Работа по методу проектов в образовательной области Технология
Оценка 4.8

Работа по методу проектов в образовательной области Технология

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
технология
Взрослым
11.11.2018
Работа по методу проектов в образовательной области Технология
Применение метода проектов в образовательной области Технологии имеет свои особенности. Отметим некоторые из них при внедрении в практику. Остановимся на трудностях, которые были определены в процессе работы в школах № 58, №6 и №124 большинство из них связаны с российской образовательной традицией. В России процесс обучения традиционно строился в первую очередь на освоении теории, которая затем должна была применяться на практике. Главенствовал коллективный подход к обучению. В настоящий момент стало ясно, что применению знаний на практике нужно специально учить. Это не происходит само собой. Также необходимо в некоторой степени переориентировать энциклопедический подход к образованию на более прагматический. Применительно к методу проектов это связано с тем, что метод проектов не академическая дисциплина, а прикладная. Поэтому подходы, разработанные на основе старой парадигмы, к ней не подходят.
Работа по методу проектов в образовательной области Технология.doc
Работа по методу проектов в образовательной области Технология. Холодов А.Ю., учитель технологии МАОУ школа №125, г. Н. Новгород   Применение   метода   проектов   в   образовательной   области   Технологии   имеет   свои особенности.   Отметим   некоторые   из   них   при   внедрении     в   практику.     Остановимся   на трудностях,   которые   были   определены   в   процессе     работы   в   школах   №   58,   №6   и   №124 большинство   из     них   связаны   с   российской   образовательной   традицией.   В   России   процесс обучения традиционно строился в первую очередь на освоении теории, которая затем должна была применяться на практике. Главенствовал коллективный подход к обучению. В настоящий момент   стало   ясно,   что   применению   знаний   на   практике   нужно   специально   учить.   Это   не   в   некоторой   степени   переориентировать происходит   само   собой.   Также   необходимо   энциклопедический подход к образованию на более прагматический. Применительно к методу проектов это связано с тем, что метод проектов не академическая дисциплина, а прикладная. Поэтому   подходы,   разработанные   на   основе   старой   парадигмы,   к   ней   не   подходят.   Новым является то, что обучение может вестись не только от теории к практике, но и от практики к теории, от практики к еще лучшей практике. Это идет вразрез с традиционным подходом к образованию в России. Это вызывает сложность, на это следует обратить внимание при работе с детьми в школе. Учитель должен помнить, что процесс познания у разных ребят происходит по­ разному.  В  свете  закона  об  образовании   1992  года  проектный  метод   призван  эту  традицию реформировать.   Изменения   в   ориентации   образования,   в   использовании   активных   методов обучения происходят постепенно, поэтому хочется обратить внимание на некоторые моменты, которые необходимо учитывать при организации проектной деятельности учащихся.  Несмотря на разницу в проектах, все опрошенные учащиеся (166 человек) сказали, что им проекты понравились.  Обучая проектированию необходимо:  Изменить способ ознакомления учащихся с проектом, то есть делать это не через теорию, а через практику; знакомить с проектом поэтапно, по мере выполнения проекта, так как нельзя научить проектной деятельности через один проект, иначе придется потратить много времени в начале, объясняя, что это такое (минимум три урока), а это нравится не всем ребятам;  Учить проектированию на протяжении нескольких проектов, при этом чередовать методы обучения; каждый раз перед началом  проекта необходимо  напоминать ребятам: «Мы будем учиться проектированию на примере разработки и изготовления такого­то изделия»;  Давать учащимся специальные упражнения на развитие навыков проектированию. На основе имеющегося опыта  хочется подчеркнуть следующие положительные черты метода проектов:  адаптации на производстве, с подъемом экономики в стране, гуманитарные предметы в школе Положительное влияние на экономику: связь метода проектов с подготовкой эту   проблему   не   смогут   решить,   экономике   необходимы   люди,   имеющие   представление   о современных технологиях, профессиях, материалах.  о результатах проекта, нет ориентации на среднего ученика. Один и тот же проект может быть Возможность дифференцированного подхода: учитель договаривается с каждым на разных уровнях для каждого ребенка, даем один и тот же проект на разном уровне сложности и   предлагаем   слабому   ученику   упрощенный   вариант.   Слабый   пытается   решить   проблему доступными ему способами, и так как у него получается, он более настойчив и целеустремлен. Из­за того, что у ребят получается, они стараются, глазки у них горят…  иметь   20  рубанков   или   20  ножовок,   можно  и   4   ­5),  так   как  работа   идет   не   фронтально,   а Возможность работать с «ограниченной» материальной  базой (не обязательно индивидуально.   