МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Анализ работы
МО естественных и общественных наук
МОУ СОШ №3
за 20112012 учебный год
Методическая тема, над которой работало МО:
Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение
качественного образования в условиях перехода на ФГОС
Цель работы:
Создание условий для реализации личностных функций педагога, повышения
его профессионального статуса, готовности к инновациям как факторов
перспективного развития процессов обучения и воспитания.
Задачи:
1. Повышать профессиональную компетентность педагогов на уровне
современных требований и распространять передовой
педагогический опыт.
2. Изучать и внедрять современные технологии с целью активизации
познавательной деятельности и формирования здорового образа
жизни школьников.
3. Использовать ИКТ на уроках и внеклассной работе с целью
вовлечения каждого ученика в активный познавательный и
творческий процесс.
4.
Привлекать учителей МО к участию в творческих конкурсах.
Способствовать созданию методического портфолио учителя;
5. На заседаниях МО продолжить изучение теоретических вопросов
итоговой аттестации как учителей, так и обучающихся.Решение первой задачи велось посредством включения учителей,
имеющих передовой опыт в активную работу на различных мероприятиях с
целью его распространения. Так, Морозов А.В., учитель истории и
обществознания, работая над темой самообразования «Проектная и
исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания», в
ноябре 2011 года выступил на межрегиональном семинаре в Саратове с темой
«Православное краеведение – как основа духовнонравственного
воспитания», и выступил на Московском православном форуме с темой
«ОПК на уроках истории и обществознания». Александр Владимирович
прошел дистанционные курсы повышения квалификации в мае 2012 года.
Морозов А.В. стал участником всероссийского мастеркласса «Развитие
исследовательских компетенций обучающихся» на портале Сеть Творческих
Учителей.
Бесстрашнова Н.А. – учитель географии и экологии, выступала на РМО
с темами «Проектная деятельность на уроках в школе» и «Работа учителя по
повышению качества ГИА учеников», дала открытое внеклассное
мероприятие «Кто есть я, или герой нашего времени» для учителей школы,
дала мастеркласс по здоровьесберегающим технологиям на школьном
практикуме «Инновационные подходы к решению проблемы
здоровьесбережения детей», выступила на педагогическом совете «Переход
школы на Федеральный государственный образовательный стандарт второго
поколения важнейшее условие повышения качества образования». Наталия
Алексеевна прошла курсы повышения квалификации на сайте «Сеть
творческих учителей» по теме: «Проектная деятельность на уроках
географии» и создала рабочую программу по Основам проектной
деятельности для 67х классов. А так же прошла курсовую переподготовку
при СарИПКиПРО «Методическое обеспечение единого образовательного
пространства в условиях ФГОС. Приоритетные направления развития
отечественной системы образования».На областном семинаре на базе СарИПКиПРО и на РМО выступила
Клещевская В.И. с темой «Система работы учителя по подготовке
обучающихся к ГИА и ЕГЭ». На районном семинаре заместителей директора
по УВР «Новые возможности развития профессиональной компетенции
педагогов в методической и инновационной работе ОУ» Вера Ильинична дала
мастеркласс кружка по биологии для профильной группы (разрабатывалась
методическая тема «Технология организации работы школьников в открытом
сегменте ФБТЗ на сайте ФИПИ). Клещевская В.И. разработала рабочую
программу для предпрофильного и профильного обучения биологии, которая
стала победителем на конкурсе, организованном Министерством образования
Саратовской области. Клещевская В.И. постоянно повышает свое
педагогическое мастерство: подтвердила вновь высшую квалификационную
категорию, прошла краткосрочные курсы «Подготовка тьютеров для
организации и проведения занятий в рамках курсов повышения
квалификации».
Юлдашева Р.Э. выступала на РМО с докладом «Приемы и формы
организации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности
на этапе перехода к ФГОС», прошла курсовую переподготовку на базе
СарИПКиПРО «Теория и методика преподавания истории и
обществознания». Розалия Эргашевна провела внеклассное мероприятие в 5м
классе на тему: «Здоровому все здорово» в рамках подготовки к
педагогическому совету «Как сохранить здоровье и остаться успешным
школьником?»
Захарова О.П. – учитель истории и обществознания провела открытый
классный час в 7ом классе по теме «Татьянин день» в рамках подготовки к
педагогическому совету «Формирование функциональнограмотной личности
– залог успеха всей жизни человека», прошла курсы переподготовки на базе
СарИПКиПРО «Теория и методика преподавания истории и
обществознания», а также курсы по ОРКСЭ на базе СарИПКиПРО.Все педагоги МО распространяют свой педагогический опыт
посредством публикации на ведущих педагогических порталах своих
методических разработок и уроков.
Исходя из предложенной методической темы школы: «Развитие
профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества
образования в условиях перехода на новые ФГОС», МО утвердило
следующую тему для работы в 20112012 учебном году: «Повышение
эффективности педагогического процесса и обеспечение качественного
образования в условиях перехода на ФГОС»
Были проведены следующие заседания МО:
1 Методический семинар
«Образовательные стандарты второго
поколения» внеурочная деятельность обучающихся».
