МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Работа педагогов МО по внедрению эффективных педагогических технологий
(ИКТ, здоровьесберегающих и т.п.)
В течении 20092010 учебного года учителя МО работали на методической темой:
«Использование современных технологий в работе учителей естественных и общественных
наук как средство качественной подготовки к государственной аттестации»
Решали задачи:
Реализовывать ПНП «Образование»:
Активно внедрять в практику работы учителей МО информационных
технологий;
Совершенствовать существующие и внедрять новые формы, методы и
средства обучения и воспитания;
Совершенствовать опыт преподавания элективных курсов в рамках
организации предпрофильной и профильной подготовки;
Активизировать познавательный интерес к предмету через использование в своей
педагогической практике продуктивных методов обучения и воспитания, через
обмен опытом, анализ проделанной работы постоянно заниматься развитием
интереса учащихся к предметам естественно научного цикла;
Повышать уровень научнотехнической, методической и психологопедагогической
подготовки учителей, их коммуникативной культуры. Привлекать учителей МО к
участию в творческих конкурсах. Способствовать созданию методического
портфолио учителя;
На заседаниях МО продолжить изучение теоретических вопросов итоговой
аттестации как учителей, так и обучающихся.
Соответственно в большей степени в течении учебного года педагоги МО работали над
внедрением эффективных педагогических технологий, в частности технологиями
личностноориентированного обучения, здоровьесберегающими технологиями,
информационнокоммуникативными технологиями.
Отработка технологий отражена в темах самообразования педагогов:
Учитель
Былинкина Р. В
Бесстрашнова Н. А.
Битюкова С.Ю.
Захарова О. П.
Клещевская В. И.
Рудаева С. В.
Морозов А.В.
Тема
Интегральная образовательная
технология – средство повышения качества знаний
учащихся
Внешняя методическая работа учителя – как средство
самообразования
Возможности использования проектного метода на
уроках экологии и ОЗОЖ
Метод проекта как средство повышения творческой
активности учителя
Использование ИТ на уроках и во внеурочной
деятельности по биологии
Личноcтно ориентированная направленность обучени я
на уроках географии
Совершенствование технологий современного урока
через внедрение проблемной и исследовательской
деятельностиВ течении года были проведены следующие заседания, где были детально разобраны
современные педтехнологии и учителя МО поделились наработками по внедрению в
практику урока современных педагогических технологий:
Сроки
До 25.09
Ответственные
Руководитель МО
По графику
Руководитель МО
№
1.
2.
Мероприятия
Рассмотрение творческих
планов учителей
Взаимопосещение уроков по
проблемам:
Организация
индивидуальной
работы на уроках
Использование на
уроках современных
педтехнологий
№
Дата проведения заседаний
1.
Декабрь
Рассматриваемые
вопросы
Круглый стол
«Методы и формы
обучения,
Развитие
мотивирующие
познавательную
активность»
2.
Март
одаренных
учащихся
Предметная
неделя – средство
развития
творческих
способностей
учащихся
Методический семинар
«Здоровьесберегающие
технологии в учебно
воспитательном
процессе»
Ответственный
Учителя
предметники
Бесстрашнова
Н.А.
Так, на заседании круглого стола по теме «Методы и формы обучения,
мотивирующие познавательную активность», педагоги МО
1. Рассмотрели основные характеристики познавательной активности
обучающихся:
естественное стремление школьника к познанию;
положительное отношение к учёбе;
активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета
деятельности и достижение значимого для ребёнка результата.
2. Выявили критерии выбора методов обучения в свете активации познавательной
активности обучающихся:
o Исходным критерием при построении системы методов обучения на
уроке является их соответствие цели урока;
o Не менее важно соответствие методов обучения содержанию учебного
материала;
o Важно соответствие методов обучения формам организации
познавательной деятельности учащихся;
o Метод обучения должен соответствовать реальным учебным
возможностям учеников, т.е. внутренним и внешним условиям для
успешной учебной деятельности;
o Учитель при выборе методов обучения должен учитывать свои
возможности по их использованию;
o Методы обучения должны соответствовать принципам дидактики.
3. Систематизировав методы, педагоги МО составили памятки по их применению:
Методы обучения
1
Словесные
Наглядные
Практические
При решении
каких задач этот
метод
применяется
наиболее
успешно?
3
При
формировании
теоретических и
практических
знаний и решении
всех других задач
обучения
Для развития
наблюдательности,
повышения
внимания к
изучаемым
вопросам
Для развития
практических
умений и навыков
При каком
содержании
материала
рационально
применять
метод?
2
Когда материал
носит теоретико
информационный
характер
Когда
содержание
учебного
материала может
быть
представлено в
наглядном виде
Когда
содержание темы
включает
практические
упражнения,
выполнение
трудовых
При каких
особенностях
учащихся
рационально
применять метод
4
Когда ученики
готовы к
усвоению
информации
данным видом
словесных
методов
Когда имеющиеся
наглядные
пособия доступны
ученикам
Когда ученики
готовы к
выполнению
практических
заданий такого
характера
Какие
возможности
должен иметь
учитель для
использования
этого метода?
5
Когда учитель
владеет
соответствующ
ими
словесными
методами
лучше, чем
другими
методами
Когда учитель
располагает
необходимыми
пособиями или
может
изготовить их
сам
Когда учитель
располагает
пособиями,
дидактическим
и материалами
для
организацииРепродуктивные
заданий,
проведение
опытов
Когда
содержание
слишком сложное
или простое
Проблемнопоисковые Когда
содержание
материала имеет
средний уровень
сложности
Индуктивные
Самостоятельная
работа
Когда
содержание темы
в учебнике
изложено
индуктивно
Когда материал
доступен для
учащихся и
может быть
изучен
самостоятельно
Для формирования
знаний, умений и
навыков
Для развития
самостоятельности
мышления,
исследовательских
умений,
творческого
подхода к делу
Для развития
умений обобщать,
осуществлять
индуктивные
умозаключения (от
частного к
общему)
Для развития
самостоятельности
в учебной
деятельности,
формирования
навыков учебного
труда
Когда ученики
готовы к
проблемному
изучению данной
темы
Когда ученики
подготовлены к
проблемному
изучению
материала
Когда ученики
подготовлены к
индуктивным
рассуждениям и
затрудняются в
дедуктивных
рассуждениях
Когда ученики
готовы к
самостоятельном
у изучению
данной темы,
располагают
необходимыми
знаниями и
умениями
этих
практических
упражнений
Когда у
учителя нет
времени для
проблемного
изучения этого
материала
Когда учитель
имеет время
для
проблемного
изучения темы
и хорошо
владеет
методами
Когда учитель
лучше владеет
индуктивными
методами
обучения
Когда имеются
дидактические
материалы для
самостоятельно
й работы
учеников,
время и учитель
умеет
правильно
организовать ее.
Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов
обучения, классифицируемых по источникам получения учебной информации
Краткое содержание
метода, методические
приемы его реализации
Словесные методы.
Основное назначение
данной группы методов –
сообщение учебной
информации при помощи
слова (устного и печатного)
с использованием
логических,
организационных и
Деятельность
обучающего учителя
Постановка основного
вопроса, подлежащего
изучению, выявлению
признаков, определение
исходных позиций в анализе
процессов и объектов,
осуществление сравнения,
обобщение, получение
выводов и т.д. Данная
Деятельность учащегося, обучаемого
Деятельность обучаемых заключается в
восприятии и осмыслении получаемой
информации, выполнении различных
записей, зарисовке чертежей, схем,
работе с дидактическим материалом,
предъявляемым обучаемым и т.д.технических приемов.
Основные методы – рассказ,
беседа, лекция, работа с
печатными источниками.
Наглядные методы.
Основное назначение данной
группы методов – сообщение
учебной информации при
помощи различных средств
наглядности. Основные
методы: демонстрация
опытов, демонстрация
натуральных объектов,
демонстрация наглядных
пособий (предметов, схем,
таблиц, муляжей, макетов и
т.д.), демонстрация
диафильмов, кинофильмов,
телепередач и т.д.
Наглядные методы
реализуются через
применение логических,
организационных и
технических методических
приемов.
Практические методы.
Основное назначение данной
группы методов заключается
в получении информации на
основании практических
действий, выполненных
обучающим или обучаемым
в процессе постановки
различных практических
работ. Основные методы:
практические работы,
лабораторные работы,
решение задач,
моделирование объектов и
т.д.
деятельность
осуществляется при
использовании различных
методических приемов и т.д.
Постановка основного
вопроса, подлежащего
изучению, на основании
полученных данных из
различных наглядных
источников, которые
демонстрирует сам
преподаватель или
обучаемые и т.д. Данная
деятельность
осуществляется при
использовании различных
методических приемов и т.д.
