Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"
Оценка 4.7

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
Детсад
20.02.2018
Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"
Для проведения работы из научно¬ методической литературы были отобраны методики, направленные на выявление и оценку уровня развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста. Это методики: «Змейка», «Лабиринт», «Вырезывание круга» (Н.О.Озерецкого), тест «Речка» (С.О.Филиппова), тест «Скатай шарик» (Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревич), тест «Дорожка» (М.Безруких), тест «Штриховка» (М. Безруких), тест «Сложи квадрат».
МОЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВНИЮ.docx
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику  рисования   “Истоки   способностей   и   дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити­ ручейки,   которые   питает   источник творческой   мысли.   Другими   словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.  В.А. Сухомлинский   — радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. А  Рисование   знаете ли вы, что рисовать можно даже без кисточки, а именно пальчиками. Такое  оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребёнка, позволяет  почувствовать краски, их характер и настроение.       Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им  кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.    Навыки изобразительной деятельности у детей  слабо развиты, формообразующие  движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе,  воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их  поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить  чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.   Существует много техник  нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям  быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно  рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и  получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе. Актуальность работы заключается в следующем: У детей отмечается и слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью, малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью. Поэтому одним из направлений моей работы с детьми дошкольного возраста  является развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных методов рисования. ­ изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития мелкой моторики, а также для творческого развития способностей детей. Я определила цели своей работы: ­Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику   рисования; ­ Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в  собственном творчестве; ­ Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; ­ Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой  деятельности; ­ Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации. Передо мною были поставлены следующие задачи: ­ Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования; ­ Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе  ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; ­ Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию; ­ Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и  воображение; ­ Совершенствовать технические умения и навыки рисования; ­ Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии. Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно­творческих  способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно,  если: 1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного  рисования в изобразительном творчестве дошкольников; 2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и  научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности; 3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного  рисования; 4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам  нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей  дошкольников; 5. Создать педагогические условия для развития художественно­творческих способностей. СРОК выполнения работы и диагностики детей дошкольного возраста считать 1 год Работу проводила поэтапно: ­ на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению  нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами  выразительности. ­ на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности  детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных  техник в умении передавать выразительный образ. Были использованы следующие средства: ­Совместная деятельность воспитателя с детьми; ­Самостоятельная деятельность детей; ­Предметно­развивающая среда. Применяла такие методы: ­словесные, ­наглядные, ­практические, ­игровые. Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста. Цель: Определить уровень развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Определить уровень развития координации движений кисти рук детей  среднего дошкольного возраста с недоразвитием мелкой моторики. . 2. Определить уровень развития быстроты движений кисти рук детей среднего дошкольного возраста с недоразвитием мелкой моторики. 3. Определить уровень развития регуляции размаха и точности движений рук детей среднего дошкольного возраста с  недоразвитием мелкой моторики. 4. Определить уровень развития скоростно­силовых способностей пальцев рук детей  дошкольного возраста с  недоразвитием мелкой моторики. 5. Определить соразмеренность движений руки и глаза детей  дошкольного возраста с недоразвитием мелкой моторики. 6. Определить уровень развития динамической координации рук детей среднего дошкольного возраста с недоразвитием мелкой моторики. Для проведения работы из научно  методической литературы были отобраны методики, направленные на выявление и оценку уровня развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного   возраста.   Это   методики:   «Змейка»,   «Лабиринт»,   «Вырезывание   круга» (Н.О.Озерецкого), тест «Речка» (С.О.Филиппова), тест «Скатай шарик» (Н.О.Озерецкого, Н.И.Гуревич),   тест   «Дорожка»   (М.Безруких),   тест   «Штриховка»   (М.   Безруких),   тест «Сложи квадрат».  Методика «Змейка» Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук. Методика «Лабиринт» Цель: выявление уровня развития динамической координации руки. Методика «Вырезывание круга» Цель: выявление степени развития динамической координации и соразмеренности  движений кисти рук. Тест "Речка" Цель: определение уровня регуляции размаха и точности движений. Тест «Скатай шарик» Цель: определение скоростно­силовых способностей пальцев рук. Тест «Дорожка» Цель: выявление уровня развития координации руки. Тест «Штриховка» Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза. Цель: определение быстроты движений кисти и пальцев рук. Тест «Сложи квадрат» Описание данных методик описано в Приложении 1. Таблица 1 Исследование уровня развития мелкой моторики рук у детей  в период с 30.09­ 04.10.2013 Уровень(В,С,Н) Методика «Лабиринт» 3 3 1 1 1 1 1 3 1 3 3 1 1 1 1 2 3 1 1 1 3 Методика «Круг» 3 3 1 1 1 1 1 2 1 3 3 0 0 1 1 1 2 1 1 1 3 Тест «Речка» 4 5 2 2 3 1 1 4 2 4 3 1 1 2 2 3 4 2 1 1 3 Тест «Дорожка» 3 4 2 1 2 2 1 3 1 3 3 0 1 2 1 2 2 2 1 1 3 Тест «Шарик» 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 3 1 2 2 1 2 2 1 1 1 2 Методика «Змейка» Ф.