работа с МОми

  • Документация
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Иконка файла материала Работа педагогов МО по внедрению эффективных педагогических технологий.docx
Работа педагогов МО по внедрению эффективных педагогических технологий (ИКТ, здоровьесберегающих и т.п.) В течении 2009­2010 учебного года учителя МО работали на методической темой:  «Использование современных технологий в работе учителей естественных и общественных  наук как средство качественной подготовки к государственной аттестации» Решали задачи: Реализовывать ПНП «Образование»:  Активно внедрять в практику работы учителей МО информационных  технологий; Совершенствовать существующие и внедрять новые формы, методы и  средства обучения и воспитания; Совершенствовать опыт преподавания элективных курсов в рамках  организации предпрофильной и профильной подготовки; Активизировать познавательный интерес к предмету через использование в своей  педагогической практике продуктивных методов обучения и воспитания, через  обмен опытом, анализ проделанной работы постоянно заниматься развитием  интереса учащихся к предметам естественно ­ научного цикла; Повышать уровень научно­технической, методической и психолого­педагогической  подготовки учителей, их коммуникативной культуры. Привлекать учителей МО к  участию в творческих конкурсах. Способствовать созданию методического  портфолио учителя; На заседаниях МО продолжить изучение теоретических вопросов итоговой  аттестации как учителей, так и обучающихся. Соответственно в большей степени в течении учебного года педагоги МО работали над  внедрением эффективных педагогических технологий, в частности технологиями  личностно­ориентированного обучения, здоровьесберегающими технологиями,  информационно­коммуникативными технологиями. Отработка технологий отражена в темах самообразования педагогов: Учитель Былинкина Р. В Бесстрашнова Н. А. Битюкова С.Ю. Захарова О. П. Клещевская В. И. Рудаева С. В. Морозов А.В. Тема Интегральная образовательная технология – средство повышения качества знаний  учащихся Внешняя методическая работа учителя – как средство самообразования Возможности использования проектного метода на  уроках экологии и ОЗОЖ Метод проекта как средство повышения творческой  активности учителя Использование ИТ на уроках и во внеурочной  деятельности по биологии Личноcтно ­ ориентированная направленность обучени я  на уроках географии Совершенствование технологий современного урока  через внедрение проблемной и исследовательской  деятельностиВ течении года были проведены следующие заседания, где были детально разобраны  современные педтехнологии и учителя МО поделились наработками по внедрению в  практику урока современных педагогических технологий: Сроки  До 25.09 Ответственные  Руководитель МО По графику Руководитель МО № 1. 2. Мероприятия  Рассмотрение творческих  планов учителей  Взаимопосещение уроков по  проблемам:  Организация  индивидуальной  работы на уроках  Использование на  уроках современных  педтехнологий № Дата проведения заседаний 1. Декабрь  Рассматриваемые вопросы Круглый стол «Методы и формы обучения,  Развитие  мотивирующие познавательную активность» 2. Март одаренных  учащихся   Предметная  неделя – средство  развития  творческих  способностей  учащихся Методический семинар «Здоровьесберегающие технологии в учебно­ воспитательном процессе» Ответственный    Учителя предметники  Бесстрашнова Н.А.   Так, на заседании круглого стола по теме «Методы и формы обучения,  мотивирующие познавательную активность», педагоги МО  1. Рассмотрели основные характеристики познавательной активности  обучающихся:    естественное стремление школьника к познанию; положительное отношение к учёбе; активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета  деятельности и достижение значимого для ребёнка результата. 2. Выявили критерии выбора методов обучения в свете активации познавательной  активности обучающихся: o Исходным критерием при построении системы методов обучения на  уроке является их соответствие цели урока; o Не менее важно соответствие методов обучения содержанию учебного  материала; o Важно соответствие методов обучения формам организации  познавательной деятельности учащихся; o Метод обучения должен соответствовать реальным учебным  возможностям учеников, т.е. внутренним и внешним условиям для  успешной учебной деятельности; o Учитель при выборе методов обучения должен учитывать свои  возможности по их использованию; o Методы обучения должны соответствовать принципам дидактики. 