Постановка основного
вопросам, подлежащего
изучению, на основании
полученных данных из
различных наглядных
источников, которые
демонстрирует сам
преподаватель или
обучаемые и т.д. Данная
деятельность
осуществляется при
использовании различных
методических приемов и т.д.
Деятельность обучаемых заключается в
наблюдении за демонстрациями,
которые проводит учитель,
преподаватель или сам обучаемый,
осмыслении полученных данных и
принятия основной дидактической цели
конкретного урока, выполнении
различных записей, схем, зарисовок и
т.д.
Деятельность обучаемых заключается в
осмысливании практических действий
обучающегося, своих практических
действий, в выполнении различных
записей, зарисовок, схем и т.д. и
принятии основной дидактической цели
урока и т.д.
4. Содержание деятельности учителя и учащихся при использовании различных методов
обучения, классифицируемых по уровням познавательной деятельности
Краткое содержание метода
Деятельность обучающего
Деятельность обучаемого
1. Объяснительноиллюстративный
метод (информационно
рецептивный). Основное назначение
метода – организация усвоения
информации обучаемыми путем
сообщения им учебного материала и
1. Сообщение учебной
информации с использованием
различных дидактических
средств: слова, различных
пособий, в том числе кино и
диафильмов и т.д. обучающий
1. Деятельность обучаемых
заключается в восприятии,
осмыслении и запоминании
сообщаемой информации.широко использует беседу,
демонстрацию опытов и т.д.
2. Разработка и применение
различных упражнений задач,
использование различных
инструкций (алгоритмов) и
программированного обучения.
3. Выявление и классификация
проблем, которые можно ставить
перед обучаемым, формулировка
гипотез и показ способов их
проверки. Постановка проблем в
процессе проведения опыта,
наблюдений в природе,
логического умозаключения. При
этом обучаемый может
пользоваться словом, логическим
рассуждением, демонстрацией
опыта, анализом наблюдений и
т.д.
4. Подведение обучаемых к
постановке проблемы, показ им,
как необходимо находить
доказательства, делать выводы из
приведенных фактов, построить
план проверки фактов и т.д.
Обучающий широко применяет
эвристическую беседу, в процессе
которой ставит систему
взаимосвязанных вопросов,
каждый из которых является
шагом к решению проблемы.
5. Предъявление обучаемыми
новых для них проблем,
разработка и постановка
исследовательских заданий и т.д.
2. Деятельность обучаемых
заключается в овладении
приемами выполнения
отдельных упражнений в
решении различных видов
задач, овладении алгоритмом
практических действий.
3. Деятельность обучаемых
заключается не только в
восприятии, осмыслении и
запоминании готовых научных
выводов, но и в прослеживании
за логикой доказательств, за
движением мыслей
обучающего (проблема,
гипотеза, доказательство
достоверности или ложности
выдвинутых предложений и
т.д.)
4. Деятельность обучаемого
заключается в активном
участии в эвристических
беседах, в овладении
приемами анализа учебного
материала с целью постановки
проблемы и нахождения путей
ее решения и т.д.
5. Деятельность обучаемых
заключается в освоении ими
приемов самостоятельной
постановки проблем,
нахождения способов их
решения и т.д.
обеспечение его успешного
восприятия. Объяснительно
иллюстративный метод – один из
наиболее экономных способов
передачи обучаемым обобщенного и
систематизированного опыта
человечества.
2. Репродуктивный метод. Основное
назначение метода – формирование
навыков и умений использования и
применения полученных знаний.
3. Проблемный метод (проблемное
изложение). Основное назначение
метода – раскрытие в изучаемом
учебном материале различных
проблем и показ способов их
решения.
4. Частичнопоисковый метод или
эвристический метод. Основное
назначение метода – постепенная
подготовка обучаемых к
самостоятельной постановке и
решении проблем
5. Исследовательский метод.
Основное содержание метода –
обеспечить овладение обучаемыми
методами научного познания,
развить и сформировать у них черты
творческой деятельности,
обеспечить условия успешного
формирования мотивов творческой
деятельности, способствовать
формированию осознанных,
оперативно и гибко используемыхзнаний. Сущность метода –
обеспечение организаций
поисковой творческой деятельности
обучаемых по решению новых для
них проблем.