И.ребенка/ методика 1.Амельченко Дима 2.Воротникова Надя 3.Гладун Элина 4.Дзюба Кирилл 5.Дюбова Настя 6.Ермолаев Артем 7.Климашонок Тима 8.Косинова Кира 9.Кочубей Кирилл 10.Иргебаева Аруана 11.Лавришина Алина 12.Логинов Кирилл 13.Кригер Тима 14.Нечаев Илья 15.Павленко Илья 16.Покровский Миша 17.Покровская Геля 18.Пушкарев Слава 19.Сенченко Алена 20.Чернышенко Андрей 21.Шишигина Сима ­ Высокий – % ­ Средний – % ­ Низкий – % Таблица 2 Исследование уровня развития мелкой моторики рук у детей  в период с 03.02.­ 07.02.2014г. Ф.И.ребенка/ методика 1.Амельченко Дима 2.Воротникова Надя 3.Гладун Элина Методика «Змейка» Уровень(В,С,Н) 4.Дзюба Кирилл 5.Дюбова Настя 6.Ермолаев Артем 7.Климашонок Тима 8.Косинова Кира 9.Кочубей Кирилл 10.Иргебаева Аруана 11.Лавришина Методика «Лабиринт» 3 3 2 2 1 1 1 3 2 3 3 Методика «Круг» 3 3 1 2 1 2 1 3 2 3 3 Тест «Речка» 5 5 3 3 3 1 1 5 3 5 5 Тест «Дорожка» 4 4 3 1 2 3 1 4 2 4 5 Тест «Шарик» 2 2 3 3 2 2 1 2 2 2 3 Алина 12.Логинов Кирилл 13.Кригер Тима 14.Нечаев Илья 15.Павленко Илья 16.Покровский Миша 17.Покровская Геля 18.Пушкарев Слава 19.Сенченко Алена 20.Чернышенко Андрей 21.Шишигина Сима ­ Высокий – % ­ Средний – % ­ Низкий – % 1 1 2 2 3 3 2 2 1 3 1 1 1 1 2 2 2 1 1 3 1 1 4 5 5 4 3 1 1 4 0 1 3 2 2 2 2 1 2 4 1 2 3 1 2 3 1 2 2 2 Таблица 3 Исследование уровня развития мелкой моторики рук у детей  в период с 26.05­ 30.05.2014г. Ф.И.ребенка/ методика 1.Амельченко Дима 2.Воротникова Надя 3.Гладун Элина Методика «Лабиринт» Методика «Круг» Методика «Змейка» Тест «Речка» Тест «Дорожка» Тест «Шарик» Уровень(В,С,Н) 4.Дзюба Кирилл 5.Дюбова Настя 6.Ермолаев Артем 7.Климашонок Тима 8.Косинова Кира 9.Кочубей Кирилл 10.Иргебаева Аруана 11.Лавришина Алина 12.Логинов Кирилл 13.Кригер Тима 14.Нечаев Илья 15.Павленко Илья 16.Покровский Миша 17.Покровская Геля 18.Пушкарев Слава 19.Сенченко Алена 20.Чернышенко Андрей 21.Шишигина Сима ­ Высокий – % ­ Средний – % ­ Низкий – % Диагностика мелкой моторики  детей на 1 этапе (30.09­04.10. 2013) показала: ­ Высокий – 21% ­ Средний – 42% ­ Низкий – 37%  Диагностика на 2 этапе  (03.02.­07.02. 2014г) показала:  ­ Высокий – 32%  ­ Средний – 48%  ­ Низкий – 20%   Диагностика на 2 этапе  (26.05­30.05. 2014г) показала:  ­ Высокий – 32%  ­ Средний – 48%  ­ Низкий – 20% Перспектива:  1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики; например рисование пластилином.    Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник  способствует развитию у ребёнка:   Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;   Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного  восприятия;   Внимания и усидчивости;   Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия,  эмоциональной отзывчивости;   Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки  контроля и самоконтроля.   музыкальное сопровождение. И т.д.     Творческий процесс ­ это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои  уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они  начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки ­ это всего лишь шаги к  достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.  Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути,  есть только свой собственный путь"    Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на  занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при  помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:  игра, которая является основным видом деятельности детей;  сюрпризный момент ­ любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и  приглашает ребенка отправиться в путешествие;  просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно  почувствовать себя значимыми;     Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и  показывать приемы изображения. С детьми  дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие методы и  техники: рисование пальчиками;  оттиск печатками из картофеля;  рисование ладошками.  тычок жесткой полусухой кистью.  печать поролоном;  печать пробками;  восковые мелки + акварель;  свеча + акварель;  отпечатки листьев;  рисунки из ладошки;  рисование ватными палочками;  волшебные веревочки.  рисование песком;  рисование мыльными пузырями;  рисование мятой бумагой;  кляксография с трубочкой;                   монотипия пейзажная;   печать по трафарету;   монотипия предметная;   кляксография обычная;   пластилинография.     Каждая из этих техник ­ это маленькая игра. Их использование позволяет детям  чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,  развивается мелкая моторика, дает полную свободу для самовыражения. Кляксография.    Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные).  Затем уже 3­летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или  отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе  напоминает?" ­ эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу ­  обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.     Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном  случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать  изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку  теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет. Тычок  жесткой полусухой кистью.     Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть,  гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего  животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею  по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом  заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.  Рисование пальчиками.     Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с  гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения  изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На  каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются  салфеткой, затем гуашь легко смывается.  Рисование ладошкой.     Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие  блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата,  салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть)  или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются  салфеткой, затем гуашь легко смывается.  Рисование с секретом в три пары рук.     Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок:  кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем  закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть­чуть, какую­то часть, для  продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает,  естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем  открывается весь листок ­ и почти всегда получается смешно: от несоответствия  пропорций, цветовых гамм.  Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.     Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами,  и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно  много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает  себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно  наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет  что­то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, ­ не  огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно,  тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем  нарисованная машина отличается от этой?"  Скатывание бумаги.     Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная  двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон  для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не  станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от  маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный  комочек опускается в клей и приклеивается на основу.  «Я рисую маму»…    Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для  такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве  вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных  особенностях внешнего вида отсутствующих родственников...Берутся и рассматриваются  фотографии. Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа?  Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно  предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини­выставку "Мои  родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.  Оттиск смятой бумагой.     Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая  коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная  гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения  изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и  наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая  бумага.  Восковые мелки + акварель.     Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки,  плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует  восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или  несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.  Свеча + акварель.    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная  бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается  белым.  Точечный рисунок.    Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в  данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его  перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего  получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше  принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. Набрызг.     Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть,  кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения:  ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над  бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска  разбрызгивается на бумагу.  Отпечатки листьев.    Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных  деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к  бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев  можно дорисовать кистью.     Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления  способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к  работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми  художественно­творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень  увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.  Поролоновые рисунки.    Почему­то мы все склонны думать, что , если рисуем красками, то обязательно и  кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон.  Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов  рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в  отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические  фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты ­ сначала из одного  вида фигур, затем из двух, трех.  Загадочные рисунки.    Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером  примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или  шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 ­ 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом  вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают,  обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия  получившимся изображениям. Это сложная умственно­речевая работа в сочетании с  изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного  возраста.  Рисование мелками.    Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные  мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни ­ вот то  основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому  изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем  по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках  хранятся где­нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры,  маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под  изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень  напоминает. Метод волшебного рисунка.     Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется  изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или  поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не  ложится на жирное изображение свечой ­ рисунок как бы появляется внезапно перед  глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале  канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль  играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше  закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при  рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества. Разрисовка маленьких камешков.     Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте,  плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на  бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале  используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама  форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда  взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой ­ под  жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая  краска ­ и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет,  покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук  или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать  в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.  Метод  ниткографии.    Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный  фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных  или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая  особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие  определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями  указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается  воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой  фланели подходят одни цвета ниток, а к темной ­ совершенно другие. Так начинается  постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.  