Разработка урока Русского языка "Времена глаголов", 3кл

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка ,3кл. на тему "Времена глаголов"
Иконка файла материала ТРУБКО В,П,19.12.25 РУС ЯЗ.doc

        

Технологическая карта урока. 

 

            Предмет: русский язык

Класс:3-А

Тип урока: открытие новых знаний

Дата: 19.12.2024

Учитель: Трубко В.П.

 

Тема

Времена глаголов

 

Цель: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам .

Задачи:

-повторить имеющиеся знания о глаголе;

-формировать умение определять времена глаголов, изменять глаголы по временам;

-совершенствовать навыки грамотного письма;

-развивать у детей умения сравнивать и обобщать;

-формировать культуру межличностного общения через фронтальную и парную работу.

-работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

-способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществить взаимо и самопроверку

-создать условия для учебного сотрудничества.

-помочь ребенку в аргументации своего мнения.

троить речевые высказывания согласно учебной ситуации.

-развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

-классифицировать уже изученное о глаголе.

-развивать умение работать с разными видами учебной информации.

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

 

Планируемые результаты

Метапредметные:

Регулятивные УУД: формулирует цель на уроке с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке;  планирует своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывает своё предположение.

 

Коммуникативные УУД: строит понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в парах; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

 

Познавательные УУД: Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию;

 

Предметные: имеет представления об изменении глаголов по временам, умеют находить глаголы в тексте и употреблять в речи.

Основные понятия

 

 Глагол, время глагола

Ресурсы:

 

 

Учебник Русский язык. II часть,3 класс, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий , «Фразеологический словарь»,

                                                                                                      

карточки с заданиями, мультимедийное оборудование (презентация), «Лента времени», «Маршрутный лист»

 

 

ХОД УРОКА

 

Этапы урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Примечание

 

I.       Адаптационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каллиграфическое письмо

1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. выявить знания учащихся и определить их границы (создание проблемной ситуации)

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

– Ребята, сегодня я хочу начать наш урок с притчи. Послушайте, пожалуйста. Определите основную мысль

Рассказывает ученица.

Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.

Одного спросили:

- Что ты делаешь?

- Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

- Что ты делаешь?

- Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

- Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им.

- Вот и вам, ребята, нужно работать на уроке так, чтобы работа доставляла радость и вам, и окружающим. А ваш труд на уроке будет вознагражден, и не только отметкой, но и знаниями, которые вы сохраните на всю жизнь

           Начинаем урок, мы будем думать, высказывать свои мысли, мнения, выполнять задания.

-Как вы считаете, что потребуется от вас, чтобы урок прошел успешно?

-Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга.

Сегодня урок –исследование, что такое исследование?

Прочитай пословицы. Исключи одну из них по смыслу.

Счастливым и красивым делает человека работа.

Крепкую дружбу топором не разрубишь.

Кто любит труд, того люди чтут.

Назови глаголы, которые употребляются в пословицах. Исключи один из них по самостоятельно найденному признаку

 

Назовите имя существительное, в котором одинаковые первый и последний звуки. Устно дайте характеристику звуков.

Какая орфограмма в слое труд?

 

2. Каллиграфическаяя минутка

 – Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Пропишем строчные гласные обознач 2 звука с 1 буквой в слове труд.

Прописать  ет ет ют ят труд трудится трудятся

-В какой части речи часто встречаются прописанные соединения букв?

Образуйте от существительного труд глагол в ед. ч, во мн.ч?

трудится трудятся. Запишите.

 

3.Работа с фразеологическим словарем.

На стр.150 найдите фразеологизм противоположный по значению к гаголу трудиться. Что он означает?

Сидеть сложа руки.

Запишите. Назовите глагол .В какой форме употреблен?

Определение темы урока

Как вы думаете , какую часть речи будем исследовать? ГЛАГОЛ

ЗАДАЧИ УРОКА

3. Актуализация знаний

 «Что мы уже знаем о глаголе?»

Использует приём Фишбоун.

            Самост часть речи     обозн действ предм   изм по числам

глагол                                                                                              вывод

отвеч на вопр              в предл.сказ                    ?

что дел?

