В материале на тему: "Работа по развитию речи с обучающимися с ОВЗ" представлены рекомендации для педагогов коррекционных классов по развитию речи младших школьников с проблемами в обучении; материал также будет полезен родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены виды работ и типовые задания для развития речи.вордовский документ
Работа по разв речи.docx
Работа по развитию речи с обучающимися с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети, имеющие
различные отклонения психического или физического плана, которые
обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести
полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать
следующие определения: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами»,
«нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети»,
«исключительные дети». Все они нуждаются в специальном (коррекционном)
обучении и воспитании.
Особенности развития детей с ограниченными возможностями влияют
на характер усвоения учебного материала.
Полноценная речевая деятельность предполагает владение
коммуникативными умениями и навыками для произвольного общения в
условиях учебной работы. С этой целью важно развивать у детей речевую
активность (инициативную форму речи), т.е. отслеживать, чтобы они не
просто отвечали на заданные вопросы кратко или развернуто, что
осуществляется практически на любом занятии, а активно вели диалог по
учебной теме. С этой целью в ходе занятий и во внеурочной деятельности
детей необходимо нацеливать на следующие моменты:
самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать
общение – диалог;
сравнивать, обобщать, делать выводы;
доказывать и рассуждать.
Центральное место в процессе развития речи учащихся занимает работа
над предложением как речевой единицей. Без развития практических умений
пользоваться предложениями в связной речи нельзя научить детей с
ограниченными возможностями передавать содержание читаемого произведения, рассказывать о виденном, пережитом, писать изложение,
сочинение.
Для развития практических умений у детей с ограниченными
возможностями необходимо использовать такие виды работ как:
составление полных ответов на вопросы;
составление предложений на определённую тему;
составление предложений с определенными словами;
составление предложений по картинке;
конструирование словосочетаний различного вида;
распространение предложений по вопросам;
распространение предложений с данными словами;
распространение предложений словосочетаниями;
восстановление деформированных предложений;
выделение предложения из списка текста;
составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных
предложений.
Большое значение для развития связной речи имеет постоянно
предъявляемые требования четко и точно формулировать собственные
высказывания. Целесообразно, как можно чаще предлагать детям повторять
вслед за педагогом или учеником формулировки заданий, обобщающих
заключений, выводов, правил и т.д. Следует не только предоставлять
возможность учащимся постоянно упражняться в свободных высказываниях,
но и побуждать их к этому.
Эффективным средством развития умения строить связные
высказывания является взаимное рецензирование детьми устных
высказываний. Огромная роль в формировании умения строить связные
высказывания принадлежит работе с текстом. Поэтому в период практики
студенты этим видам работ уделяют особое внимание.
В целом, обучающимся коррекционных классов, необходимо предлагать
большое количество специальных заданий, которые непосредственно
направлены на развитие и закрепление навыка конструирования
повествовательного сообщения. К таким заданиям можно отнести следующие: составить небольшой рассказ по данному плану;
докончить рассказ по данному началу;
составить рассказ по данному концу;
составить к рассказу заключение и вступление;
составить рассказ с данными словами;
составить рассказ на заданную тему с заданными словами;
составить небольшой рассказ по картинке;
написать рассказ о маме или любом родственнике;
дать описание весеннего (летнего) леса;
дать описание сегодняшнего (вчерашнего) утра;
составить письмо товарищу о своем классе и другие.
При этом большое внимание надо уделять развитию у детей различных
приемов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу
на отдельные куски; выделение смысловых опорных пунктов; составление
плана пересказа, изложения, то есть необходимо специально учить детей с
ограниченными возможностями пользоваться планом своей практической
деятельности, в частности развивать умение как надо отвечать по плану.
Таким образом, благодаря комплексному подходу, можно увидеть
положительную динамику в развитии речевых возможностей младших
школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Работа по развитию речи с обучающимися с ОВЗ
Работа по развитию речи с обучающимися с ОВЗ
Работа по развитию речи с обучающимися с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.