МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Протокол № 2
Заседания МО учителей естественных и общественных наук
От 07. 12. 2010
Присутствуют: учителя МО
Отсутствуют:
Повестка дня
1. Круглый
стол «Управление процессом развития творческих способностей школьников»
Вопросы:
От чего зависит развитие творческих способностей учащихся.
Самоанализ работы учителей МО по теме круглого стола.
Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей
2. Нормативноправовая база по подготовке к ГИА и ЕГЭ
Круглый стол по теме: « Управление процессом развития творческих способностей школьников»
был выбран в текущем учебном году не случайно – после обсуждения Национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа».
С докладом вначале выступила руководитель МО, где она вскрыла ключевые моменты условий,
способствующих развитию творческих способностей школьников.
Плутар: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного
воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
Антуан де СентЭкзюпери: « Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто и
ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть
может, жил в тебе когдато».
Современную систему образования можно сравнить с природным шероховатым камнем со множеством
острых граней, впадин и выпуклостей, который оттачивается рекой времени.
Система образования в России одна из самых лучших. Однако образованных людей в нашей стране мало.
Казалось бы, все проходят практически одну и ту же школу, но людей, добившихся значительных
результатов немного.
Творчество – это высшее проявление интеллекта. Не все люди творческие. Но те, кто является таковым,
имеют наибольший успех.
Способности есть в каждом ребенке. Но разовьются они или нет, зависит от многих причин. Например,
от атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от определенных возможностей, от доброжелательного
принятия близкими результатов его деятельности. А также от того, смогут ли родители вовремя
расширить границы дозволенного, и предоставить ребенку право на ошибки.
Развитие творческих способностей детей поможет в будущем не только добиться успехов в
профессиональной сфере, и обогатить личную жизнь, но и научит справляться с внутренними
конфликтами и стрессовыми ситуациями.
Вопрос о развитии творческих способностей в теории и практике обучения пока недостаточно
разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия
«творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть способности и таланты, поэтому задачей
педагога является систематическое, целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости
мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Реализации задачи создания оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в
значительной мере способствует программно – целевой подход в управлении.
На развитие творческих способностей большое влияние оказывает уровень развития индивидуальных
психических механизмов ребенка – памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным
психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
Поэтому индивидуальные психические особенности также используются в качестве параметров
педагогической диагностики.
Основанием для более объективной оценки и самооценки успешности образовательного процесса
становятся результаты школьного мониторинга. Каждый учитель, осознавая свою роль, роль своего
учебного предмета в достижении ожидаемого результата, в частности, в развитии творческихспособностей школьников, может на основании анализа данных мониторинга личностных преобразований
делать выводы об эффективности своей деятельности и определить необходимые средства коррекции,
управлять развитием творческих умений на основе использования системы познавательных задач,
творческих заданий, создания проблемных ситуаций и других разнообразных методов обучения, в том
числе игровых.
Сотрудничество и сотворчество – главные психологические ориентиры, помогающие реализовывать
задачу развития творческих способностей.
К творческим способностям исследователи относят высокие эстетические ценности. Основой для их
формирования являются уроки искусства. На уроках предметов художественно – эстетического цикла
обеспечивается общее эстетическое, художественное развитие учащихся, формируются общие
художественные способности, которые являются универсальными в любой художественной деятельности
и лежат в плоскости развития личности.
Система дополнительного образования также позволяет углублять творческое развитие школьников.
Учителя не всегда понимают, что кроется за термином «развитие», что как и зачем надо развивать и
вообще надо ли это делать, если на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков.
Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности»,
требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не
принесет желаемого результата.
Затем учителя МО Морозов А.В., Бесстрашнова Н.А., Юлдашева Р.Э. поделились опытом . по
вопросу круглого стола. (приложение 1)
В конце круглого стола была определена базовая модель урока, направленного на развитие творческих
способностей в системе специальных уроков развития:
1. Разминка (придает дух соревнования, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться
с одного вида деятельности на другой; в активной фронтальной работе принимает участие весь класс).
Детям дается установка: вопросы просты, но придется выполнять их в высоком темпе.
2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся: внимания,
памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой продуктивного
мышления (ученые отмечают, что формирование и развитие памяти индивида происходит, за редким
исключением, стихийно, без опоры на знания об этом процессе, добытые наукой).
3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности
умственных способностей и операций.
4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Вторым вопросом работы МО были рассмотрены нормативноправовые документы по вопросам ГИА и
ЕГЭ:
1. Приказ № 430 от 11.10.2010г. Управления общего образования администрации Ртищевского
муниципального района « О порядке проведения государственной (итоговой) аттестации
обучающихся IX классов в 2011 году»
2. Приказ № 382 от 13.09.2010г. Управления общего образования администрации Ртищевского
муниципального района «О перечне видов работ по организации и проведению государственной
(итоговой) аттестации и единого государственного экзамена»
3. Приказ Министерства образования области №2539 от 30.09.2010г. «О порядке проведения ГИА
обучающихся IX классов в 2011 году»
4. Приказ № 390 от 16.09.2010г. Управления общего образования администрации Ртищевского
муниципального района « О муниципальной конфликтной комиссии»
Руководитель МО обязал учителейпредметников довести до сведения обучающихся выше
названные документы и принять их во внимание при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
1. Для оптимального развития творческих способностей школьников принять во внимание
разработанную на заседании круглого стола модель урока. Посещать уроки педагогов МО с целью
Решение:обмена опытом по вопросу «Управление процессом развития творческих способностей
школьников».
2. В работе по подготовке обучающихся к ГИА и ЕГЭ принять во внимание нормативноправовые
документы Управления общего образования и Министерства образования области, рассмотренные
на МО