МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Заседания МО учителей естественных и общественных наук
Протокол № 3
От 29. 01. 2011
Присутствуют: учителя МО
Отсутствуют:
Методические дебаты
Повестка дня
«Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения:
требования к результатам, структуре и условиям реализации основных
образовательных программ. Состояние готовности педагогов МО к переходу на
новые стандарты»
1. Концепция ФГОС 2го поколения (выступление руководителя МО Бесстрашновой
Н.А.)
2. Внедрение ФГОСа в МОУ сош №3 (дебаты учителей МО)
Дебаты открыла руководитель МО с докладом:
«О концептуальных основах ФГОСа
и его отличии от предыдущего школьного стандарта»
Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней
государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики
задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и
впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о
запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли
участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком,
жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта. Новый
стандарт – это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету,
это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и
государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.
Послание Президента 2004 года (время начала разработки ФГОС) определило
стратегическую ценностную установку современной России: мы строим открытое
гражданское общество. Именно школа должна и может стать основным институтом его
построения, поэтому в основу стандарта заложены прежде всего ценности гражданского
общества: безопасность, благосостояние, социальная солидарность, а сам стандарт
направлен на формирование гражданского общества в России.
В этом состоит существенное отличие ФГОСа от предыдущего стандарта школьного
образования. Если действующий сегодня стандарт ориентирован на предметные
результаты, т.е. определяет набор дидактических единиц, которые должен усвоить
ребёнок в школе, то в новом ФГОС на первый план выходят личностные результаты:
развитие навыков самообразования; умение самостоятельно отбирать необходимую
информацию и работать с ней; мотивированность на получение образования на
протяжении всей жизни; социальная зрелость и адаптивность, восприятие ценностных
ориентиров и многое другое, что даёт возможность интересной, полноценной, успешной
жизни в современном мире.
Из пояснительной записки к проекту ФГОСа (на сайтеstandart.edu.ru): «…Стандарт
представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который
разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого
педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также
достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного
образования. В Стандарте обеспечена преемственность с основными положениями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного Минобрнауки России, одобренного Группой мониторинга
доработки проекта стандарта при Совете Министерства образования и науки Российской
Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная
деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского
общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:
российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской
государственности;
консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста
гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу
представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
национального согласия в оценке основных этапов становления и развития
российского общества и государства;
патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных
интересов;
идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы,
благосостояния, семейных традиций;
конкурентоспособности личности, общества и государства;
ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.
В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход
от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования,
предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.
Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная
составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования.
Воспитание VS образование?
Воспитание – важная функция школы, неразрывно связанная с обучением. При этом
воспитательная функция школьного образования не может сводиться к содержанию
какоголибо отдельного предмета. Урок воспитания или патриотизма – это абсурд. Важно,
чтобы принципы отбора содержания образования и формы работы с ним основывались на
базовых ценностях гражданского общества, способствовали как личностному развитию
ребёнка, так и решению основных задач современного российского общества и государства.
Образование – это совокупность обучения и воспитания, и внимание содержанию
образования при разработке стандарта уделяется самое пристальное. ФГОС, а именно
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, в
структуру которой входят и рабочие программы по предметам, определяет предметные, а
также метапредметные результаты – умение учиться, общаться, самостоятельно добывать
и продуцировать знания. Именно благодаря этой составляющей в результатах образования
удалось существенно разгрузить предметное содержание образования.
Образование не должно быть избыточным и, в то же время, должно дать возможность
обучающимся освоить необходимые знания, овладеть основными компетенциями,
необходимыми современному деятельному и активному человеку.
Состав учебных предметов определялся на основе следующих принципов.