Задачи семинара:
Изучить аспекты внеурочной деятельности в структуре ФГОС второго
поколения.
познакомиться с методическим конструктором внеурочной деятельности
школьников.
Обсудить прорывные технологии воспитания и социализации школьников в
условиях ФГОС.
Выступали:
Бесстрашнова Н.А. – «Организация внеурочной деятельности
школьников в условиях образовательного учреждения при переходе
на ФГОС»
Морозов А.В.
– «Методический конструктор внеурочной
деятельности школьников»
Клещевская В.И. – «Прорывные технологии в рамках ФГОС по
внеурочной деятельности»2 Круглый стол «
Формирование универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени ООО»
Вопросы круглого стола:
1 Теоретическометодологические обоснования: что такое УУД (выступала
Юлдашева Р.Э.)
2 УУД – целостная система (выступал Морозов А.В.)
3 Современные образовательные технологии,
формирующие УУД
(выступала Бесстрашнова Н.А.)
Решение второй задачи изучать и внедрять современные технологии с
целью активизации познавательной деятельности и формирования здорового
образа жизни школьников, реализовывалось всеми педагогами МО. В течении
года учителя внедряли в своей педагогической практике следующие
педтехнологии:
Проектную;
Исследовательскую;
Здоровьесберегающие;
ИКТ – технологии;
Технологии критического мышления.
Внедрение данных педагогических технологий дало положительный
результат: повысилась результативность проектных и исследовательских
работ обучающихся. Так, работы учеников Морозова А.В. стали
победителями на всероссийском уровне, работы учеников Захаровой О.П.
стали призерамии на областном и районном уровне, работы обучающихся
Бесстрашновой Н.А. и Битюковой С.Ю. стали призерами на районном уровне.
Во всероссийской олимпиаде школьников на районном уровне стали
призерами и победителями обучающиеся учителей Клещевской В.И.,
Морозова А.В. и Бесстрашновой Н.А.. На молодежных чемпионатах по
обществознанию обучающиеся Морозова А.В. стали призерами регионального
и районного уровня, по химии у учителя Былинкиной Р.В. – победителямирайонного уровня, по географии у учителя Бесстрашновой Н.А. –
победителями всероссийского и областного уровня и призерами областного и
районного уровней. Обучающиеся Юлдашевой Р.Э стали региональными
победителями открытой всероссийской олимпиады «Наше наследие –
Отечественная война». Обучающиеся Бесстрашновой Н.А. и Битюковой С.Ю.
стали победителями отборочного тура олимпиады «Покори Воробьевы горы»
и прошли на очный тур олимпиад.
Былинкина Р.В. активно внедряет в практику интегральные технологии, что
позволило ей удерживать качество образования по химии на должном уровне
– в пределах 6570%, что выше общешкольного показателя качества знаний.
Внедрение современных педагогических технологий так же позволило быть
стабильным (выше среднего уровня по школе) качеству знаний обучающихся
по предметам МО, быть высокой познавательной активности обучающихся
(доказательством служит 65% охват обучающихся по предметам МО в
различные мероприятия от школьного до международного уровня).
Реализовывая задачу использовать ИКТ на уроках и внеклассной работе с
целью вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий
процесс, учителя МО активно внедряли информационные технологии. Так,
Бесстрашнова Н.А., Клещевская В.И., Морозов А.В. и Битюкова С.Ю. на
своих уроках активно используют готовые и изготавливают собственные
информационные ресурсы, участвуют в работе ведущих сетевых сообществ.
Бесстрашнова Н.А. стала победителем сетевого муниципального проекта
«Семья – любви великой царство». Битюкова С.Ю. создала и курирует сайт
МОУ СОШ №3. Бесстрашнова Н.А. с октября 2010 года создала и курирует
работу сайта РМО учителей географии района и города. На школьном сайте
есть страница педагога Морозова А.В.. На странице «Ученикам» школьного
сайта собран богатый материал Интернетресурсов по географии, экологии и
экономики учителем Бесстрашновой Н.А. Через интернетсообщества делятся
своим педагогическим опытом Бесстрашнова Н.А., Битюкова С.Ю.,Клещевская Р.В., Морозов А.В., Захарова О.П., Юлдашева Р.Э. Это и Сеть
творческих учителей, и Педсовет, и Завуч, и ЦОР, и др.
Педагоги МО участвуют в муниципальном эксперименте по внедрению
профильного и предпрофильного обучения. Все учителя провели элективные
курсы по своим предметам, численность обучающихся на которых была выше
среднего показателя по школе.
