Отчет по самообразованию
учителя русского языка и литературы
за 1-3 четверти 2016-2017 учебного года
Тема самообразования:
«Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новых подходов в преподавании и обучении» При выборе темы самообразования опиралась на проблемы учащихся по литературе, которые выявила в процессе преподаванияОтчет по самообразованию
учителя русского языка и литературы
за 1-3 четверти 2016-2017 учебного года
Тема самообразования:
«Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новых подходов в преподавании и обучении»
Отчет по теме самообр.docx
Отчет по самообразованию
учителя русского языка и литературы
Мусиной К.М. за 13 четверти 20162017 учебного года
Тема самообразования:
«Формирование читательской грамотности учащихся на уроках русского
языка и литературы через применение новых подходов в преподавании и
обучении»
В начале учебного года провела мониторинг отдельных общеучебных и
надпредметных умений школьников по литературе. Всего в 58 классах
обучается 20 учеников.
5
4
7
4
0.5
0.2
0.8
0.3000000
00000000
32
6
5
5
4
0.5
0.2
0.8
0.3000000
00000000
32
0.5
0.2
0.8
0.300000
0000000
0032
При выборе темы самообразования опиралась на проблемы учащихся по
литературе, которые выявила в процессе преподавания:
отсутствие способности создавать тексты, отвечающие требованиям
правильности и выразительности речи (в устной и письменной форме);
неумение учащихся правильно воспринимать и анализировать устные и
письменные высказывания;
отсутствие восприятия языка как культурной и эстетической ценности.
Поставила перед собой цели:
· Изучить возможности применения новых подходов в преподавании и
·
обучении, использовать на уроках русского языка и литературы;
совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве
и взаимосвязи: грамотно, точно, выразительно передавать в устной и
письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
(умения говорить и писать);
· Овладение нормами произношения и ударения;
· Выявить заинтересованных детей и привлечь к исследовательской
деятельности.
Для достижения своей цели я выполняю следующие задачи: На основе выявленных проблем:
1) внедрить в образовательный процесс технологии, способы обучения, формы
работы, способствующие повышению интереса к предметам русский язык и
литература, повышению познавательной активности, и как следствие росту
качества знаний;
2) способствовать выявлению учащихся, предъявляющих к себе повышенные
образовательные требования в изучении русской литературы
3)Особенно важным является умение ребенка добывать знания
самостоятельно, а моя задача создать такие условия на уроке, чтобы ему было
интересно, и этот интерес к предмету не угасал на всем протяжении изучения
русского языка и литературы.
Зачем я развиваю читательскую грамотность?
Потому что функциональное назначение ЧГ:
1. Вооружает знаниями, умениями и навыками.
2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических
качеств учащихся.
3. Развивает познавательные силы, личностные образования: активность,
самостоятельность, познавательный интерес.
4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.
5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Так как над темой самообразования работаю третий год, а это значит, что я на
этапе практическом.
Как я внедряю
в практику
педагогической деятельности новые подходы:
изученные, апробированные в моей
Использую приемы, содействующие читательской грамотности
учащихся, в которых ученик должен:
самостоятельно добывать новые знания, развивать личностный подход к
получению новых знаний; основываясь на помощи учителя, проводить
исследовательскую и творческую работу;
защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства,
использовать приобретенные знания;
задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с
их помощью в процесс познания;
рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы,
вносить коррективы, давать советы;
делиться своими знаниями с другими учащимися;
помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
выполнять задания – максимум, рассчитанные на чтение дополнительной
литературы, первоисточников, на длительные наблюдения.
Помощь моя как учителя:
побуждаю учащихся находить не единственное решение, а несколько
самостоятельно предпринятых;
практикую свободный выбор заданий, преимущественно поисковых,
творческих;
создаю ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и
практических действий; чередую разнообразную деятельность, включаю в познания элементы изо,
игры, художественной, общественной и других видов деятельности;
создаю заинтересованность коллективной деятельностью, на основе которой
и происходит формирование активной позиции ученика.