Педагоги МО так же поделились опытом в свете рассматриваемых методов. Так, на
уроках Былинкиной Р.В. применяются проблемные методы, особенно в старших классах,
позволяющих обучающимся развивать навыки самостоятельной мыслительной
деятельности и исследовательской деятельности. Учителем истории Морозовым А.В. на
уроках постоянно применяются частичнопоисковые методы и исследовательские методы.
Результат подобного ведения уроков – умение обучающимися вести поисковую и
исследовательскую работу, что нашло выражение в большом количестве призовых мест на
НПК школьного, районного и областного уровня. Клещевская В.И., применяя методы
исследовательского характера с использованием ИКТ, так же научила обучающихся
мыслить и работать исследовательски, проблемно. Что так же выражается в хороших
результатах на предметных олимпиадах, НПК. У учителя Бесстрашновой Н.А. постоянное
использование проблемного подхода на уроках позволило обучающимся добиться высоких
результатов на олимпиадах, как районного, так и областного уровня, на НПК районного
уровня.
Слабо подобная методика прослеживается на уроках Захаровой О.П. соответственно
данному учителю необходимо усилить в рамках самообразования работу над
технологиями, усиливающими интерес к предмету.
Педагоги МО так же активны во внедрении ИКТ. Учителями в течении года велась
внешняя методическая работа через сеть Интернет (за исключением Былинкиной Р.В.,
Захаровой О.П.). Очень активны в данном вопросе Битюкова С.Ю. и Бесстрашнова Н.А.
Все педагоги, за исключением Захаровой О.П. достаточно активно внедряют на уроках
ИКТ. Компьютер есть практически во всех кабинетах, в кабинете Клещевской В.И. есть
интерактивная доска, что несомненно, повышает качество УВП, интерес обучающихся к
предмету. Учителями Бесстрашновой Н.А., Битюковой С.Ю., Клещевской В.И. внедряются
в практику педагогической деятельности ресурсы Интернет.
На круглом столе, посвященном здоровьесберегающим технологиям, педагоги
прослушали теорию, поделились наработками и определили идеальный урок с позиции
здоровьясбережения. Педагоги отметили, что на уроках не всегда можно проследить все
необходимое, установленное СанПином: не всегда проводятся физминутки, при работе с
компьютером не всегда выдерживается время работы в соответствии с возрастом, в
кабинетах Захаровой О.П., Бесстрашновой Н.А. мало места для нормального ведения УВП.
В зимний период в кабинетах Былинкиной Р.В., Захаровой О.П., Клещевской В.И. не
выдерживается температурный режим. Однако, педагоги МО стараются разнообразить
формы и методы деятельности обучающихся на уроках, что соответствует нормам
здоровьесбережения, в кабинетах всегда чисто и уютно, выдерживается благоприятный
психологический микроклимат. Да и сами педагоги на своих уроках в силу своих
предметов (экология, ОЗОЖ, биология и т.п.) постоянно учат детей мыслить и действовать
с позиции здоровьясбережения.
Итогом круглого стола стала разработка правил организации здоровьесберегающего
пространства в школе:
1. Правильная организация урока
учет критериев здоровьесбережения,
мотивация к обучению,
взаимный интерес в процессе урока.2. Использование каналов восприятия
Левополушарные
учащиеся
Характерен:
словесно
логический стиль
познавательных процессов;
склонность к
абстрагированию и
обобщению.
Правополушарные
учащиеся
Развито
конкретнообразное
мышление и воображение
Необходимо на уроке:
ясные и четкие
инструкции;
изложение
информации линейное: от
части к целому;
неоднократное
повторение;
проверка выполнения
задания;
тишина на уроке.
Необходимо на уроке:
связь информации с
практикой,
анализ от целого к
частному,
задачи зрительно
пространственного анализа,
творческие задания,
эмоции,
эксперименты,
речевой и
музыкальный ритм.
3. Учет зоны работоспособности
4. Распределение интенсивности умственной деятельности
5. Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют
следующие моменты:
проведение ежегодной диспансеризации обучаемых,
учёт санитарногигиенических требований при составлении расписания
учебной и внеурочной работы,
обязательные физкультминутки на уроках в начальной школе и в 5
классе,
нормализация учебной нагрузки учащихся,
организация горячего питания,
введение в учебный план дополнительного третьего часа физической
культуры,
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод о том, что педагоги МО
достаточно серьезно, активно и творчески подходят к вопросам внедрения современных
педагогических технологий в практику УВП.