка (Л. В. Бетховен «Симфония 2») (Приложение № 5)

Чтение текста учителем

          «Дремучий лес, великаны деревья, окутаны влажным туманом. Таинственный мрак.  И, вдруг, из этого леса выскакивает Серый Волк, неся на себе, Ивана Царевича и Елену Прекрасную.

          Иван боится погони. На лице – тревога, и в тоже время он готов сразиться с врагами за свою суженую. Верный спутник Ивана Царевича – Серый Волк, преодолевая усталость, стремительно мчится вперед. Могучие лапы легко преодолевают топкое болото. По раскрытой пасти и высунутому языку чувствуется, как он устал. В тоже время ощущается могучая сила зверя. И только цветущая яблоня, которая располагается на картине в нижнем углу справа,  говорит о возникновении любви и о светлом будущем...»

          Дети открывают глаза.

4.5.  Беседа. Анализ картины.

- Рассмотрим картину подробно.

 

Рис.9.Мимика лиц                             Рис. 10. Скачка Серого волка

       

- Кто  изображен  в центре картины, на переднем плане?

(Серый Волк, Иван Ца­ревич, Елена Прекрасная, дремучий непроходимый лес).

-  Какое настроение создаёт этот пейзаж?

- Опишите верхнюю часть картины. (Неба не видно; деревья высокие, густые).

- Что изображено в нижней части картины? (Болото с кувшинками, сухая трава, чёрная земля).

- Рассмотрим детально персонажей картины, их  лица, мимику, действия, чувства.

- Что выражает лицо Ивана Царевича? Во что он одет?

Иван Царевич

          Лицо Ивана  Царевича  выражает тревогу  и   в тоже время отвагу. Он  оглядывается назад, готовый встретить любые опасности. Смелый, мужественный. Будущий богатырь земли русской. Одет в расшитый  золотом парчовый кафтан, подпоясан зелёным кушаком. На голове царская шапка. Тяжелая ткань из шелка с узором.

- Опишите Елену Прекрасную.

Елена  Прекрасная

          Молодая, нежная, грустная, печальная, задумчивая. Елена в шелковом голубом платье. (Рис.9)

- Что можете сказать о Сером Волке?

Серый Волк

          Волшебный помощник, стремительный взгляд вперед, человеческие глаза, высунутый от быстрого движения язык. Быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается взмахом  передних лап,  не касаются земли, уносят в счастливое будущее.

          Скачка: быстрая, стремительная. (Рис.10)

- Каким художник изобразил лес на картине?

Лес

          Дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый, чёрная тина.

- А что символизирует цветущая яблоня?

Цветущая   яблоня

          Передает светлые краски надежды, вера в счастливое будущее.

- Для чего художник изобразил яблоньку? (Она предвещает хороший конец, победу добра над злом.  Она выжила и расцвела в этом дремучем лесу.)

- Деревце вселяет надежду, что все завершится благополучно.

- Частичку добра в мрачный пейзаж вносят болотные кувшинки.

- Какое значение имеет цветовой контраст пейзажа? (Он от­ражает настроение картины.)

- Какое значение имеет фон картины? (Он помогает передать настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной, но перед Серым Волком лес расступа­ется, он помогает героям.)

- Какова основная мысль картины?

          Художник пытался показать, что героям тоже бывает трудно, они могут бояться, расстраиваться и сомневаться, но не перестают при этом быть хорошими. Ведь в сказке добро  всегда побеждает.

4.6.Физкультминутка

- Ребята, я буду называть вам названия чувств,  а вы попробуйте их передать выражением лица-мимикой.

          Грусть, страх, злость,  печаль, радость. 

4.7. Работа по учебнику

- Прочитайте текст упражнения 134 на с. 77. Что сказал о этой картине один из ценителей русской живописи, меценат Савва Иванович Мамонтов?

 

V. Закрепление нового материала.  Продолжение работы по теме урока.

5.1. Коллективное составление плана сочинения

Примерный план

1. Художник-сказочник.

         Перед нами картина  известного художника…

2. Главные герои картины.

         На картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке» изображены …(Иван Царевич,  Елена  Прекрасная, Серый Волк)

3. Волшебный лес.

4. Добро побеждает зло.

5.2.. Работа над сочинением

(Самостоятельное написание сочинения на черновике)

 

VI. Рефлексия. Чтение нескольких сочинений учащимися.

6.1. Игра «Микрофон»

     - Ребята, мы снова с вами находимся в Третьяковской галерее.  Перед нами  картина Виктора  Михайловича  Васнецова   «Иван Ца­ревич на Сером Волке». Давайте возьмем интервью у настоящих поклонников и ценителей творчества художника. Что они думают об этой картине? Какие чувства у них  вызывает эта картина?

 

6.2. Домашнее задание

          Переписать сочинение на чистовик. Познакомиться с другими картинами  В. М.  Васнецова.

 

VII. Подведение итогов урока.

7.1. Беседа

 - С каким произведением живописи мы познакомились се­годня на уроке? Что вы узнали о великом художнике  В. М. Васнецове?

- Какие умения пригодились вам при  написании отзыва  о картине?

- Спасибо за урок, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока

 

        Урок русского языка  «Сочинение-отзыв по репродукции картины                В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке»  разработан  в соответствии с  требованиями программы обучения русскому языку в 4 классе.

        Структура урока, этапы, логическая последовательность соответствуют построению, содержанию и поставленным целям урока, использование современных технологий: исследовательская деятельность, ИКТ.

         Дети получили опережающие задания найти малоизвестные факты из жизни  В.М. Васнецова, подготовить отзывы об известных картинах художника.  Я подготовила для детей список источников, в которых они могли найти нужный материал.

На уроке я использовала   произведения живописи, аудиозаписи музыкальных произведений.

         Подготовку к уроку рекомендую начать за 1  недели по плану

1.     Определение целей и задач урока.

2.     Подбор материала по теме.

3.     Работа с группами детей над опережающими заданиями.

4.     Составление конспекта урока.

5.     Подбор  картин,  музыкальных произведений.

 

 

       Материально-техническое обеспечение содержания урока

 

Раздаточный материал: карточки для работы в группах «Куст ассоциаций»

(Приложение №1).

Презентация к уроку русского языка  «Истинный «богатырь» русской живописи» ( Приложение № 4)

Аудиофайлы: «Камаринская « Калинка-малинка»» (Приложение №2),

«Л.В.Бетховен. Симфония №5» (Приложение № 3),

«Л.В.Бетховен. Симфония №2» (Приложение № 5).

Ноутбук;

мультимедийный проектор;

музыкальный центр;

учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс.  В 2 ч. 

Ч. 1. М.: Просвещение, 2016г.

Интернет-ресурсы

1. Википедия. Васнецов Виктор Михайлович [Электронный ресурс]-режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Васнецов,_Виктор_Михайлович

 

2. Электронная  книга. Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый Волк» [Электронный ресурс]-режим доступа:

https://librebook.me/ivan_carevich_i_seryi_volk_1/vol1/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

1. Карточка «Ассоциаций»   

                                                          Картина

Имя существительное:

Глагол: 

Имя прилагательное:

 

2. Фото открытого урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru