Методическая разработка урока русского родного языка в 8 классе по теме: "Разговорная речь. Самопрезентация"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок рря 8 класс № 13.docx

Урок русского родного языка в 8 классе № 13

Дата________________________

Тема урока: Разговорная речь. Самопрезентация

Цель: формирование представления о самопрезентации, о портфолио.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, привитие уважительного отношения к родному языку, выработка стремления к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: выработка способности извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на метапредметном уровне.

Предметные: получение знаний о самопрезентации, о портфолио; знание особенностей и признаков разговорной речи, понимание важности владения грамотной разговорной речью.

Оборудование:  Александрова О.М и др. Русский родной язык. 8 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019, приложение, тетрадь, проектор, видео, экран, ноутбук.

Основные понятия: язык, речь, самопрезентация, портфолио, резюме.

Методические приемы: слово учителя, беседа, выполнение упражнений, индивидуальная работа.

Межпредметные связи: литература.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

СТРУКТУРА УРОКА

I.         Этап мотивации.

Цель этапа: Переключение учащихся с состояния беспечного отдыха, перемены на работу во время урока. Создание эмоционального настроя на совместную учебную деятельность. Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

 

- Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением. Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?

Критерии оценивания.

Устная работа на уроке. Индивидуальная работа.

 

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа: восстановление в памяти обучающихся сведений, полученных ранее; готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

Индивидуальная работа. Работа по карточкам. Приложение 1.

 

Работа с классом.

Беседа

- Вспомните и перечислите функциональные разновидности языка.

Егорова, стр. 121 - III. 1.

 

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель этапа: создание проблемной ситуации; выявление и фиксация места и причины затруднения.

 

Слово учителя с элементами беседы

Егорова, стр. 121 - 122 III. 1.

IV. Этап целеполагания.

Цель этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

 

- Исходя из всего сказанного, как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

- Сформулируйте цели урока.

- Сегодня мы изучим новую тему, которая поможет вам в дальнейшем пополнить ваши знания.

 

V. Этап открытия нового знания.

Цель этапа: изучение темы урока.

 

Работа с материалами учебника.

А) Упр. 140 (у.). Стр. 97

 

Б) Изучение теоретического материала на стр. 97 о самопрезентации

Составление краткой записи в Информационную тетрадь.

 

В) Изучение теоретического материала о портфолио

Егорова, стр. 122  Комментарии +  стр. 99 + упр. 143 (структура портфолио).

Составление краткой записи в Информационную тетрадь.

                                                  

VI. Этап первичного закрепления.

Цель этапа: умение ориентироваться в своей системе знаний; применение нового знания в типовых заданиях.

 

А. Упр. 141 (у.)

 

страница 98 упражнение 141 русский язык 8 класс Александрова 2022

VII. Этап включения в систему знаний.

Цель этапа: фиксация полученного знания, определение, как новое знание укладывается в систему ранее изученного; умение применять новые знания в типовых условиях.

 

Упр. 142 (у.)

Просмотр видео 06.08 – 12.00

Егорова, стр. 122  4. Комментарии.

страница 98 упражнение 142 русский язык 8 класс Александрова 2022

страница 98 упражнение 142 русский язык 8 класс Александрова 2022

 

Чтение рубрики «Круг чтения» стр. 99.

 

VIII. Этап подведения итогов урока.

Цель этапа: подведение итогов урока.

 

Беседа

- Каковы формы самопредставления? (Самопрезентация, резюме, портфолио).

- Что такое портфолио и чем оно отличается от резюме?

- Какова структура портфолио?

Для чего нужно составлять портфолио?

 

Упр. 144 (у.)

страница 100 упражнение 144 русский язык 8 класс Александрова 2022

 

IХ. Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа: соотнесение целей, которые ставили на урок, и результатов деятельности; оценка работы на уроке.

 

- Давайте вспомним, какие цели мы сегодня ставили на урок? Мы их достигли?

- С какими знаниями вы познакомились на уроке?

- Как это знание вам пригодится в жизни?