 

-Чтобы узнать, как же ещё изменяются глаголы, внимательно прослушайте загадку:

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– О чем я говорю?

Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

-ОПРЕДЕЛИТЕ ЗАДАЧИ УРОКА.

 

 

 

 

 

Картинка к притче

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с пословицами

 

 

 

соединения

 

 

 

Таблички со словами

 

 

 

 

Фразеологический словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таблички

 

 

 

 

 

 

 

Карточки

тема урока

задачи

 

II. Основной

 

1. Разрешение интеллектуального затруднения.

2.осмысление содержания нового материала

- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?

 - Молодцы, конечно же времена глаголов.

Какие задачи урока. (узнать..учиться..?

- мы будем тренироваться определять время глаголов и изменять глаголы по временам.

-Сколько времён у глагола? «Лента времени».

1.-Как вы думаете, в каком месте ленты времени мы сейчас с вами находимся? 

-Правильно. Сейчас мы с вами находимся в настоящем времени.  Прочитать текст о наст.вр.

     Современный человек идёт в ногу со временем. Он узнает каждый день много нового. Люди используют достижения науки и техники. Современный человек путешествует и изучает мир.

-Найдите в тексте глаголы. На какой вопрос они отвечают? В какой момент речи происходит действие

2.- В какое время мы с вами уже никогда не попадём? Обратимся к тексту.

   Много тысяч лет назад на земле жили первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей. Спали люди в шалашах, в пещерах, в землянках. Питались они корешками растений и яйцами птиц. Первобытный человек охотился на диких животных.

- Когда, происходит действие? На какие вопросы отвечают глаголы в тексте? 

3- Все люди строят планы на будущее и мечтают заглянуть в него. Давайте и мы заглянем в будущее.

   Человек будущего покорит неизвестные планеты. Люди создадут новых роботов. Человек будущего будет общаться с помощью кодов. Именно он построит машину времени и будет передвигаться во времени и пространстве.

- Когда, происходит действие? На какие вопросы отвечают глаголы в тексте?

Алгоритм определения времени.

1.Нахожу глагол

2.Задаю к глаголу вопрос.

3. По вопросу определяю время глагола.

4.Подобрать глаголы в нужном времени к картинкам.

5.Разбор предложения. Составить из слов

Заботливые ребята мастерили кормушки для птиц.

Мастерили =по составу

Мастерили, мастерят, будут мастерить.

Я думаю, вы уже поняли, что это один и тот же глагол. Только он всё время меняет свою форму.

Давайте сформулируем вывод о том, как изменяются глаголы?

Проверим наше предположение по учебнику стр.116.

5.Физминутка

Прочитай. Определи, в какой последовательности написаны слова в первом ряду. Сформулируй задание к упражнению, запиши по образцу.

Н.ф.

Белеть -   белеет,  белел,  побелеет;

читать-     …  ,         ... ,        ...         ;

копать -    …  ,         ... ,        ...         ;

прочитать-     ?        … .       …        .                        .

Орфограммы!

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с «Лентой времени»

 

 

 

слайд

 

 

 

 

Делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

III. Творческий

1.закрепление знаний, действий на основе их применения.

 

2. повышение уровня сформированных представлений на основе применения разноуровневых заданий.

 

Спишите, ставя глаголы в прошедшем времени.

  Третьеклассники (приносить) подарки из детского дома. 

РЕЗЕРВ

Спишите. Определите время выделенных глаголов.
Стоит у дороги старый-престарый тополь. Зимой тревожно шумят его голые ветви. Весной покрывается тополь зелёной листвой.
- Скажи, дедушка, сколько лет нашему тополю? Кто его посадил?
- Хороший человек этот тополь посадил. Мальчишкой я играл под ним, твоя мама с подружками венки плела, теперь и ты играешь в его тени.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Рефлексия

Вывод в рыбе

 

Обобщающая беседа:

- Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

-Сколько времён у глагола?

– Как определить время глагола?

– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?

Самооценка: какой я исследователь?

 - Что у вас получалось сегодня лучше всего?

-В чем испытали затруднения?

-Кто доволен сегодня своей работой?

-Как бы вы оценили свою работу?

- Спасибо всем за хорошую работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        


Посмотрите также