3. Систематизировав методы, педагоги МО составили памятки по их применению: Методы обучения 1 Словесные Наглядные Практические При решении каких задач этот метод применяется наиболее успешно? 3 При  формировании  теоретических и  практических  знаний и решении  всех других задач  обучения Для развития  наблюдательности, повышения  внимания к  изучаемым  вопросам Для развития  практических  умений и навыков При каком содержании материала рационально применять метод? 2 Когда материал  носит теоретико­ информационный характер Когда  содержание  учебного  материала может  быть  представлено в  наглядном виде Когда  содержание темы  включает  практические  упражнения,  выполнение  трудовых  При каких особенностях учащихся рационально применять метод 4 Когда ученики  готовы к  усвоению  информации  данным видом  словесных  методов Когда имеющиеся наглядные  пособия доступны ученикам Когда ученики  готовы к  выполнению  практических  заданий такого  характера Какие возможности должен иметь учитель для использования этого метода? 5 Когда учитель  владеет  соответствующ ими  словесными  методами  лучше, чем  другими  методами Когда учитель  располагает  необходимыми  пособиями или  может  изготовить их  сам Когда учитель  располагает  пособиями,  дидактическим и материалами  для  организацииРепродуктивные заданий,  проведение  опытов Когда  содержание  слишком сложное или простое Проблемно­поисковые Когда  содержание  материала имеет  средний уровень  сложности Индуктивные Самостоя­тельная  работа Когда  содержание темы  в учебнике  изложено  индуктивно Когда материал  доступен для  учащихся и  может быть  изучен  самостоятельно Для формирования знаний, умений и  навыков Для развития  самостоятельности мышления,  исследовательских умений,  творческого  подхода к делу Для развития  умений обобщать,  осуществлять  индуктивные  умозаключения (от частного к  общему) Для развития  самостоятельности в учебной  деятельности,  формирования  навыков учебного  труда Когда ученики  готовы к  проблемному   изучению данной  темы Когда ученики  подготовлены к  проблемному  изучению  материала Когда ученики  подготовлены к  индуктивным  рассуждениям и  затрудняются в  дедуктивных  рассуждениях Когда ученики  готовы к  самостоятельном у изучению  данной темы,  располагают  необходимыми  знаниями и  умениями этих  практических  упражнений Когда у  учителя нет  времени для  проблемного  изучения этого  материала Когда учитель  имеет время  для  проблемного  изучения темы  и хорошо  владеет  методами Когда учитель  лучше владеет  индуктивными  методами  обучения Когда имеются  дидактические   материалы для  самостоятельно й работы  учеников,  время и учитель умеет  правильно  организовать ее. Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов  обучения, классифицируемых  по источникам  получения учебной информации Краткое содержание метода, методические приемы его реализации Словесные методы.   Основное назначение   данной группы методов –  сообщение учебной  информации при помощи  слова (устного  и печатного)  с использованием  логических,  организационных  и  Деятельность обучающего  учителя Постановка основного  вопроса, подлежащего  изучению, выявлению  признаков, определение  исходных позиций в анализе  процессов и объектов,  осуществление сравнения,  обобщение, получение  выводов и т.д. Данная  Деятельность учащегося, обучаемого Деятельность обучаемых заключается в  восприятии  и осмыслении получаемой  информации, выполнении различных  записей, зарисовке чертежей, схем,  работе с дидактическим материалом,  предъявляемым обучаемым и т.д.технических приемов.  Основные методы – рассказ,  беседа, лекция, работа с  печатными источниками. Наглядные методы.  Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при  помощи  различных средств  наглядности.  Основные  методы: демонстрация  опытов, демонстрация  натуральных объектов,  демонстрация наглядных  пособий (предметов, схем,  таблиц, муляжей,  макетов и  т.д.), демонстрация  диафильмов, кинофильмов,  телепередач и т.д.  Наглядные методы  реализуются через  применение логических,  организационных и  технических методических  приемов. Практические методы.  Основное назначение данной группы методов заключается в получении информации на  основании практических  действий, выполненных  обучающим или обучаемым  в процессе постановки  различных практических  работ.  Основные методы:   практические работы,  лабораторные работы,  решение задач,  моделирование объектов и  т.д. деятельность  осуществляется при  использовании различных   методических приемов и т.