 

Оценивание

 – Как вы оцените свою работу на уроке? Было ли вам интересно?

 

Х. Этап ознакомления с домашним заданием.

Цель этапа: формулировка, сообщение и разъяснение домашнего задания; самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

 

- Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание.

 

§14 упр.145 (п.)

По желанию. Принести на следующий урок свое портфолио, продемонстрировать его ИЛИ карточки.

Источники

https://pomogalka.me/8-klass/russkij-yazyk/aleksandrova/uprazhnenie-125/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

метафора

изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

сравнение

переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому

олицетворение

образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

эпитет

перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления

идея

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

метафора

изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

сравнение

переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому

олицетворение

образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

эпитет

перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления

тема

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

метафора

изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

сравнение

переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому

олицетворение

образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

эпитет

перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления

сюжет

 

 

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

метафора

изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

сравнение

переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому

олицетворение

образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

эпитет

перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы или явления

монолог

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

 

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

гипербола

Картина природы в художественном произведении

литота

Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

пейзаж

Изображение внешности героя в художественном произведении

портрет

Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета

олицетворение

 

 

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

 

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

аллегория

Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность

аллитерация

Противопоставление образов, картин, слов, понятий

анафора

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты

антитеза

Повторение определенного слова или каких-либо отдельных звуков в начале нескольких строф или стихов

 

эпитет

 

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

 

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

инверсия

Слово или выражение, употребленное вместо другого, название предмета другим именем, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь

композиция

Изображение героев в смешном виде

метонимия

Построение художественного произведения

юмор

Необычный порядок слов, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи

диалог

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

 

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

метафора

Повторение однородных гласных звуков, придающее тексту особую выразительность

эпитет

Изображение внешности героя в художественном произведении

портрет

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

ассонанс

Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака

тема

 

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

 

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

Информация

Повторение однородных гласных звуков, придающее тексту особую выразительность

Речевая агрессия

Различные сведения вне зависимости от формы их представления

Анафора

Повторение определенного слова или каких-либо отдельных звуков в начале нескольких строф или стихов

Ассонанс

Использование языковых средств для выражения неприязни, враждебности; манера речи, оскорбляющая достоинство

Гипербола

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

 

СООТНЕСИТЕ И ДОПИШИТЕ

гипербола

Картина природы в художественном произведении

литота

Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета

пейзаж

Изображение внешности героя в художественном произведении

портрет

Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета

олицетворение

 

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Раскройте скобки, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

               (1)Бим рос крепыш..м. (2)Умный щ..нок сообразительный. (3)Мало(помалу) он понял, что (н..)..чего нельзя трогать, можно только смотреть на (не)..собра(нн/н)ые вещи и людей.

             (4)(За)..то Бим постепе(н/нн)о стал иногда угад..вать (не)..которые намерения друга.4 (5)Вот например стоит он перед окном смотр..т (в)..даль и дума..т. (6)Тогда Бим садит..ся рядом, то..(же) смотр..т и дума..т. (7)(За)..тем ткнёт..ся носом в тёплую ладонь. (8)А хозяин тихим спокойным голосом скажет ..Ну, что Бимка буд..м работать... (9)И садит..ся.

 

          ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Раскройте скобки, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

          (10)А Бим калач..ком л..жится в ногах или уйдёт на свой л..жак.. в угол и буд..т ждать. (11)Буд..т ждать взгляда слова жеста. (12)Впрочем через (не)..которое время можно и сойти с места занимат..ся круглой костью.

            (13)Когда Иван Иваныч.. закро..т лицо ладонями обл..котившись на стол Бим подход..т к нему и кладёт (разно)..ухую м..рдашку на к..лени. (14)И стоит. (15)Зна..т, поглад..т.

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) мало-помалу понял          2) умный щенок        3) подходит к нему   4) будем работать    

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.

(5)Вот например стоит он перед окном смотр..т (в)..даль и дума..т.

_______________________________________________________________

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Определите вид односоставного предложения 12. Запишите ответ.

