Мой исследовательский материал раскрывает одну из основных граней работы учителя начальных классов по развитию речи учащихся младших классов. В статье я рассматриваются различные факторы влияющие на развитие речи младшего школьника. показаны различные методы и приемы работы над активной речью учащихся.
статья.docx
Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку,
направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и
орфографическими навыками, но и умением выбирать нужные слова и
правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Школа должна научить своих учеников свободно и правильно выражать свои
мысли в понятной для окружающих форме. Но речь — это не только
выражение мыслей, но и орудие формирования их. «Речевое оформление
мыслей, — пишет М. Р. Львов, — способствует большей четкости, ясности,
стройности, последовательности самой мысли». Следовательно. Вместе с
развитием речи учитель развивает у детей и их мышление. Очень
своевременно вспомнить слова К. Д. Ушинского по поводу речи и мышления
детей. Великий педагог считал, что развивать у детей «дар слова» — это
значит почти то же самое, что развивать у них логичность мышления. При
этом Ушинский предупреждал, что речь невозможно развивать отдельно от
мысли, это повело бы к развитию у детей болтать. Развитие речи — процесс
сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.
Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника какимто
количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное — в развитии
гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи
недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести
только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.
Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов — научить
детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что
планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся,
проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах
межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное
усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых
умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом
построения речи”, на автоматизацию речевых навыков. Детям очень нравится
разгадывать загадки. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, “доставляет уму
ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной
гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок
оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”
В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас,
совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая
система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные
процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Развитие
всех сторон речи находится в прямой зависимости от условий жизни и
воспитания ребенка. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка
увеличивается настолько, что он может свободно общаться с другим
человеком по различным вопросам. Готовый к школе ребенок обладает
развитым фонематическим слухом, способен различать звуки в словах, может
соотнести звук со знаком и изобразить этот звук, понимает смысл слова. Речь
младшего школьника является не только средством общения, но и объектом
познания, выполняет коммуникативную, регулятивную и планирующие
функции. У младших школьников сильно выражена потребность в общении,
которая определяет развитие речи. Этому способствуют слушание, беседы,
споры, рассуждения и др.
Эгоцентрическая речь, т. е. речь ребенка, обращенная к самому себе,
регулирующая и контролирующая практическую деятельность, переходит во
внутренний план, интериоризуясь и превращаясь во внутреннюю речь. Это не
значит, что эгоцентрическая речь перестает использоваться. Младшие
школьники часто проговаривают вслух то, что делают. В младшем школьном
возрасте речь может использоваться как речь внутренняя по функции и
внешняя по строению. По мере развития ребенка эгоцентрическая речь все
чаще заменяется беззвучной внутренней речью, которая отличается
отрывочностью, фрагментарностью, ситуативностью, свернутостью,
осуществляется через размышление, планирование действий, диалог с самим
собой, беседу с воображаемым партнером, выступает как фаза планирования
в практической и теоретической деятельности. С помощью внутренней речи
осуществляется логическая перестройка чувственных данных, их осознание
ребенком. Во внутренней речи мысль и язык образуют неразрывный комплекс,
действующий как речевой механизм мышления. С помощью внутренней речи
младший школьник словесно выражает процессы восприятия окружающей
действительности, свои действия и переживания. Благодаря внутренней речи
у детей формируются определенные установки и отношение к окружающему
миру, развивается способность к саморегуляции поведения.
Факторами речевого развития младших школьников является не только
учебная деятельность, но речевая среда в целом, окружающая ребенка.
Немаловажную роль в этом выполняют средства массовой информации
(СМИ). Д.А. Серегина считает, что СМИ на современном этапе можно
оценивать с двух сторон. С одной стороны, СМИ – это расширение общего
кругозора, знакомство с литературными произведениями в экранном
переложении и, несомненно, один из источников для решения задачи
повышения культуры речи ребенка. С другой стороны, форма и содержание
многих современных радио– и телепередач очень часто свидетельствуют о
наличии антикультурного компонента в речи ведущих и героев программ. По результатам проведенного исследования, автор сделала выводы о том, что
младших школьников очень привлекают СМИ, значительную часть своего
досуга дети посвящают просмотру телепередач, видео, занятиям с
компьютером, что обусловлено легкостью и доступностью общения с ними,
возможностью оставаться пассивным потребителем. Аудиовизуальный опыт
ребенка богаче, чем «речевой», хотя и носит часто случайный, стихийно
сложившийся характер. «Речевой» и зрительский опыт ребенка
взаимосвязаны: дети обращают внимание на новые слова, встречающиеся в
передачах, интересуются их значением. Тем не менее средства массовой
информации обладают большими потенциальными возможностями
применения их на уроках русского языка и литературного чтения в качестве
учебного материала. Д.А. Серегиной была доказана возможность,
целесообразность систематической работы в ключевых направлениях
формирования речевой культуры в условиях воздействия СМИ. Основными
направлениями такой работы являются следующие: работа с отдельно взятым
словом с использованием различных лингвистических словарей (создание
«Энциклопедии одного слова»); формирование умения ориентироваться в
программе телевещания и самостоятельно отбирать полезные телепрограммы
для просмотра; формирование умения ориентироваться в детских журналах.
Можно сделать вывод о том, что средства массовой информации могут
оказывать положительное влияние на формирование речевой культуры
младших школьников при условии повышения уровня информационной
культуры детей, формирования у них качеств активного, грамотного зрителя.
Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о
своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая
потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена
разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата
духовно и эмоционально. С наибольшей силой мотивация будет выражена во
внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского
общения, заинтересованного внимания к каждому. Одним из важных
источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2
классе являются экскурсии. С первых дней обучения ведем наблюдения .
Замечаем каждый момент изменения в окружающем нас мире, описываем,
изображаем, делимся друг с другом впечатлениями. Совместные наблюдения
приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям,
постепенно перерастают в потребность открывать новое. Готовясь к уроку, продумываю каждую деталь, использую разные виды
работ, технические средства обучения, наглядность, художественную
литературу, игровые моменты.
В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в
классе, в школе такую атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания, в
которой учащиеся будут чувствовать себя «как дома». Сама личность может
сформироваться в условиях такого психологического пространства, где с
первого класса предоставляется возможность выражать свое я, делать выбор в
соответствии со своими ценностными ориентациями, где поощряются идеи,
инициатива, внесение интересных предложений, где развивается готовность и
умение брать на себя ответственность, где создаются условия для
самоутверждения ученика с учетом сильных сторон его личности, где
формируется взгляд на другого человека как на уважаемую личность.
Дерево сильно корнями, а человек – делами, мыслями. Удовольствие
мыслить подарено нам природой, а корнимысли учим детей «выращивать» на
уроке. Значит урок – дар, удовольствие не только получать знания, но и
учиться самостоятельно их добывать.
Работа по развитию речи в начальной школе
Работа по развитию речи в начальной школе
Работа по развитию речи в начальной школе
Работа по развитию речи в начальной школе
Работа по развитию речи в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.