Метод  монотипии.    Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он  таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это  изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане  рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна  быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан  изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем  поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда  на бумаге.  Рисование на мокрой бумаге.    До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска  достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов,  которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например  если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны",  "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника  сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой ­ рисунка может не  получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и  провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части.  И бумага готова к произведению неясных образов.  Тканевые изображения.    В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества.  Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах  показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что­ то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или  другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое  красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве  домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или  сумочки.  Объемная аппликация.    Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что­либо и наклеивать,  получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия.  Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше  воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью  получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную  цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва  наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или  фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте  голову и ноги. Рисуем с помощью открыток.    В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому  незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех­, четырех­ и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он  дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из  открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что­то  к нему.  Учимся делать  фон.    Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые  сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все  детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой.  Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона,  смоченным в воде и краске. Коллаж.     Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько  вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда  дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5­6 лет решил  нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и  облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности  нет. Английский педагог­исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под  рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной  салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой,  кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки,  катушки и коробки и т.д.  Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом  важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами  изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель.  Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный  рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует  поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и  т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет, в   итоге более эффективнее развивается мелкая моторика ребенка. Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того,  какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное  содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные  техники и самые разнообразные материалы Приложение 1. Методическая разработка по исследованию уровня развития мелкой моторики рук у детей  дошкольного возраста. Методика «Змейка» Цель: выявление скорости движений и уровня развития координации кисти рук Оборудование: бланк «Змейка» (см.рис) о     о о        о о   о   о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о Описание   процедуры   исследования:  ребенку   предлагается   в   течение   30   секунд «запятнать» как можно большее количество кружков в «змейке»(т.е. поставить в центре кружков точки). Для левшей тест выполняется левой рукой. Критерии оценки: при оценивании результатов ведется подсчет общего количества точек,   нанесенных   испытуемым,   а   затем   из   полученного   числа   вычитывается   общее количество   точек,   поставленных   вне   кружка   или   на   его   границе.   Полученное   число (баллы) будут являться показателем успешного выполнения задания. Выше 34 баллов ­ высокий уровень    27­33 балла ­ выше среднего  18­26 баллов ­ средний уровень  12­17 баллов ­ ниже среднего  До 11 баллов ­ низкий уровень Методика «Лабиринт» Цель: выявление уровня развития динамической координации руки  Оборудование: бланк «Лабиринт»  Описание процедуры исследования: испытуемому предлагается провести непрерывную линию,   повторяя   все   изгибы   лабиринта,   но,   не   «дотрагиваясь»   до   его   «стенок» (ограничительных линий). На проведение линий в двух лабиринтах отводится 1 минута 30 секунд   без   перерыва.   Инструктаж   сопровождается   демонстрацией.   Для   левшей упражнение выполняется левой рукой. Критерии оценки: ошибкой при выполнении задания считается: 1. выход за пределы лабиринта;  2. отрыв руки от бумаги при рисовании линий;  3. нарушение изгибов лабиринтов при их повторении. Ошибки фиксируются в виде штрафных баллов (очков). Методика «Вырезывание круга» Цель:  выявление степени развития динамической координации и соразмеренности движений кисти рук Оборудование: бланк «Вырезывание круга»           Описание процедуры исследования: ребенку предлагается вырезать круг  диаметром 5 см., ограниченный с двух сторон линиями на расстоянии 1 мм. На  выполнение задания отводится 1 минута (для левшей задание выполняется левой рукой). Критерии оценки: задание считается выполненным отлично, если ребенок за  заданное время вырезал круг, практически не отклоняясь от центральной линии.  (Небольшие отклонения возможны не более 2 раз). Выполнение   теста   можно   считать   хорошим,   если   при   вырезывании   круга наблюдались отклонения от центральной линии, но линия разреза не касается ограничений и выглядит ровной (нет углов при разрезании). Удовлетворительным вырезанный круг является в том случае, когда линия разреза не выходит,   но   касается   ограничительных   линий   и   выглядит   не   округлой,   а   ломанной (имеются углы при разрезании). Ребенок справился с заданием плохо, если: 1. не уложился во времени, но кружок вырезал аккуратно;  2. линия разреза выходит за пределы ограничительных линий не более 2 раз. Работа считается не выполненной в том случае, если: 1. испытуемый не уложился во времени и выполненная часть работы не отвечает удовлетворительной оценки;        2. при вырезывании кружка испытуемым не соблюдались,  перечисленные выше ограничительные линии. требования, т.к. имеются множественные выходы за Тест "Речка" Цель: определение уровня регуляции размаха и точности движений.  Оборудование: бланк «Речка» Описание   процедуры   исследования:  ребенку   дается   бланк   для   графического упражнения   и   карандаш   (фломастер),   предлагается   сделать   15(20)   штрихов ("мостиков"),   соединяя   две   линии   ("берега   речки").   Эти   штрихи   чертятся   по вертикальным линиям клеток тетрадного листа. Перед началом упражнения детям объясняется   техника   выполнения   задания.   Обращается   внимание   на   точность нанесения   линий,   не   искривляя   их   и   не   заводя   карандаш   за   "берега   речки". Объяснение сопровождается показом нанесения штрихов. Критерии оценки: 5 баллов ­ задание выполнено полностью, без искажений линий и захождения за "берега речки". Допускается не выполнения одной линии. 4 балла ­ задание выполнено с незначительными искажениями линий и захождениями за "берега". 3 балла ­ задание выполнено со значительными искажениями линий и захождениями за линию "берега". 2   балла   ­   задание   выполнено   полностью,   но   с   очень   большими   искажениями   и захождениями за "берега". 1   балл   ­   задание   выполнено   не   точно,   не   полностью,   с   очень   значительными ошибками. Тест «Скатай шарик» Цель: определение скоростно­силовых способностей пальцев рук.  Оборудование: лист бумаги для пишущих машин формата А4 Описание   процедуры   исследования:  ребенку   дают   лист   бумаги   и   предлагают скатать из нее шарик, но предупреждают: действовать надо одной рукой, вытянув ее вперед, а вторую опустить вниз и не помогать ей. Затем задание выполняется другой рукой. Критерии оценки: нормой для ведущей руки считается 15 секунд. Тест «Дорожка» Цель: выявление уровня развития координации руки  Оборудование: бланк с рисунком «Дорожка» Описание   процедуры   исследования:  ребенку   предлагается   провести   путь   от стрелки до конца, не касаясь линий и не отрывая руки. ' Критерии оценки: Высокий уровень ­ линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий; Средний уровень ­ линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор; Низкий уровень ­ очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор. Тест «Штриховка» Цель: определение соразмеренности движений руки и глаза . Оборудование: бланк с рисунком «Штриховка»  Описание   процедуры   исследования:  ребенку   предлагается   заштриховать   две фигуры, соблюдая параллельность и стараясь не выходить за границы фигуры. Критерии оценки: Высокий уровень ­ штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры;       Средний уровень ­ штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий; Низкий уровень ­ штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм. Тест «Сложи квадрат» Цель: определение быстроты движений кисти и пальцев рук Оборудование: квадрат  из бумаги 20*20см. Описание процедуры исследования: ребенку предлагается на время согнуть лист  бумаги по диагонали и еще раз пополам, до получения маленького треугольника. Критерии оценки: 13 секунд ­ высокий уровень; 27 секунд ­ выше среднего; 41 секунд ­ средний; 65 секунд ­ ниже среднего;  1 минута 19 секунд ­ низкий. о     о о        о о о     о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о     о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о     о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о     о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о       о о        о о  о    о о     о    о     о    о     о о    о     о     о    о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о    о о о        о о     о   о о о       оо     о       о о        о о  о    о о     о    о     о    о     о о    о     о     о    о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о    о о о        о о     о   о о о       оо     о       о о        о о  о    о о     о    о     о    о     о о    о     о     о    о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о    о о о        о о     о   о о о       оо     о       о о        о о  о    о о     о    о     о    о     о о    о     о     о    о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о    о о о        о о     о   о о о       оо     о     о о        о о о      о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о      о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о      о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о      о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о     о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о     о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о     о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о     о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о       о о        о о  о    о о     о    о     о    о     о о    о     о     о    о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о    о о о        о о     о   о о о       оо     о       о о        о о  о    о о     о    о     о    о     о о    о     о     о    о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о    о о о        о о     о   о о о       оо     о       о о        о о  о    о о     о    о     о    о     о о    о     о     о    о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о    о о о        о о     о   о о о       оо     о       о о        о о  о    о о     о    о     о    о     о о    о     о     о    о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о    о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о    о о о        о о     о   о о о       оо     о     о о        о о о      о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о      о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о      о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о о     о о        о о о      о о    о    о     о    о     о о   о     о     о    о    о о   о     о    о    о    о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о   о     о    о   о   о о  о      о   о    о   о о о        о о       о о

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"

Работа по самообразованию "Развитие мелкой моторики с помощью не традиционных методов рисования"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018