(12)Впрочем через (не)..которое время можно и сойти с места занимат..ся круглой костью._________________________________________________

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 10-12 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[ =  - - -, - - -, - - -].

          (10)А Бим калач..ком л..жится в ногах или уйдёт на свой л..жак.. в угол и буд..т ждать. (11)Буд..т ждать взгляда слова жеста. (12)Впрочем через (не)..которое время можно и сойти с места занимат..ся круглой костью.

Выпишите номер этого предложения.___________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 6-8 найдите предложение с необособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

(6)Тогда Бим садит..ся рядом, то..(же) смотр..т и дума..т. (7)(За)..тем ткнёт..ся носом в тёплую ладонь. (8)А хозяин тихим спокойным голосом скажет ..Ну, что Бимка буд..м работать... _________________ _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 12-14 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

(12)Впрочем через (не)..которое время можно и сойти с места занимат..ся круглой костью.

            (13)Когда Иван Иваныч.. закро..т лицо ладонями обл..котившись на стол Бим подход..т к нему и кладёт (разно)..ухую м..рдашку на к..лени. (14)И стоит.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 10-12 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

          (10)А Бим калач..ком л..жится в ногах или уйдёт на свой л..жак.. в угол и буд..т ждать. (11)Буд..т ждать взгляда слова жеста. (12)Впрочем через (не)..которое время можно и сойти с места занимат..ся круглой костью.

_____________________________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Выполните синтаксический анализ предложения 4.

           

 (4)(За)..то Бим постепе(н/нн)о стал иногда угад..вать (не)..которые

 

намерения друга.4_____________________________________________

 

________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1)   Согласно древних медицинских трактатов, рисовая каша укрепляет желудок.

2)   Показывая свой взгляд на мир природы, художники создают картины.

3)   Компьютерный проектор показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.

4)   По окончании торжественной части гостей форума пригласили на просмотр фильма.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Определите вид односоставного предложения 12. Запишите ответ.

(12)Впрочем через (не)..которое время можно и сойти с места занимат..ся круглой костью._________________________________________________

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 10-12 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[ =  - - -, - - -, - - -].

          (10)А Бим калач..ком л..жится в ногах или уйдёт на свой л..жак.. в угол и буд..т ждать. (11)Буд..т ждать взгляда слова жеста. (12)Впрочем через (не)..которое время можно и сойти с места занимат..ся круглой костью.

Выпишите номер этого предложения.___________________________________________

 

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 6-8 найдите предложение с необособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

(6)Тогда Бим садит..ся рядом, то..(же) смотр..т и дума..т. (7)(За)..тем ткнёт..ся носом в тёплую ладонь. (8)А хозяин тихим спокойным голосом скажет ..Ну, что Бимка буд..м работать... _________________ _______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Приложение 2

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Раскройте скобки, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(1)Я сижу с матер..ю в (не)..большом деревя(нн/н)ом сарае под соломе(нн/н)ой крыш..й. (2)В мутных от прол..вного дождя в..ротах голубыми зигзагами полыха..т яркая молния. (3)Тор..пливо крестит..ся мать крепко пр..жимая меня к груди. (4)Пр..слушиваюсь к тяж..лым ра(с/з)катам грома к ра(з/с)д..рающему слух треску ударов к бе(с/з)покойному шуршанию мышей в овся(н/нн)ой соломе.

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Раскройте скобки, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 (5)Поднявшись мы вид..м в воротах серебря(н/нн)ую сетку дождя а скво(с/з)ь пр..зрачные капли уже сия..т перел..ваясь луч..ми радос..ное летнее со..нце.

(6)Отец запр..гает лошадей напуга(нн/н)ых грозой. (7)Конечно (н..)может (н..) пр..тягивать взгля.. омытая дождём дорога. (8)Мног..цветная радуга висит над луг..м яркое со..нце бл..стит на спинах.. бодро бегущих лошадей. (9)Я сижу рядом с отцом смотрю на стол(б/п) белого дыма поднима..щегося (в)..далеке над зажжё(н/нн)ым грозой сараем. (10)Я слушаю весёлое чириканье птиц в открывающ..мся мне чудесном мире.

