Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с Ограниченными Возможностями Здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Работа педагогов с детьми ОВЗ в дошкольных учреждениях.
Шевцова Ирина Анатольевна
педагогпсихолог
МДОУ «Детский сад №1»
общеразвивающего вида
п. Ракитное
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ
рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов
общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и
Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее
образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом
реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это
определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак,
определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного
отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость
создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу
можно отнести как детейинвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии
ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие
категории:
• с нарушением слуха;
• с дисфункцией речи;
• с патологией опорнодвигательного аппарата;
• с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
• с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
• дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых
определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая
практическая деятельность индивидуума.
Цель психологопедагогического сопровождения:
создание
комплексной
системы психологопедагогических условий,
способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психологопедагогического сопровождения:
(cid:151) выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
(cid:151)
осуществление индивидуально ориентированной психологомедико
педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого
медикопедагогической комиссии);
(cid:151) возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их
интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьмиинвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.(cid:151) Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление
образовательного запроса
(cid:151) Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
(cid:151) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом
ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ
(cid:151) Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по
коррекционной программе
(cid:151) Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его
пребывания в ДОУ
(cid:151) Реализация индивидуальной программы или маршрута
(cid:151) Проведение промежуточной диагностики и анализ
(cid:151) Консультирование родителей
Информация для родителей
(cid:151) О предельнодопустимой норме учебной нагрузки
(cid:151) Об основных образовательных программах
(cid:151) О дополнительных коррекционноразвивающих программах
(cid:151) О содержании психологопедагогической коррекции
(cid:151) О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ,
обследованием занимаются специалисты (педагогпсихолог, учительлогопед, учитель
дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и
познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются
индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога
психолога, учителялогопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора
по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными
потребностями следующая:
Педагогпсихолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу
риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учительлогопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания,
коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную
речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);• консультирует педагогических работников и родителей о применении
логопедических методов и технологий коррекционноразвивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе
материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,
конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и
самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурногигиенические навыки, развивает тонкую и общую
моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций
специалистов (педагогапсихолога, учителялогопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат
в группе;
• консультирует родителей о формировании культурногигиенических навыков, об
индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебнопрофилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных
осмотров, за соблюдением требований санитарноэпидемиологических норм.
Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в
эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения
развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие
сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это
возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого
коррекционноразвивающего пространства, поддерживать которое призваны не только
психолог, логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в
разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его
развитие: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья. Также
благоприятными условиями воспитания ребенка в детском саду являются общество
сверстников, коллективные игры и занятия. У детей формируются и закрепляются
коммуникативные умения, что позволяет им более полно раскрыть свой потенциал,
приобрести необходимые знания и социальные навыки, успешно включиться в среду
обычных сверстников, получить равные стартовые возможности и подготовится к
самостоятельной жизни в будущем.