Работа педагогов с детьми ОВЗ в дошкольных учреждениях.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с Ограниченными Возможностями Здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Иконка файла материала Работа педагогов с детьми ОВЗ в дошкольных учреждениях.docx
Работа педагогов с детьми ОВЗ в дошкольных учреждениях. Шевцова Ирина Анатольевна  педагог­психолог  МДОУ «Детский сад №1»  общеразвивающего вида п. Ракитное Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   для   детей   с   ОВЗ рассматриваются   как   неотъемлемая   часть   федеральных   государственных   стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.  Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Понятие и классификация Попытаемся   разобраться,   что   же   это   за   категория   детского   населения.   Итак, определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для  него специальных  условий  для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей­инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Согласно   основной   классификации   дети   с   ОВЗ   разделяются   на   следующие категории: • с нарушением слуха; • с дисфункцией речи; • с патологией опорно­двигательного аппарата; • с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития; • с поведенческими расстройствами и нарушением общения; • дети с сочетанными, сложными нарушениями развития. Характеристика   детей   с   ОВЗ   зависит   от   многих   показателей,   из   которых определяющим   является   сам   дефект.   Ведь   именно   от   него   зависит   дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Цель психолого­педагогического сопровождения: создание   комплексной   системы   психолого­педагогических   условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. Задачи психолого­педагогического сопровождения: (cid:151)   выявление   особых   образовательных   потребностей   детей   с   ОВЗ,   обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; (cid:151)   осуществление   индивидуально   ориентированной   психолого­медико­ педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных   возможностей   детей   (в   соответствии   с   рекомендациями   психолого­ медико­педагогической комиссии); (cid:151)   возможность   освоения   детьми   с   ОВЗ   Общеобразовательной   программы   и   их интеграции в образовательном учреждении. Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.(cid:151)   Первичная  встреча  с  семьей,  сбор информации  о развитии  ребенка,  выявление образовательного запроса (cid:151)  Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) (cid:151)  Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ (cid:151)   Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе (cid:151)   Создание   условий   в   развивающей   среде   для   ребенка   с   ОВЗ   во   время   его пребывания в ДОУ (cid:151)  Реализация индивидуальной программы или маршрута (cid:151)  Проведение промежуточной диагностики и анализ (cid:151)  Консультирование родителей Информация для родителей (cid:151)  О предельно­допустимой норме учебной нагрузки (cid:151)  Об основных образовательных программах (cid:151)  О дополнительных коррекционно­развивающих программах (cid:151)  О содержании психолого­педагогической коррекции (cid:151)  О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут Если   в   дошкольное   образовательное   учреждение   поступают   дети   с   ОВЗ, обследованием   занимаются   специалисты   (педагог­психолог,   учитель­логопед,   учитель­ дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными. План изучения ребенка включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; изучение медицинской карты ребенка; обследование физического развития; обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. Далее   под   руководством   психолога   в   дошкольном   учреждении   разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания. Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога­ психолога, учителя­логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая: Педагог­психолог: • организует взаимодействие педагогов; • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; • проводит консультативную работу с родителями. Учитель­логопед: • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; • составляет индивидуальные планы развития; •   проводит   индивидуальные   занятия   (постановка   правильного   речевого   дыхания, коррекция   звуков,   их   автоматизация,   дифференциация   и   введение   в   самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);•   консультирует   педагогических   работников   и   родителей   о   применении логопедических методов и технологий коррекционно­развивающей работы; Музыкальный руководитель: • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.  Инструктор по физической культуре: • Осуществляет укрепление здоровья детей; • Совершенствует психомоторные способности дошкольников. Воспитатель: •   проводит   занятия   по   продуктивным   видам   деятельности   (рисование,   лепка, конструирование)   по   подгруппам   и   индивидуально.   Организует   совместную   и самостоятельную деятельность детей; •   воспитывает   культурно­гигиенические   навыки,   развивает   тонкую   и   общую моторику; • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога­психолога, учителя­логопеда); • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; • консультирует родителей о формировании культурно­гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. Медицинский персонал:  • проводит лечебно­профилактические и оздоровительные мероприятия; • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно­эпидемиологических норм. Каждый   ребенок,   имеющий   те   или   иные   отклонения   в   развитии,   нуждается   в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки,   чтобы   «догнать»   в   развитии   детей,   не   имеющих   отклонений   в   развитии.   Это возможно   лишь   при   условии   формирования   вокруг   каждого   такого   ребенка   единого коррекционно­развивающего   пространства,   поддерживать   которое   призваны   не   только психолог, логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, семья. Также благоприятными   условиями   воспитания   ребенка   в   детском   саду   являются   общество сверстников,   коллективные   игры   и   занятия.   У   детей   формируются   и   закрепляются коммуникативные   умения,   что  позволяет   им   более   полно   раскрыть   свой   потенциал, приобрести   необходимые   знания   и   социальные   навыки,   успешно   включиться   в   среду обычных   сверстников,   получить   равные   стартовые   возможности   и   подготовится   к самостоятельной жизни в будущем.