1. Принцип общекультурной направленности и гуманизации содержания образования.Данный принцип является основополагающим, поскольку он базируется на идее
целеполагания в области основного общего образования. Общеизвестно, что глобальная
цель основного общего образования состоит во всестороннем, гармоничном развитии
личности, что достигается путем сбалансированного сочетания процессов обучения,
воспитания и развития личности ученика. На достижение этой цели система образования
ориентировалась всегда, но немаловажное влияние на содержание образования и,
соответственно, базисных учебных планов оказывали социальноэкономические условия на
определенном этапе развития общества. В современных условиях особую значимость
приобретают следующие социальноэкономические факторы, определяющие формирование
содержания образования:
рост численности населения, усиление миграционных потоков, свобода
вероисповедания приводят к тому, что современному человеку приходится жить в
многонациональном, многоконфессиональном обществе, а это, в свою очередь,
определяет необходимость воспитания таких качеств личности,
как
толерантность, гуманизм, коммуникабельность;
в условиях информационного общества все большее значение для выпускников
приобретает формирование информационной грамотности, то есть умений
работать с различными источниками информации, уметь не только находить, но и
критически оценивать достоверность той или иной информации;
в условиях рыночной экономики человеку приходится не только часто менять
место работы, но и сами профессии, поэтому базовое образование должно быть
таким, чтобы выпускник смог осваивать новые профессии в будущем;
в условиях обострения экологических проблем и ухудшения здоровья населения
первостепенное значение приобретает формирование у школьников
экологической, генетической и гигиенической грамотности, основ безопасного
образа жизни.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в современных условиях на первый план
выдвигаются задачи воспитания личности, формирование личностных качеств, наиболее
значимых для жизни в современном обществе, достаточных для формирования общей
культуры, адекватного поведения в окружающей среде, сохранения здоровья. Исходя из
этого, базисный учебный план должен включать набор учебных курсов, обеспечивающих
реализацию вышеназванных целей и задач образования.
Как показали исследования В. С, Леднева, связанные с анализом учебных планов школы
более 50 стран мира, состав предметов достаточно стабилен в разных странах: БУПы
включают от 12 до 18 учебных предметов. Что же касается учебного плана для основной
школы, утвержденного в 2004 году, то он включает 16 учебных предметов, т.е. приближен
к максимальному их числу в зарубежных школах. Следовательно, в БУПе есть резервы для
сокращения числа учебных предметов за счет их интеграции, что позволит не только
сократить набор курсов, но и ликвидировать одночасовые предметы, низкая
эффективность изучения которых доказана педагогической практикой.
2. Принцип оптимизации и минимизации содержания.
Второй принцип тесно связан с первым и предполагает, с одной стороны, сокращение числа
одночасовых предметов путем их интеграции с другими учебными курсами, что позволит
отобрать в содержание федерального компонента оптимальное для решения задач общего
образования число учебных дисциплин.
С другой стороны, целесообразно минимизировать (уменьшить) число часов, отводимых на
изучение ряда учебных предметов, что позволит увеличить резервы вариативной части
БУПа.
Благодаря этому федеральный компонент будет включать тот перечень минимально
необходимых предметов, которые в достаточной степени обеспечат формирование общейкультуры, функциональной грамотности, способности к самоопределению и жизни в
современном обществе, в то время как вариативной части позволит определить содержание
образования с учетом специфики региона.
3. Принцип сбалансированности содержания образования.
Данный принцип предусматривает необходимость рационального распределения числа
учебных часов между циклами учебных предметов и отдельными учебными предметами.
Если учитывать цели и задачи общего образования, подчиненными гармоничному развитию
личности, то учебные часы должны распределяться равномерно между изучаемыми в школе
курсами на уровне федерального компонента. В БУПе 2004 года этот принцип не
соблюдается в ряде случаев. Так, на изучение предметов естественноматематического
цикла отводится 51 час в неделю, а гуманитарного цикла — 61 час в неделю; в естественно
математическом цикле почти половина учебных часов отводится на математику (25 часов),
а на остальные предметы (природоведение, география, биология, физика, химия,
информатика и ИКТ) — 26 часов; в гуманитарном цикле 47 часов в неделю тратится на
изучение русского и иностранного языков и литературы и 14 часов — на изучение истории
и обществознания. При всем этом несмотря на такое число учебных часов, грамотность
детей не становится лучше, а содержание стандартов по математике остается сильно
перегруженным.