поощряю формирование эмоциональной и рациональной потребности
учащихся;
реализовываю установку учащихся на коммуникацию в максимально
широком контексте;
стимулирую сообщения учащихся, анализируя их структуру, используемые
языковые и изобразительные средства;
организовываю устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим
принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
Всё это способствует активизации познавательной деятельности.
На уроках использую:
Дидактические игры
Существует огромное количество дидактических игр, мне больше нравятся
игры, в которых обязательно применяется мыслительная деятельность,
возникает необходимость исследовательской работы с дополнительными
материалами.
Использование информационных технологий
В своей работе систематически использую ИКТ при объяснении нового
материала, постановке задач, требующих решения, групповой работе
учащихся, а также проектной деятельности моих учеников.
Для наглядности приведу презентацию, выполненную учениками 8 класса, К.
А. и М. Д., при подготовке к уроку литературы по теме: «Золотой век русской
литературы».
Использую приемы развития КМ:
РАФТ;
Синквейн;
ЗХУ;
Ромашка Блума;
и многие другие. Литература, изученная в этом учебном году:
1.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика
продуктивного обучения. М., Владос, 2000
2. Белова Н.И. педагогическая мастерская как средство развития личности
участников образовательного процесса. СП., ГУПМ, 2000
3. Галицких Е.О. От сердца к сердцу. Спб, Паритет, 2003. 4. Кукушин В.С.
Теории и методики обучения. Проектный метод РостовнаДону, 2005
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
2002.
6. Еремина Т.Е. Учение. Общение. Творчество. Спб., Корифей, 2000
7. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? СПб., 2001
8. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе СПб., Паритет, 2003
В этом учебном году мною были посещены уроки педагогов нашей
школы:
1.Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложные предложения»
2.Урок русской литературы в 11 классе по творчеству А.А.Ахматовой;
3. Урок русского языка в 6 классе по теме «Глагол»
(2 класс)
1. Урок литературного чтения по творчеству У.Турманжанова
2. Урок русского языка по теме «Имя прилагательное»
3.
Урок русского языка по теме «Имя существительное» (3 класс)
1. Урок литературного чтения по творчеству Б.Житкова
2. Урок русского языка по теме «Текст. Виды текста»
3. Урок русского языка по теме «Состав слова. Словообразование»
. (4 класс)
1. Урок литературного чтения по устному народному творчеству
2. Урок русского языка по теме «Имя числительное»
Использовала в своей работе:
1. Ресурсы Internet. Материалы различных сайтов были использованы при
подготовке к урокам
2. Материалы различных дисков на уроках CD «Энциклопедия классической
музыки», «Литература»
3. Презентации (авторские и разработанные учащимися)
Результаты за период:
1. Проведено 6 открытых уроков для коллег в школе и вне школы;
2. Принимала участие в серии последовательных уроков;
3. Сама проявила инициативу и провела спп для коллег;
4. Проведена неделя русского языка и литературы;
5.
Интерес учащихся к литературе заметно возрос. Они с удовольствием
просматривали информацию, предложенную учителем, сравнивали
произведения, героев, делали рефлексию;
6. Повысилось качество знаний у некоторых учащихся;
7. Учащиеся 8 класса самостоятельно разработали презентации и проекты;
8. Учащиеся 57 классов заинтересовались исследовательской
деятельностью. С удовольствием выполняют минипроекты,
презентации.
Уроки в 8 классе по творчеству У.Шекспира и Н.В.Гоголя Уроки в 5 классе по русскому языку «Формы слов и однокоренные слова»
Обсуждаем с коллегами, проводим урок, рефлекия деятельности
Перспективы работы в следующей четверти:
Организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в
дебатах на конференциях и других форумах;
поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество;
поощрять участие школьников в театральных постановках, создание ими
видеопродуктов.
организовать и провести читательскую конференцию по произведению
казахстанского писателя
Работа по самообразованию учителя русского языка
Работа по самообразованию учителя русского языка
Работа по самообразованию учителя русского языка
Работа по самообразованию учителя русского языка
Работа по самообразованию учителя русского языка
Работа по самообразованию учителя русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.