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.

(3)Тор..пливо крестит..ся мать крепко пр..жимая меня к груди.

______________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) голубыми зигзагами

2) торопливо крестится      

3) слушаю чириканье         

4) радуга висит        

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Определите вид односоставного предложения 4. Запишите ответ.

4)Пр..слушиваюсь к тяж..лым ра(с/з)катам грома к ра(з/с)д..рающему слух треску ударов к бе(с/з)покойному шуршанию мышей в овся(н/нн)ой соломе.

____________________________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.

(3)Тор..пливо крестит..ся мать крепко пр..жимая меня к груди.

______________________________________________________________

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

[ =  - - -, - - -, - - -].

(1)Я сижу с матер..ю в (не)..большом деревя(нн/н)ом сарае под соломе(нн/н)ой крыш..й. (2)В мутных от прол..вного дождя в..ротах голубыми зигзагами полыха..т яркая молния. (3)Тор..пливо крестит..ся мать крепко пр..жимая меня к груди. (4)Пр..слушиваюсь к тяж..лым ра(с/з)катам грома к ра(з/с)д..рающему слух треску ударов к бе(с/з)покойному шуршанию мышей в овся(н/нн)ой соломе.

Выпишите номер этого предложения.____________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

(6)Отец запр..гает лошадей напуга(нн/н)ых грозой. (7)Конечно (н..)может (н..) пр..тягивать взгля.. омытая дождём дорога. (8)Мног..цветная радуга висит над луг..м яркое со..нце бл..стит на спинах.. бодро бегущих лошадей.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Выполните синтаксический анализ предложения 2.

 

(2)В мутных от прол..вного дождя в..ротах голубыми зигзагами полыха..т

 

яркая молния.4 _________________________________________________

 

_______________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

(1)Я сижу с матер..ю в (не)..большом деревя(нн/н)ом сарае под соломе(нн/н)ой крыш..й. (2)В мутных от прол..вного дождя в..ротах голубыми зигзагами полыха..т яркая молния. (3)Тор..пливо крестит..ся мать крепко пр..жимая меня к груди.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Определите вид односоставного предложения 4. Запишите ответ.

4)Пр..слушиваюсь к тяж..лым ра(с/з)катам грома к ра(з/с)д..рающему слух треску ударов к бе(с/з)покойному шуршанию мышей в овся(н/нн)ой соломе.

____________________________________________________________________________

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Определите вид односоставного предложения 4. Запишите ответ.

4)Пр..слушиваюсь к тяж..лым ра(с/з)катам грома к ра(з/с)д..рающему слух треску ударов к бе(с/з)покойному шуршанию мышей в овся(н/нн)ой соломе.

____________________________________________________________________________

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Согласно летописям, славянские племена призвали в 862 году на княжение в Новгород варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором.

2) Отправляясь в дни летних каникул в Санкт-Петербург, Арсений планировал посещение Эрмитажа.

3) Аромат распространяли не только восточные лилии, раскрывшие свои бутоны, а также росистая трава.

4) По окончанию училища детей распределяли на службу в государственные учреждения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) голубыми зигзагами

2) торопливо крестится      

3) слушаю чириканье         

4) радуга висит        

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Выполните синтаксический анализ предложения 2.

 

(2)В мутных от прол..вного дождя в..ротах голубыми зигзагами полыха..т

 

яркая молния.4 _________________________________________________

 

_______________________________________________________________

 

ФИ ________________________________класс______дата_____________РРЯ

Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

(1)Я сижу с матер..ю в (не)..большом деревя(нн/н)ом сарае под соломе(нн/н)ой крыш..й. (2)В мутных от прол..вного дождя в..ротах голубыми зигзагами полыха..т яркая молния. (3)Тор..пливо крестит..ся мать крепко пр..жимая меня к груди.______________________________________

________________________________________________________________


 

Скачано с www.znanio.ru