цели. Образовательные.
1. знать значение и разряды местоимений, способы их образования, правила изменения и правописания;
Воспитательные.
2. уметь определять разряды, падежи местоимений, пра — вильно писать и употреблять их в речи;
З. воспитывать любовь к родному языку, стремление писать и говорить правильно, красиво, образовано.
МетоД. Частично — поисковый
Оборудование: таблица, схема, карточки
Ход урока
I Вступление.
Добрый день, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем и много сделаем. Тихо сядьте.
Руки на месте, Ноги на месте, Локти с краю,
Спина прямая.
Итак, урок начался. Успехов вам!
Этап I «И вновь о местоимении...» (Повторение)
1. Теоретическая разминка
Какие
три местоимения самые чистые? (Вы — мы — ты)
Какие два местоимения мешают двигаться автотранспорту? (я — мы)
Какое местоимение можно считать самым хвастливым? (самый)
Какое
местоимение можно считать самолюбивым? (себя)
Местоимения каких разрядов отличаются по значению?
(вопросительные и относительные)
Какое
местоимение не имеет лица, числа, рода, но склоняется? (себя)
Какие
местоимения употребляются только в И.п.? (некто, нечто)
2. Работа у доски (индивидуально работают три группы)
Карточка № 1.
Записать местоимение ОН с предлогами с, на, в, у, за, под, перед, а местоимение ВЫ с предлогами за, с, у, над, под, перед.
Карточка №2.
Определить разряд и падеж местоимений: передо мной, кого, за собой, у которого, кто — то, у вас, с кем — то, у тебя, кое у кого.
Карточка №З .
Раскрыть скобки, объяснить написание местоимений.
1) Мальчик хотел (о) чём (то) спросить, что (то) сказать.
2) Участвовал в какой (то) экспедиции, кто (то) разрисовал причудливые узоры, сотворил (ни, не) что удивительное, раздаются какие (то) звуки.
З. Проверка домашнего задания.
Дома писали сочинение — миниатюру на тему «В лес на прогулку». Нужно было употребить как можно больше местоимений.
Читаем рассказы, выделяем местоимения, определяем разряд.
Итог этапа: 1. анализ работ;
2. выводы: с заданием справились... не справились...
допустили ошибки...
З. выставляются оценки за работу ассистентами.
Таким образом, мы повторили ранее изученное, расширили сведения о местоимениях.
Этап 11. «Дальше, дальше, дальше...» (изучение нового материала)
1. Работа по таблице и учебнику (самостоятельно)
Учащиеся самостоятельно изучают материал, заполняют таблицу, готовят ответ по плану.
2. Рассказ по плану.
План рассказа:
Какие местоимения
относятся к данному разряду?
На что указывают? (смысловое значение)
На
какой вопрос отвечают?
Как образуются?
Как изменяются?
Как пишутся?
Как произносятся?
Этап III. «Почин дороже дела» (закрепление)
1. Работа по учебнику
Упр. 419 (устно), прокомментировать орфограммы. Упр. 420 Задание:
• Как понимаете смысл?
• Как произносится слово?
Ассистенты выставляют оценки отвечающим.
2. Комментированное письмо упр. 421
З. Работа по группам:
1-я группа упр. 425 (по заданию)
2-я группа — упр. 424 (по заданию)
3-я группа — упр. 426 (по заданию)
Учащиеся проверяют задание по коду. Ассистенты выставляют оценки.
4. Работа с карточками по группам.
Ассистент проверяет, подводит итоги, выставляет оценки.
5. Выборочный диктант.
Выписать отрицательные местоимения в два столбика в соответствии со слитным и раздельным написанием.
1. Никто не обратил на Дубровского внимания.
2. «Ну, ребята, прощайте, - сказал Архип смущённой дворне . — мне здесь делать нечего»
З, В
передней никого не было, все люди сбежались смотреть на Кириллу Петровича.
4. Маша не обратила никакого внимания на молодого француза.
5. Мария Кирилловна не отвечала ничего.
6. Если несчастье вас постигнет, и вы ни от кого не будете ждать помощи, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне?
7, Велено было попу не отлучаться из деревни ни под каким предлогом.
8. Наша Маруся начала прихварывать, она ни на что не жаловалась, только худела.
9. Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
1 окто ни в чём не виноват, того и обвинить не в чем.
На доске
Проверьте:
никто |
ни от кого |
никого |
ни под каким |
никакого |
ни о чём |
ничего |
ни в чём |
6. Тест
1. Все данные местоимения являются отрицательными:
а) некого, б) ничего, в) некто, г) никто
2. Данные отрицательные местоимения изменяются по родам:
а) никакой, б)ничто, в) ничей
З. Данные отрицательные местоимения пишутся слитно:
а) ничей, б) никого, в) ничто, г) ни с кем
4. Данные отрицательные местоимения пишутся раздельно:
а) ни во что, б) никто, в)ни для чего, г) ни от кого
5. Все данные отрицательные местоимения стоят в Ил. а) некого, б) ничей, в) ничто, г) никакой.
Заключительный этап «Всякий человек по делу узнаётся»
Ассистенты проверяют, выставляют оценки.
1. Слово ассистентам о работе групп, выставление оценок
2.
Сегодня на уроке мы узнали... научились
ЗаДание на дом.
574, 1 гр. Составить тест
2 гр. Составить карточки
З гр. Подобрать вопросы к викторине
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.