Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН
Оценка 4.9
Документация
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.03.2019
Данный материал был написан по результатам работы по программе работы педагога-психолога по преодолению тревожности и страхов при формировании и развитии мотивации обучения у воспитанников социально-реабилитационного центра "Я люблю учиться" для воспитанников младшего школьного возраста. В статье я попыталась осветить основные трудности, с которыми сталкивается ребенок из социально - неблагополучной семьи.
статья по мотивации школьного обучения.doc
Работа педагогапсихолога социальнореабилитационного центра по
преодолению тревожности и страхов при формировании и развитии
мотивации обучения
Основная задача сотрудников социальнореабилитационного центра для
несовершеннолетних — оказание помощи несовершеннолетним и семьям, в
которых они проживают, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Социальный статус детей, находящихся на обслуживании в социально
реабилитационном центре дети из семей с тяжелым материальным
положением; дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
(родители злоупотребляют алкоголем, не работают, не уделяют достаточного
внимания воспитанию детей). Соответственно, большая часть детей имеет
психологические и личностные проблемы. Сотрудники реабилитационного
центра столкнулись еще и с тем, что учителя школы часто, когда к ним
приходят «сложные» дети, оказываются подвержены стереотипизации:
ребенок из семьи, находящейся в социальноопасном положении, не способен
хорошо учиться. И школьному психологу одному достаточно сложно
справиться с возникающими трудностями.
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности.
Получение образования является непременным требованием к любой
личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из
центральных в педагогике и педагогической психологии.
Простое перечисление таких факторов мотивации обучения очерчивает лишь
область обсуждения вопроса, выявляет ведущие мотиваторы учения, но не
раскрывает целостную структуру мотива учения, причинноследственные
зависимости между его компонентами. Поэтому требуется не столько
классификация «мотивов» (конкретных причин осуществления субъектами
учебной деятельности), сколько соотнесение их с блоками мотива и стадиями
мотивационного процесса, учитывающие возраст и пол учащихся, ситуацию в
семье, социальное происхождение и другие моменты.
И здесь все не так просто, поскольку успешность формирования любых
знаний, любых действий зависит, прежде всего, от желания учащихся
получить эти знания и действия. А дети, находящиеся в социально
неблагополучной среде, порой имеют желание учиться, но не имеют
возможностей (родители не обеспечивают детей учебниками, необходимыми
школьными принадлежностями, не уделяют им достаточного внимания и не
оказывают помощь при освоении учебного материала). У воспитанников
социально реабилитационного центра вопросы материального обеспечения и
оказания им помощи со стороны взрослых успешно разрешаются. Но остаются
личностные психологические трудности, с которыми сталкивается каждый
ребенок, при освоении учебного материала.
Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего
личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция — это тот мотивационный центр, который обеспечивает
направленность ребенка на учебу, его эмоциональноположительное
отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В
тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие его
внутреннюю позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать
устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в
школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников,
боязнь школы, нежелание посещать ее.
Чаще всего испытывают страхи дети чувствительные, с эмоциональными
затруднениями в отношениях с родителями, чье представление о себе
искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти
дети не могут полагаться на взрослых как на источник безопасности,
авторитета и любви.
Одна из таких трудностей, имеющихся у детей, находящихся на
обслуживании в социально реабилитационном центре, это недостаточная
развитость познавательных процессов, связанная с нахождением их в
социальнонеблагополучной среде, неблагоприятной наследственностью.
Отсюда последствия: если не получается, трудно, значит и не хочется, а
неумение вызывает опасение. У детей возникает тревожность по поводу того,
что необходимо делать то, что не всегда получается по независящим от них
причинам, опасения, что учитель будет ругаться, а одноклассники осуждать и
смеяться.
Другая трудность — проявления тревожности и страх перед школой,
связанный с адаптацией к условиям обучения. Основная часть детей, находясь
на обслуживании в социальнореабилитационном центре, поступает учиться не
в ту школу, в которой учились до этого, то есть сталкивается с трудностями
адаптации к условиям обучения в новой для себя порой «городской» школе.
Третья трудность связана с тем, что дети, проживающие в социально
неблагополучных семьях, имеют ряд психологических особенностей, которые
появляются у них под воздействием травмирующих факторов после их
пребывания в эмоциональнонегативной среде. Педагоги далеко не всегда
уделяют должное внимание этим моментам. Многие учителя, часто сами того
не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен
беспрекословно делать все, что рекомендует учитель, не всегда учитывая
психологические особенности ребенка, а особенно детей из социально
неблагополучных семей. В таких случаях деятельностью учащихся движет
страх и желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны
учителя, плохой оценки, насмешек со стороны одноклассников, либо
проявления негативизма и упрямства, стремление привлечь к себе внимание,
демонстративное поведение. Отсюда следуют либо покорность и смирение, то
есть дети спокойно относятся к своим неудачам и руководствуются мотивом:
«надо — значит, учусь, как могу», хотя данное состояние вызывает интеллектуальные,
тревожность, либо нарушения порядка, вызывающее поведение таких детей,
сопровождающееся тревожностью и также отсутствие желания учиться.
Таким образом,
социальнопсихологические и
эмоциональноволевые и мотивационные компоненты обучения в школе
взаимосвязаны и имеют большое значение при освоении ребенком учебной
деятельности. Именно внутренняя мотивация, ее настрой являются
определяющим моментом успешного обучения
ученика, и для ее
достаточного развития нужно снизить уровень школьной тревожности и
преодолеть страхи, связанные с обучением в школе. А для этого необходимо
поддерживающее позитивное отношение к ребенку окружающих, чего очень
часто не хватает детям из семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.
Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН
Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН
Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.