Таким образом, возникает необходимость более сбалансированного распределения
учебных часов между учебными предметами или их сокращения.
4. Принцип интеграции содержания образования.
Данный принцип предусматривает возможность включения в БУП интегрированных
учебных курсов. Так, в учебном плане для основной школы предусмотрено изучение
интегрированного курса природоведения в 5 классе. Подобный курс естествознания
вводится и в старшей школе. Однако вопрос о целесообразности подобных курсов до сих
пор остается дискуссионным.
В ряде стран Европы (Австрия Бельгия, Франция, Германия, Ирландия, Нидерланды,
Португалия, Испания), а также в США, Турции, Японии в начальной и основной школе есть
интегрированные курсы естествознания, которые изучаются учащимися, например, в
Дании, Ирландии, Нидерландах, Швеции до 12 лет, в Норвегии — до 17 лет, в Португалии
— до 13 лет, в Испании — до 14 лет. В старшей школе интегрированные курсы существуют
как альтернативные наряду с самостоятельными учебными курсами.
Эффективность введения интегрированных курсов в основной школе в отечественной
практике доказана в ходе многолетнего педагогического эксперимента (1990 – 1997),
который подтвердил влияние интеграции на осознанность усвоения знаний, формирование
целостных представлений об окружающем мире, формирование интеллектуальных умений
и познавательного интереса. Однако внедрение такого подобного курса в массовую
практику в 6 – 7 классах не получило широкого распространения вследствие
неподготовленности педагогических кадров.
5. Принцип соответствия объема содержания образования предельно допустимой
аудиторной учебной нагрузке учащихся.
Данный принцип основан на необходимости соблюдения норм, установленных СанПиНами.
В настоящее время эти нормы нуждаются в пересмотре и научном обосновании. Без этой
работы говорить о перегрузке или избыточности учебного плана не имеет никакого смысла.
Базисный учебный план включает три части, ориентированные на ступени общего
образования: начальное, основное общее и среднее (полное) общее образование. Базисный
учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивает исполнение Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования. Базисный учебный план выступает
одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможныхрешений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, при
определении требований к организации образовательного процесса, при расчете
бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Базисный учебный план каждой ступени общего образования состоит из трех разделов:
инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность, осуществляемая
во второй половине дня. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются
при определении обязательной допустимой нагрузки, но являются обязательными для
финансирования.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение
обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему
предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
Общеобразовательное учреждение по своему усмотрению может использовать часы
инвариантной части на различные виды деятельности по каждому предмету (проектная
деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и т.д.).
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает
региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности
обучающихся.
Раздел «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования
Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы,
отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Организация
занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе. Образовательные учреждения предоставляют
учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие
школьника.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, используются на различные
формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся в
форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВН,
школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований
и т. д.
Занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного
учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений
дополнительного образования.
В соответствии с Концепцией и Требованиями ФГОС, требованиями Заказчика об
обеспечении преемственности начального и основного общего образования
Исполнителями разработаны Базисные учебные планы начального и основного общего
образования в единстве и взаимосвязи.
., она отметила, что со
Дебаты продолжила учитель биологии Клещевская В.И
следующего учебного года наша школа переходит на новую систему образования. Много
читала сама в интернете на эту тему, принимала участие в семинарах. Но вопросов
остаётся много. Необходимы курсы для учителей. Большинству из нас предстоит
переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит
современное образование. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за
рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка,
необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не
сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной
деятельности. Думаю, что готов к переходу должен быть не только учитель. В первую
очередь надо подготовить материальнотехническую базу школы. Наша школа в этом
вопросе далека от совершенства. Я считаю, что авторы государственных образовательных
стандартов, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть учитель,способный воспитать достойного гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен
быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые
знания.
Да, конечно, с введением новых стандартов начального образования, всем учителям
придётся работать совсем по новому. Это совсем новое, не то, к чему мы все привыкли. У
нас всё получится. Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед.
Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового
подхода в обучении. Но начинать надо с себя, психологически настраиваться на трудную,
но важную работу. А это сделать бывает очень трудно.
