Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Педагогу важно выбрать эффективную стратегию взаимодействия с детьми, испытывающими проблемы в обучении. Для этого каждый педагог должен владеть современными здоровьесберегающими технологиями, приемами личностно-ориентированного обучения и методикой продуктивного обучения. При составлении рабочей программы не следует сокращать тематические разделы, необходимо уменьшать обьём изучаемого лексического, синтаксического и грамматического материала.
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках англ языка.docx
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. При
работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать
стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный
процесс, и на развитие учащихся. Педагогу требуется опыт и знание современных
здоровьесберегающих технологий, приемов личностноориентированного обучения и
методик продуктивного обучения. Попытаемся рассмотреть структуру урока с учащимися
ОВЗ.
Эмоциональный разогрев
Диагностика настроения. Приём «Мордашки». Формула: ученики сигнализируют о
своём эмоциональном состоянии с помощью карточек. Здесь важно, что ребёнок сам
осознаёт своё состояние и делится этим с учителем, что повышает его самоуправляемость.
Метод цветовой диагностики Лутошкина.
Обучающимся предлагается оценить светом своё настроение.Результаты диагностики
могут быть представлены в виде индивидуальной цветограммы (цветные значки),
составляемой самим учеником в рабочей тетради.
Первый этап урока
Warming Up. Warmer это речевые упражнения, с которых следует начинать урок для
вовлечения учащихся в образовательный процесс и подготовить слуховой,
артикуляционный и зрительный аппарат к восприятию иноязычной речи. Кроме того, это
мощный стимулятор вызова у учащихся желания общаться на иностранном языке,
подпитанный интересом и мощным положительным эмоциональным зарядом.
Второй этап урока
Второй основной этап урока включает в себя предъявление нового лексического,
грамматического, речевого материала. Главная проблема на этом этапе удержать
внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того, что дети с
нарушениями здоровья отличаются, необходимо представлять материал в зависимости от
их компенсаторных возможностей: картинки, презентации, электронные книги и задания;
на старшем этапе — небольшие схемы, опорные таблицы, адаптированные тексты в виде
комиксов.
My eyes can see, my ears can hear,
My nose can smell, my mouth can talk.
My head can nod, my arms can hold,
My legs can walk, and walk and walk.
Stand up, clap and clap!
Open the tap an clap, clap, clap!
Wash your hands and wash your face!
Take a tooth brush and some tooth paste. Brush your teeth up and down.
Turn off the tap and then sit down.
«Тренировка пальцев является также стимулом для развития речи ребёнка, и мощным
тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом» (М.М. Кольцова.
These are mother’s forks and knives.
This is mother’s table.
This is mother’s looking glass.
This is baby’s cradle. Работа с лексическим материалом должна проходить на всех этапах урока с
использованием различных приемов. Для запоминания новых лексических единиц
используются различные задания: повторить за диктором слова (в звукозаписи), расставить
буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение
новых слов в змейке (word snake), вставить пропущенные слова в предложение (fill in the
word), игры «снежный ком» (snowball).
Первостепенное значение при отработке лексики отводится зрительному восприятию и
включает в себя специальные средства обучения с детьми:
1. Наглядные. Использование самих предметов или их изображений (муляжей, макетов,
игрушек, картинок, изображений). опорные схемы; демонстрация слайдов, учебных
фильмов; демонстрация действий и создание наглядных ситуаций.
2. Практические средства обучения. На уроках английского языка нужно использовать
различные игры, моделирование ситуаций общения на языке.
В конце урока ученики получают карточки с лексическими единицами для изучения на
следующем уроке, дома учащиеся должны лишь внимательно прочитать их.
Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения
лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять пятнадцать
процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных
заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно
учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром,
которым учащиеся должны активно пользоваться для осознанного чтения вслух. Только
так можно добиться хотя бы частичного усвоения учащимися с ОВЗ нового лексического
материала.
Третий этап урока
Третий этап урока – эффективная практика. Развиваем все виды речевой деятельности:
говорение, аудирование, чтение и письмо. Виды упражнений должны соответствовать
возможностям ученика. Здесь особенно важно создать ситуацию успеха ученика, для этого
нужно придерживаться простого принципа: от простого к сложному.
Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы:
Дотекстовый этап (pre reading) включает в себя подбор заголовков, составление
диаграмм, работа с картинками, ответы на наводящие вопросы.
Активное чтение (while reading). Текст озвучивается по определённой схеме: чтение
учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста со звукового носителя,
хоровое повторение за диктором, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста.
Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть,
сопроводить ритмическим постукиванием. Таким образом, при многократном чтении и
повторении производится непроизвольное запоминание материала,
эффективно
отрабатывается техника чтения.
Послетекстовый этап (post reading), который включает в себя: соотнесение идеи и
абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fill in the table), тестовые задания с
множественным выбором (multiple choice), определение верного/ неверного высказывания
(true or false).
Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается
темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным
материалом.
Отказ от сложного грамматического материала и дробность преподносимого
грамматического материала обусловлен сложностью понимания и восприятия детьми с
ЗПР категорий такого типа изза ослабленности абстрактнологического мышления,
задержкой процессов внимания и памяти. Поэтому при работе с грамматикой необходимо использовать четкие указания; разъяснять задания поэтапно; учить последовательно
выполнять задания; повторять инструкции к выполнению задания; демонстрировать уже
выполненное задание.
Исходя из того, что преподавание английского языка придерживается практико
ориентированной направленности, в конце каждой пройденной темы, ученику предлагается
творческая работа по созданию портфолио: оформить рисунки, создать презентации,
конкурс на лучшего диктора, собрать из картинок предложения по пройденной теме.
Рефлексия
«Букет настроения» Учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске
изображена ваза. В конце урока дети прекрепляют к вазе цветы: красный цветок –
понравился урок, голубой – не понравился.
Эмоционально художественная рефлексия проводится, если учитель хочет закончить
урок на более высоком моцииоанальном уровне, к чему располагает также и содержание
урока.учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина
проникнута грустным, печальным настроением, другаярадостным, весёлым. ученики
выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают
ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную
возможность самореализации себя как полноценной личности учебного процесса.
Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными
субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен
проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими, какие они
есть и радоваться успехам каждого.
Работа с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Работа с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Работа с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Работа с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.