Одни   размечают,   другие   пилят,   третьи   строгают,   четвертые   работают   над дизайн­папкой  – затем меняются.  Считаем,  что в наших  условиях,  когда материальная  база пришла в упадок, метод проектов – «палочка­выручалочка».  удовольствие, если творчески подходишь к делу: работать тяжелее, но интереснее – проверить каждый проект, написать рецензию; он стимулирует учителя к творчеству, но в то же время – Метод   проектов   –   это   наиболее   перспективный,   и   заниматься   им   большое Метод проектов дает широкие возможности развития ребенка, проявления его необходимо больше работать.  самостоятельности, творчества, настойчивости.  предметах. Именно проекты дают возможность шире смотреть на вещи и переносить знания, полученные по другим предметам, в практическую деятельность. В проектах учащиеся чаще Возможность   комплексного   применения   знаний,   полученных   на   других сталкиваются с тем, что нужны знания и навыки из других предметов – физики, математики, экономики, черчения. Несколько учащихся сказали, что они хотели бы выполнить специальные упражнения  для   того,  чтобы  научиться  применять  знания   из   физики   для  расчетов  моделей. Ребята сами почувствовали такую необходимость. Результаты   анализа   опроса   учащихся   подтверждают   мысль   о   том,   что   метод   проектов очень   им   нравится,   он   оказывает   заметное   влияние   на   их   развитие     (152   из   166   учащихся отметили, что проекты оказали на них положительное влияние). Считаем, что важная задача учителя   состоит   в   том,   чтобы   правильно     организовать   работу,   открыв   перед   ребятами максимум возможностей. Подводя   итог,   можно   назвать   много   причин,   определяющих   необходимость   строить обучение учащихся в образовательной области «Технология» по методу проектов, а именно: повышается   вероятность  творческого  развития   учащихся;  естественным   образом  происходит соединение   теории   и   практики,   что   делает   теорию   более   интересной   и   более   реальной; развивается   активность   учащихся,   которая   приводит   к   их   большей   самостоятельности, укрепляется   чувство   социальной   ответственности,   и   кроме   всего   прочего,   ­   это   радость   и удовольствие, как для учащихся, так и для учителя. Ничто не сравнится с глубоким волнением учащихся, вручающих созданное ими изделие человеку, для которого оно было разработано и изготовлено. Учащийся не только изготавливает изделие,   но   и   разрабатывает   его   для   удовлетворения   реальных   потребностей.   В   качестве примера   приведем   проект,   выполненный   учащимися   6   класса.   Они   проектировали   и изготавливали   игрушки   для   детей   детского   садика.   Клиентами   были   воспитатели   детского садика. Конечными пользователями были дети 4 ­ 6 лет. Ребята работали под   руководством учителя. Для определения проблемы   ребята походили по магазинам, посмотрели, какие есть игрушки и их стоимость. Обсудив  проблемы, мы пришли к выводу, что игрушки имеют большую стоимость и изготовлены они в основном из пластмассы. Ребята решили изготавливать игрушки из древесины, как из экологически чистого материала. Они  быстро разработали разнообразные варианты и изготовили игрушки. У учащихся была усилена мотивация, успешно завершившая данный   проект,   так   как   они   не   хотели   огорчать   клиентов   и   пользователей.   Лица   учащихся светились радостью и гордостью, когда они вручали свои изделия детям и показывали, как ими пользоваться. На   каком   еще   уроке   учащиеся   могут   получить   такой   богатый   опыт,   как   на   уроке технологии?   Где   еще  в  школе  можно  найти   такую  учебную  дисциплину,   в  рамках  которой, выполняя   проект,   учащиеся   и   приобретают   знания   по   естественнонаучным   дисциплинам,   и используют уже имеющиеся знания, находят практическое применение математике, черчению, развивают   целый   ряд   когнитивных   навыков   и   оттачивают   свое   эстетическое   восприятие, развивают моторные навыки, в том числе и практические навыки разметки, пиления, строгания, придания формы, соединения и отделки и совершенствуют социальные навыки – перечень может быть продолжен еще и еще.  Все это развивает у учащихся чувства социальной и нравственной ответственности. Представьте себе, как подобный проект повлиял на развитие качеств личности учащихся. Именно поэтому метод проектов помещен в центр учебного плана образовательной области «Технология».

Работа по методу проектов в образовательной области Технология

Работа по методу проектов в образовательной области Технология

Работа по методу проектов в образовательной области Технология

Работа по методу проектов в образовательной области Технология

Работа по методу проектов в образовательной области Технология

Работа по методу проектов в образовательной области Технология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018