Помимо педагогов родители тоже должны принимать участие в жизни школы, но они
должны помогать своим детям так, чтобы их помощь не расходилась с методами и
приемами, используемых на уроках. Мы должны чаще приглашать родителей в школу,
обсуждать с ними вопросы воспитания и обучения, прислушиваться к их мнению и сообща
искать пути к решению тех или иных задач.
Затем выступила учитель химии Былинкина Р.В. Она отметила: идущее в обществе
широкое обсуждение нового стандарта наталкивает на размышления, иногда
воодушевляющие, иногда пессимистичные, порой парадоксальные… Активность
неравнодушных в системе координат того же стандарта — явление, бесспорно позитивное.
Но если внимательно изучить огромное количество высказываний в СМИ, на форумах, в
блогах, становится грустно. Экстремизм и провокация, в которых, кстати, многие
обвиняют разработчиков (ведь они пытаются разрушить лучшую систему образования в
мире) — чрезвычайно распространенная форма подачи своего мнения. А ведь провокация в
общении — это форма защиты, в первую очередь от собственных страхов и слабостей…
От страха, что наши дети будут учиться подругому, не так, как когдато это делали мы,
нужно освобождаться. Они всё равно будут учиться подругому, потому что живут иначе.
Им сложнее. Возможностей гораздо больше, поэтому и выбор приходится делать чаще.
Если организуя школу поновому, мы сможем помочь им научиться выбирать осознано и
ответственно, думаю, мы будем большие молодцы. Потому что возможность выбора даёт
свободу и стимулирует к развитию, а чувство ответственности определяет её рамки.
Широкая общественность в любой момент готова спросить за недостатки подрастающих
поколений и со школы, и с государства, но очень редко с самих себя. Учителя тоже
уповают на власть и справедливо требуют изменения своего статуса и профессиональной
жизни в целом. При этом всё, что связано с инициативой власти, априори вызывает
недоверие и отторжение. В том числе и новый стандарт, неожиданно смелый, но дающий
шанс. Шанс на то, что наши дети будут мыслить и действовать интереснее, логичнее и
смелее, а жить честнее и лучше.
Выступил учитель истории Морозов А.В.: современный учитель должен умело подойти
к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное
образование. Но начинать надо с себя, и не надо бояться трудностей. Работать будет
интересней. Просто надо принять это душой и сердцем.
Ведь действительно, «учитель — это самый трудный предмет при переходе на ФГОС», как
признают и сами авторы проекта. Ему, преподавателю, давно пора бы перестать быть
этаким непогрешимым носителем знаний, их механическим транслятором,
распределителем. Чтобы скинуть с себя ореол «полубога», нужно завоевать доверие детей,
нужно, чтобы они увидели в учителе партнера, старшего друга, сподвижника. Ставить
проблему перед первоклассником так, чтобы он сделал для себя открытие (пусть
маленькое, но свое) — вот уж поистине задача из задач!И моё мнение, что для реализации нового стандарта, нужно повысить статус учителя,
причем очень резко и существенно. Иначе, стандарт останется теорией.
То что главная задача школы заключается в развитии личности ребёнка это мы поняли
давно, но с необходимостью организации внеурочной деятельности, да ещё по разным
направлениям, столкнулись впервые. Мы всегда работали, используя готовые программы.
Но необходимо понять, что панацеи не существует. Каждая школа, будет осуществлять
внеурочную деятельность, исходя из собственных возможностей, каждый классный
руководитель будет составлять программы, основываясь на особенностей класса. И это
ещё один способ привлечь учеников в школу или оттолкнуть их. Т.к. чем лучше
материальнотехническая база, чем шире круг секций и кружков, предлагаемых школой,
тем больше шансов, что в эту школу родители поведут своего ребёнка. И конечно
предстоит большая работа по осмыслению этого и учителям, и школьной администрации.
Решение:
1. Пройти курсы переподготовки по вопросам введения ФГОСов
2. Изучать методическую литературу по вопросам введения ФГОСов
3. Активизировать просветительскую работу со всеми участниками образовательного
процесса по вопросам введения ФГОСов