Реализуя задачу активизации познавательного интереса к предмету
через использование в своей педагогической практике продуктивных методов
обучения и воспитания, через обмен опытом, анализ проделанной работы
постоянно заниматься развитием интереса учащихся к предметам естественно
реализуя основные постулаты национальной
научного цикла,
образовательной инициативы «Наша новая школа», была проведена неделя
МО. Была постановлена задача реализации недели МО по тематике ЗОЖ. И,
соответственно, все мероприятия были проведены со следующими целями:
способствовать пропаганде здорового образа жизни продвигать концепцию
здорового образа жизни среди учащихся консолидация педагогов школы для
повышения эффективности продвижения здорового образа жизни среди
молодёжи и населения в целом; разработка и проведение комплекса
мероприятий по пропаганде ЗОЖ в соответствии с направляющей идеей
«Быть здоровым – модно!». Для привлечения интереса ребят к предложенным
мероприятиям было решено провести их в различных формах и применить
самые прогрессивные методы, что дало свой результат: в недели МО приняли
практически все обучающиеся (87%) с 5го по 11 класс. Особенно активными
были 68е, 9а, 1011 классы. Мероприятия затронули различные направления
ЗОЖ особенно актуальные в настоящее время: вредные привычки, экология
окружающей среды, духовное здоровье человека, глобальные проблемы
человечества, интеллектуальный микроклимат. Всё выше изложенное
стараются прививать на своих уроках педагоги МО, учителя активно
внедряют здоровьесберегающие технологии, поэтому неделя имела такуюнаправленность. Формы работы на мероприятиях так же были различными:
круглый стол,
брифинг,
игра – счастливый случай,
информационный вестник, социальная акция. Подводя итоги недели, все без
викторина,
исключения заметили высокий интерес учащихся, чему так же способствовала
открытость и информатичность проводимых мероприятий (см. приложение
№1).
Реализация
задачи повышения уровня научнотехнической,
методической и психологопедагогической подготовки учителей, их
коммуникативной культуры, привлечения учителей МО к участию в
творческих конкурсах, шла в соответствии с картой внешней методической
работы педагогов и индивидуальной карте по использованию современных
образовательных технологий в аудиторной и неаудиторной занятости.
Практически все педагоги МО приняли участие в различных конкурсах: это
Бесстрашнова Н.А., Битюкова С.Ю., Клещевская В.И. и Морозов А.В. Имеют
больше пяти публикаций в интернетпедагогических сообществах
Бесстрашнова Н.А., Битюкова С.Ю., Клещевская В.И. и Морозов А.В. Эти же
учителя вели активную внешнюю методическую работу в рамках районных
МО, а так же на областных и федеральных семинарах. Но есть над чем
работать Захаровой О.П., которая практически не выходит со своими
наработками на педагогические сообщества. Не соответствует современным
требованиям уровень методического образования Юлдашевой Р.Э.
В плане работы МО было намечено еженедельное посещение педагогами
уроков друг друга. Данная работа активизировалась в этом учебном году, но
не в должной мере.
Каждый член МО имел собственный план самообразования и график
внешней методической работы. Результаты деятельности педагогов по
саморазвитию неоднократно заслушивались на заседании МО. Да и сами
заседания планировались с учетом вовлечения в обсуждение тех или иных
вопросов именно тех педагогов, у которых есть соответствующие наработки.Заседания МО в течении года решали практически все задачи на 2011
2012 учебный год. Это:
Круглый стол «Формирование универсальных учебных действий у
обучающихся на ступени ООО»
Методический семинар «ЕГЭ и ГИА: основные аспекты и нормативно
правовая база»
Методический семинар «Образовательные стандарты второго
поколения» внеурочная деятельность обучающихся».
Большое внимание на заседаниях уделялось изучению номативно
правовых документов, связанных с различными областями педагогической
практики: проект «Профессиональный кодекс учителя», Национальная
Образовательная инициатива «Наша новая школа», нормативная база
итоговой аттестации, ФГОС. Периодически учителями МО представлялись
для обсуждения новинки педагогических изданий по методической,
воспитательной, учебной работе.
Большое внимание в течение учебного года на заседаниях МО
уделялось ФГОС. Педагоги получили необходимые знания о введении ФГОС в
среднем звее, о новых образовательных стандартах по предметам, обсуждение
которых активно идет в интернетпедагогических сообществах.
Анализируя в целом за год работу МО, хочется отметить большую
проделанную работу педагогов. Но есть еще недоработки – недостаточно
реализуется возможность взаимопосещения уроков для более эффективной
работы по самообразованию и умению анализировать работу друг друга, не
все педагоги МО активны в интернетсообществах, недостаточно высок
уровень достижений обучающихся по предметам учителя Захаровой О.П. и
Юлдашевой Р.Э.
Подитоживая анализ, в новом учебном году следует решать следующие
задачи: Создание условий для непрерывного профессионального роста,
самообразования, саморазвития учителей с целью реализации Национальной
Образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрения ФГОС;
Освоение педагогами содержания и требований концепции учебного предмета
в условиях развития общества;
Оказание практической помощи в реализации личностно ориентированного,
развивающего подходов в обучении;
Выявление, пропаганда педагогического опыта в условиях работы школы как
ресурсного центра;
Оказание информационно методической поддержки в организации УВП
ввиду внедрения новых образовательных стандартов.