Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН
Оценка 4.9

Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН

Оценка 4.9
Документация
doc
психологическая работа +1
Взрослым
02.03.2019
Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН
Данный материал был написан по результатам работы по программе работы педагога-психолога по преодолению тревожности и страхов при формировании и развитии мотивации обучения у воспитанников социально-реабилитационного центра "Я люблю учиться" для воспитанников младшего школьного возраста. В статье я попыталась осветить основные трудности, с которыми сталкивается ребенок из социально - неблагополучной семьи.
статья по мотивации школьного обучения.doc
Работа   педагога­психолога   социально­реабилитационного   центра   по преодолению   тревожности   и   страхов   при   формировании   и   развитии мотивации обучения Основная   задача   сотрудников   социально­реабилитационного   центра   для несовершеннолетних — оказание помощи несовершеннолетним и семьям, в которых они проживают, попавшим в трудные жизненные ситуации. Социальный   статус   детей,   находящихся   на   обслуживании   в   социально­ реабилитационном   центре   ­     дети   из   семей   с   тяжелым   материальным положением;     дети   из   семей,   оказавшихся   в   трудной   жизненной   ситуации (родители злоупотребляют алкоголем, не работают, не уделяют достаточного внимания   воспитанию   детей).   Соответственно,   большая   часть   детей   имеет психологические   и   личностные   проблемы.   Сотрудники   реабилитационного центра   столкнулись   еще   и   с   тем,   что   учителя   школы   часто,   когда   к   ним приходят   «сложные»   дети,   оказываются   подвержены   стереотипизации: ребенок из семьи, находящейся в социально­опасном положении, не способен хорошо   учиться.   И   школьному   психологу   одному   достаточно   сложно справиться с возникающими трудностями.  Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение   образования   является   непременным   требованием   к   любой личности,   поэтому   проблема   мотивации   обучения   является   одной   из центральных в педагогике и педагогической психологии. Простое перечисление таких факторов мотивации обучения очерчивает лишь область обсуждения вопроса, выявляет ведущие мотиваторы учения, но не раскрывает   целостную   структуру   мотива   учения,   причинно­следственные зависимости   между   его   компонентами.   Поэтому   требуется   не   столько классификация   «мотивов»   (конкретных   причин   осуществления   субъектами учебной деятельности), сколько соотнесение их с блоками мотива и стадиями мотивационного процесса, учитывающие возраст и пол учащихся, ситуацию в семье, социальное происхождение и другие моменты.  И   здесь   все   не   так   просто,   поскольку   успешность   формирования   любых знаний,   любых   действий   зависит,   прежде   всего,   от   желания   учащихся получить   эти   знания   и   действия.   А   дети,   находящиеся   в   социально неблагополучной   среде,   порой   имеют   желание   учиться,   но   не   имеют возможностей (родители не обеспечивают детей учебниками, необходимыми школьными принадлежностями, не уделяют им достаточного внимания и не оказывают   помощь   при   освоении   учебного   материала).   У   воспитанников социально ­ реабилитационного центра вопросы материального обеспечения и оказания им помощи со стороны взрослых успешно разрешаются. Но остаются личностные   психологические   трудности,   с   которыми   сталкивается   каждый ребенок, при освоении учебного материала. Поступление   ребенка   в   школу   связано   с   возникновением   важнейшего личностного   новообразования   —  внутренней   позиции   школьника. Внутренняя позиция — это тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность   ребенка   на   учебу,   его   эмоционально­положительное отношение к школе, стремление соответствовать образу хорошего ученика. В тех   случаях,   когда   важнейшие   потребности   ребенка,   отражающие   его внутреннюю   позицию   школьника,   не   удовлетворены,   он   может   переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать ее.  Чаще   всего   испытывают   страхи   дети   чувствительные,   с   эмоциональными затруднениями   в   отношениях   с   родителями,   чье   представление   о   себе искажено   эмоциональными   переживаниями   в   семье   или   конфликтами.   Эти дети   не   могут   полагаться   на   взрослых   как   на   источник   безопасности, авторитета и любви. Одна   из   таких   трудностей,   имеющихся   у   детей,   находящихся   на обслуживании   в   социально   реабилитационном   центре,   это   недостаточная развитость   познавательных   процессов,   связанная   с   нахождением   их   в социально­неблагополучной   среде,   неблагоприятной   наследственностью. Отсюда   последствия:   если   не   получается,   трудно,   значит   и   не   хочется,   а неумение вызывает опасение. У детей возникает тревожность по поводу того, что необходимо делать то, что не всегда получается по независящим от них причинам, опасения, что учитель будет ругаться, а одноклассники осуждать и смеяться. Другая   трудность   —   проявления   тревожности   и   страх   перед   школой, связанный с адаптацией к условиям обучения. Основная часть детей, находясь на обслуживании в социально­реабилитационном центре, поступает учиться не в ту школу, в которой учились до этого, то есть сталкивается с трудностями адаптации к условиям обучения в новой для себя порой «городской» школе.  Третья   трудность   связана   с   тем,   что   дети,   проживающие   в   социально неблагополучных семьях, имеют ряд психологических особенностей, которые появляются   у   них   под   воздействием   травмирующих   факторов   после   их пребывания в эмоционально­негативной среде.  Педагоги   далеко  не всегда уделяют должное внимание этим моментам. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен беспрекословно   делать   все,   что   рекомендует   учитель,   не   всегда   учитывая психологические   особенности   ребенка,   а   особенно   детей   из   социально­ неблагополучных   семей.  В   таких   случаях   деятельностью   учащихся   движет страх и желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя,   плохой   оценки,   насмешек   со   стороны   одноклассников,   либо проявления негативизма и упрямства, стремление привлечь к себе внимание, демонстративное поведение. Отсюда следуют либо покорность и смирение, то есть дети спокойно относятся к своим неудачам и руководствуются мотивом: «надо   —   значит,   учусь,   как   могу»,   хотя   данное   состояние   вызывает интеллектуальные, тревожность, либо нарушения порядка, вызывающее поведение таких детей, сопровождающееся тревожностью и также отсутствие желания учиться. Таким   образом,   социально­психологические   и эмоционально­волевые   и   мотивационные   компоненты   обучения   в   школе взаимосвязаны   и имеют большое  значение при  освоении ребенком учебной деятельности.   Именно   внутренняя   мотивация,   ее   настрой   являются определяющим   моментом   успешного   обучения     ученика,   и   для   ее достаточного   развития   нужно   снизить   уровень   школьной   тревожности   и преодолеть страхи, связанные с обучением в школе.  А для этого необходимо поддерживающее позитивное отношение к ребенку окружающих, чего очень часто не хватает детям из семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН

Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН

Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН

Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН

Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН

Работа психолога по формированию и развитию школьной мотивации у воспитанников СРЦН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2019