МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
« Управление процессом развития творческих
способностей школьников»
Плутар: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они
путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
Антуан де Сент-Экзюпери: « Глина, из которой ты слеплен, высохла и
затвердела, и уже никто и ничто на свете не сумеет пробудить в тебе
уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в
тебе когда-то».
Современную систему образования можно сравнить с природным
шероховатым камнем со множеством острых граней, впадин и выпуклостей,
который оттачивается рекой времени.
Система образования в России одна из самых лучших. Однако образованных
людей в нашей стране мало. Казалось бы, все проходят практически одну и ту
же школу, но людей, добившихся значительных результатов немного.
Творчество – это высшее проявление интеллекта. Не все люди творческие. Но
те, кто является таковым, имеют наибольший успех.
Способности есть в каждом ребенке. Но разовьются они или нет, зависит от
многих причин. Например, от атмосферы, в которой воспитывается ребенок,
от определенных возможностей, от доброжелательного принятия близкими
результатов его деятельности. А также от того, смогут ли родители вовремя
расширить границы дозволенного, и предоставить ребенку право на ошибки.
Развитие творческих способностей детей поможет в будущем не только
добиться успехов в профессиональной сфере, и обогатить личную жизнь, но и
научит справляться с внутренними конфликтами и стрессовыми ситуациями.
Вопрос о развитии творческих способностей в теории и практике обучения
пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс
показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности».
Между тем, у каждого ребенка есть способности и таланты, поэтому задачей
педагога является систематическое, целенаправленное развитие у детей
подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности
рисковать и высказывать оригинальные идеи.
Реализации задачи создания оптимальных условий для развития творческих
способностей учащихся в значительной мере способствует программно –
целевой подход в управлении.
На развитие творческих способностей большое влияние оказывает уровень
развития индивидуальных психических механизмов ребенка – памяти,
внимания, воображения и др. Именно эти качества, по данным психологов,
являются основой развития продуктивного мышления и творческих
способностей учащихся. Поэтому индивидуальные психические особенности
также используются в качестве параметров педагогической диагностики.
Основанием для более объективной оценки и самооценки успешности
образовательного процесса становятся результаты школьного мониторинга.
Каждый учитель, осознавая свою роль, роль своего учебного предмета в
достижении ожидаемого результата, в частности, в развитии творческих
способностей школьников, может на основании анализа данных мониторинга
личностных преобразований делать выводы об эффективности своей
1деятельности и определить необходимые средства коррекции, управлять
развитием творческих умений на основе использования системы
познавательных задач, творческих заданий, создания проблемных ситуаций и
других разнообразных методов обучения, в том числе игровых.
Сотрудничество и сотворчество – главные психологические ориентиры,
помогающие реализовывать задачу развития творческих способностей.
К творческим способностям исследователи относят высокие эстетические
ценности. Основой для их формирования являются уроки искусства. На уроках
предметов художественно – эстетического цикла обеспечивается общее
эстетическое, художественное развитие учащихся, формируются общие
художественные способности, которые являются универсальными в любой
художественной деятельности и лежат в плоскости развития личности.
Система дополнительного образования также позволяет углублять
творческое развитие школьников.
Учителя не всегда понимают, что кроется за термином «развитие», что как и
зачем надо развивать и вообще надо ли это делать, если на уроке не хватает
времени на отработку знаний, умений и навыков.
Проблема развития комплекса свойств личности, входящих в понятие
«творческие способности», требует длительной, целенаправленной работы,
поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет
желаемого результата.
Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей в
системе специальных уроков развития, включает в себя следующие этапы:
1. Разминка (придает дух соревнования, контролирует внимание, развивает
умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; в
активной фронтальной работе принимает участие весь класс). Детям дается
установка: вопросы просты, но придется выполнять их в высоком темпе.
2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих
способностей учащихся: внимания, памяти, воображения. Именно эти
качества, по данным психологов, являются основой продуктивного мышления
(ученые отмечают, что формирование и развитие памяти индивида
происходит, за редким исключением, стихийно, без опоры на знания об этом
процессе, добытые наукой).
3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным
образом степенью сложности умственных способностей и операций.
4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
2