д. Постановка основного  вопроса, подлежащего  изучению, на основании  полученных  данных  из  различных  наглядных  источников, которые  демонстрирует сам  преподаватель или  обучаемые и т.д.  Данная  деятельность   осуществляется  при  использовании различных  методических приемов и т.д. Постановка основного  вопросам, подлежащего  изучению, на основании  полученных данных из  различных  наглядных  источников, которые  демонстрирует  сам  преподаватель или  обучаемые и т.д. Данная  деятельность  осуществляется при  использовании различных  методических приемов и т.д. Деятельность обучаемых заключается в  наблюдении за демонстрациями,  которые  проводит учитель,  преподаватель или сам обучаемый,  осмыслении полученных  данных и  принятия основной дидактической цели  конкретного урока, выполнении  различных записей, схем, зарисовок и  т.д. Деятельность обучаемых заключается в  осмысливании практических  действий  обучающегося,  своих практических  действий, в выполнении различных   записей, зарисовок, схем и т.д.  и  принятии основной дидактической цели  урока и т.д. 4. Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов  обучения, классифицируемых  по  уровням познавательной деятельности  Краткое содержание метода Деятельность   обучающего   Деятельность  обучаемого 1. Объяснительно­иллюстративный  метод  (информационно­ рецептивный). Основное назначение  метода – организация усвоения  информации обучаемыми путем  сообщения им учебного материала и  1. Сообщение  учебной  информации с использованием  различных  дидактических  средств: слова, различных  пособий, в том числе кино­ и  диафильмов и т.д. обучающий  1. Деятельность обучаемых  заключается в восприятии,  осмыслении и запоминании   сообщаемой информации.широко использует  беседу,  демонстрацию опытов  и т.д. 2. Разработка и применение  различных упражнений задач,  использование различных  инструкций (алгоритмов) и  программированного  обучения. 3. Выявление и классификация  проблем, которые  можно ставить перед обучаемым, формулировка  гипотез и показ способов их  проверки. Постановка проблем в  процессе проведения опыта,  наблюдений в природе,  логического  умозаключения. При этом обучаемый может  пользоваться словом, логическим  рассуждением, демонстрацией  опыта, анализом наблюдений и  т.д. 4. Подведение обучаемых к  постановке  проблемы, показ им,  как необходимо находить  доказательства, делать выводы из  приведенных фактов, построить  план проверки фактов и т.д.  Обучающий широко применяет  эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему  взаимосвязанных  вопросов,  каждый из которых является  шагом к решению проблемы. 5. Предъявление обучаемыми  новых для них проблем,  разработка и постановка  исследовательских заданий и т.д. 2. Деятельность обучаемых  заключается в овладении  приемами выполнения  отдельных упражнений в  решении различных видов  задач, овладении алгоритмом   практических действий. 3. Деятельность обучаемых   заключается   не только в  восприятии, осмыслении и  запоминании готовых научных  выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за  движением  мыслей  обучающего (проблема,  гипотеза, доказательство  достоверности или ложности  выдвинутых предложений и  т.д.) 4. Деятельность обучаемого  заключается в активном  участии в эвристических   беседах,  в овладении  приемами анализа  учебного  материала с целью постановки  проблемы и нахождения путей  ее решения и т.д. 5. Деятельность  обучаемых  заключается в освоении ими  приемов самостоятельной   постановки проблем,  нахождения способов их  решения и т.д.  обеспечение его успешного  восприятия.  Объяснительно­ иллюстративный метод – один из  наиболее  экономных  способов  передачи обучаемым обобщенного и  систематизированного  опыта  человечества. 2. Репродуктивный метод. Основное  назначение метода – формирование  навыков и умений использования и  применения полученных знаний. 3. Проблемный метод (проблемное  изложение). Основное назначение  метода – раскрытие в изучаемом  учебном материале различных  проблем и показ способов их  решения. 4. Частично­поисковый метод или  эвристический  метод.  Основное  назначение метода – постепенная   подготовка обучаемых к  самостоятельной постановке и  решении проблем 5. Исследовательский метод.  Основное  содержание метода –  обеспечить овладение обучаемыми  методами научного познания,  развить и сформировать  у них черты творческой деятельности,  обеспечить условия успешного  формирования мотивов творческой  деятельности, способствовать  формированию  осознанных,  оперативно и гибко используемыхзнаний. Сущность метода –  обеспечение организаций    поисковой творческой деятельности  обучаемых  по решению новых для  них проблем.  