работа с МОми

  • Документация
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Иконка файла материала Круглый стол по теме.docx
Круглый стол по теме: « Управление процессом развития творческих способностей школьников» Плутар: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Антуан де Сент-Экзюпери: « Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Современную систему образования можно сравнить с природным шероховатым камнем со множеством острых граней, впадин и выпуклостей, который оттачивается рекой времени. Система образования в России одна из самых лучших. Однако образованных людей в нашей стране мало. Казалось бы, все проходят практически одну и ту же школу, но людей, добившихся значительных результатов немного. Творчество – это высшее проявление интеллекта. Не все люди творческие. Но те, кто является таковым, имеют наибольший успех. Способности есть в каждом ребенке. Но разовьются они или нет, зависит от многих причин. Например, от атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от определенных возможностей, от доброжелательного принятия близкими результатов его деятельности. А также от того, смогут ли родители вовремя расширить границы дозволенного, и предоставить ребенку право на ошибки. Развитие творческих способностей детей поможет в будущем не только добиться успехов в профессиональной сфере, и обогатить личную жизнь, но и научит справляться с внутренними конфликтами и стрессовыми ситуациями. Вопрос о развитии творческих способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое, целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи. Реализации задачи создания оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в значительной мере способствует программно – целевой подход в управлении. На развитие творческих способностей большое влияние оказывает уровень развития индивидуальных психических механизмов ребенка – памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. Поэтому индивидуальные психические особенности также используются в качестве параметров педагогической диагностики. Основанием для более объективной оценки и самооценки успешности образовательного процесса становятся результаты школьного мониторинга. Каждый учитель, осознавая свою роль, роль своего учебного предмета в достижении ожидаемого результата, в частности, в развитии творческихспособностей школьников, может на основании анализа данных мониторинга личностных преобразований делать выводы об эффективности своей деятельности и определить необходимые средства коррекции, управлять развитием творческих умений на основе использования системы познавательных задач, творческих заданий, создания проблемных ситуаций и других разнообразных методов обучения, в том числе игровых. Сотрудничество и сотворчество – главные психологические ориентиры, помогающие реализовывать задачу развития творческих способностей. К творческим способностям исследователи относят высокие эстетические ценности. Основой для их формирования являются уроки искусства. На уроках предметов художественно – эстетического цикла обеспечивается общее эстетическое, художественное развитие учащихся, формируются общие художественные способности, которые являются универсальными в любой художественной деятельности и лежат в плоскости развития личности. Система дополнительного образования также позволяет углублять творческое развитие школьников. Учителя не всегда понимают, что кроется за термином «развитие», что как и зачем надо развивать и вообще надо ли это делать, если на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков. Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие «творческие способности», требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей в системе специальных уроков развития, включает в себя следующие этапы: 1. Разминка (придает дух соревнования, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в активной фронтальной работе принимает участие весь класс). Детям дается установка: вопросы просты, но придется выполнять их в высоком темпе. 2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой продуктивного мышления (ученые отмечают, что формирование и развитие памяти индивида происходит, за редким исключением, стихийно, без опоры на знания об этом процессе, добытые наукой). 3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных способностей и операций. 4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности. Круглый стол: « Урок – форма повышения методического мастерства». « Вы знаете, мне по-прежнему верится, Что, если останется жить земля, Главным достоинством человечества Будут когда – нибудь учителя…» Р. Рождественский « Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Главная продукция педагога – урок. За время своей профессиональнойдеятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Урок представляет собой сложнейший психолого – педагогический процесс, акт учительского творчест- ва, к которому предъявляются сотни различных требований - обоснованных и не слишком. Урок – главная составная часть учебного процесса. Традиционный урок длится 40 – 45 минут или 2700 секунд: и на каждом из этих отрезков времени могут рождаться как интерес к предмету, так и смертная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но также легко стано- вится группой, предающейся опасному безделью. Ценность и значение «урочных» секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяют квалификацию учителя, эффективность его труда. Для учителя любой урок – тяжёлая работа, означающая 40 – 45 минут концентрации внимания и напряжения. После хорошего урока можно ощущать усталость, но в то же время удовлетворение и радость. Уроки в демократиче-ской школе требуют гигантской подготовительной работы, больших знаний, готовности души, нравственности. Во многих отношениях урок – это центр, вокруг которого вращаются и к которому возвращаются все мысли и действия учителя. Структура урока и формы его организации имеют принципиальное зна-чение, поскольку влияют на результаты учебной работы школьника. Типы уроков разнообразны. Наиболее часто используется классификация уроков по цели организации занятий, характеру содержания изучаемого мате- риала и уровню аудитории. Что такое урок? Может это форма организации обучения с группой учащихся определенного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию, единой для всех программой обучения? (ответы педагогов). Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачи- вается на уроке. Урок, с одной стороны, выступает как фактор движения обу- чения в целом, с другой – как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем. Как же построить урок? 1. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного опре- деления его конечной цели – чего учитель хочет добиться, что поможет учите- лю в достижении цели, определения способа – как учитель будет действовать. Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель? Общепринято в науке, что цель – это предполагаемый, заранее планируемый результат дея- тельности. Учитель должен четко определить и сформулировать для себя тему; опреде- лить место темы в учебном курсе; Спланировать учебный материал (подобрать литературу по теме и отобрать тот, который служит решению поставленных задач. Подобрать учебные задания, целью которых является: - узнавание нового материала - воспроизведение - применение знаний в новой ситуации - применение знаний в незнакомой ситуации - творческий подход к знаниямУпорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: - Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала - Задания, способствующие осмыслению материала учеником - Задания, способствующие закреплению материала учеником Продумать «изюминку» урока. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего нужно подумать: - что контролировать - как контролировать - как использовать результаты контроля Подготовить оборудование для урока Продумать задание на дом Семинар по теме: «Предупреждение перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания». План проведения семинара с учителями 1. Вступительное слово: - приветствие; - сообщение темы семинара; - сообщение цели; - обоснование актуальности выбранной темы. 2. Постановка проблемы: - выявление причин нарушения здоровья учащихся (усталость, перегруз-ки); - виды перегрузок (физические, умственные, психические, моральные). 3. Выявление причин перегрузок. 4. Определение объективных причин, мешающих устранению перегрузки учащихся. 5. Разработка мер по перегрузке учащихся. 6. Обмен опытом работы по предотвращению перегрузки учащихся. 7. Подведение итогов семинара. Доклад С.В.Савочкиной Дети составляют свыше 27% населения России, это социальная группа, наиболее чувствительная к воздействию вредных факторов среды обитания. Сегодня мы с тревогой отмечаем, что в последние годы сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья детей. По данным результатов профилактиче-ских осмотров детского населения в организованных коллективах за период 1999 /2000 - 2002 /2003 учебные годы число детей с пониженным слухом, зре-нием, дефектами речи, сколиозом, нарушением осанки увеличивается с каж-дым годом. Основными причинами подобной ситуации являются: ухудшение ус-ловий жизни, психоэмоциональные стрессы, неудовлетворительное качество питания, неблагоприятная экологическая обстановка, несоблюдение санитарно-гигиенических требований, увеличение учебных нагрузок. По данным Научного центра здоровья детей в настоящее время каж-дый третий ребенок не готов к систематическому обучению в школе. У 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имеют нарушения в сердечно – сосудо- ды-хательнойсистеме. В последние годы значительно увеличился недельный учебный план школьников. Учебные программы значительно усложнены, а сами их соз- датели признают, что трудно переварить детям даже с отменным здоровьем. Большинство школ нашей страны уже много лет работают по 5-дневной неделе, течение года сокращено почти на 40 дней. При этом учебные планы по-прежнему рассчитывают на 6 дней в неделю. Количество уроков возросло в на-чальной школе до 6, а в средней до 8 уроков в день. Лидерство по нагрузкам учащихся принадлежит гимназиям, лицеям, школам с углубленным изучением отдельных предметов. Возросшее количество уроков и объема учебного материала влечет за собой и увеличение объема знаний. Если суммировать время занятий в школе и дома, то получится, что рабочий день в начальной школе составляет 10-12 ча-сов, а в средних классах до 15-16 часов. Важным условием нормального роста и развития, повышающим сопро- тивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, является питание. Только предупреждение негативных последствий школьных нагрузок поможет развитию и росту здоровых детей. Перегрузка учащихся, пути преодоления Рекомендации по работе учащихся со слабой нервной системой 1. Не ставить учащихся в ситуацию, требующую быстрого ответа, пре- доставлять достаточное время на обдумывание и подготовку. 2. По возможности предлагать отвечать не в устной, а в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. 3. По возможности спрашивать в начале урока, и, желательно, в начале дня. 4. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценить с максимальной деликатно-стью, объясняя, что неудачи в жизни - явление достаточно частое и не повод для отчаяния. Рекомендации для организации работы с инертными детьми 1. Не предлагать часто и быстро меняющихся заданий. 2. Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или бы-строго устного ответа на неожиданный вопрос. 3. Не спрашивать в начале урока. Общие рекомендации: 1. Не требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу. 2. Не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.