Педагоги МО так же поделились опытом в свете рассматриваемых методов. Так, на  уроках Былинкиной Р.В. применяются проблемные методы, особенно в старших классах,  позволяющих обучающимся развивать навыки самостоятельной мыслительной  деятельности и исследовательской деятельности. Учителем истории Морозовым А.В. на  уроках постоянно применяются частично­поисковые методы и исследовательские методы.  Результат подобного ведения уроков – умение обучающимися вести поисковую и  исследовательскую работу, что нашло выражение в большом количестве призовых мест на  НПК школьного, районного и областного уровня. Клещевская В.И., применяя методы  исследовательского характера с использованием ИКТ, так же научила обучающихся  мыслить и работать исследовательски, проблемно. Что так же выражается в хороших  результатах на предметных олимпиадах, НПК. У учителя Бесстрашновой Н.А. постоянное  использование проблемного подхода на уроках позволило обучающимся добиться высоких  результатов на олимпиадах, как районного, так и областного уровня, на НПК районного  уровня.  Слабо подобная методика прослеживается на уроках Захаровой О.П. соответственно  данному учителю необходимо усилить в рамках самообразования работу над  технологиями, усиливающими интерес к предмету. Педагоги МО так же активны во внедрении ИКТ. Учителями в течении года велась   внешняя методическая работа через сеть Интернет (за исключением Былинкиной Р.В.,  Захаровой О.П.). Очень активны в данном вопросе Битюкова С.Ю. и Бесстрашнова Н.А.   Все педагоги, за исключением Захаровой О.П. достаточно активно внедряют на уроках  ИКТ. Компьютер есть практически во всех кабинетах, в кабинете Клещевской В.И. есть  интерактивная доска, что несомненно, повышает качество УВП, интерес обучающихся к  предмету. Учителями Бесстрашновой Н.А., Битюковой С.Ю., Клещевской В.И. внедряются в практику педагогической деятельности ресурсы Интернет. На круглом столе, посвященном здоровьесберегающим технологиям, педагоги  прослушали теорию, поделились наработками и определили идеальный урок с позиции  здоровьясбережения. Педагоги отметили, что на уроках не всегда можно проследить все  необходимое, установленное СанПином: не всегда проводятся физминутки, при работе с  компьютером не всегда выдерживается время работы в соответствии с возрастом, в  кабинетах Захаровой О.П., Бесстрашновой Н.А. мало места для нормального ведения УВП. В зимний период в кабинетах Былинкиной Р.В., Захаровой О.П., Клещевской В.И. не  выдерживается температурный режим. Однако, педагоги МО стараются разнообразить  формы и методы деятельности обучающихся на уроках, что соответствует нормам  здоровьесбережения, в кабинетах всегда чисто и уютно, выдерживается благоприятный  психологический микроклимат. Да и сами педагоги на своих уроках в силу своих  предметов (экология, ОЗОЖ, биология и т.п.) постоянно учат детей мыслить и действовать с позиции здоровьясбережения. Итогом круглого стола стала разработка правил организации здоровьесберегающего  пространства в школе: 1. Правильная организация урока учет критериев здоровьесбережения,   мотивация к обучению,  взаимный интерес в процессе урока.2. Использование каналов восприятия Левополушарные  учащиеся Характерен:  словесно­ логический стиль  познавательных процессов;  склонность к    абстрагированию и  обобщению. Правополушарные  учащиеся Развито  конкретно­образное  мышление и воображение             Необходимо на уроке:  ясные и четкие  инструкции; изложение  информации линейное: от   части к целому;  неоднократное  повторение; проверка выполнения задания;  тишина на уроке. Необходимо на уроке:  связь информации с  практикой,  анализ от целого к  частному,  задачи зрительно­ пространственного анализа,  творческие задания,  эмоции,  эксперименты,  речевой и  музыкальный ритм. 3. Учет зоны работоспособности 4. Распределение интенсивности умственной деятельности 5. Сохранению и укреплению здоровья учащихся  способствуют  следующие моменты:  проведение ежегодной диспансеризации обучаемых,  учёт санитарно­гигиенических требований при составлении расписания  учебной и внеурочной работы,  обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5  классе,  нормализация учебной нагрузки учащихся,  организация горячего питания,  введение в учебный план дополнительного третьего часа физической  культуры,  применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод о том, что педагоги МО  достаточно серьезно, активно и творчески подходят к вопросам внедрения современных  педагогических технологий в практику УВП.