МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Современные образовательные технологии,
формирующие УУД в системе ФГОС
Важнейшим инструментом формирования УУД могут и должны стать
современные образовательные технологии.
Современные образовательные технологии, такие как метод проектов, педагогические
мастерские, «Дебаты», исследовательские и дискуссионные технологии, Кейсметод,
технология портфолио, построены на рефлексии, и в полной мере могут быть отнесены к
технологиям определенного характера, технологиям по «обучению мышлению». Они
различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, одни в большей
степени направлены на развитие творческого мышления, другие – на развитие коммуникативных
способностей, но цели и конечный результат этих технологий можно в самом общем виде
описать как формирование метапредметных умений, направленных развитии способности к
самообразованию, т.е. – на развитие рефлексивных способностей. Технологии рефлексивного
характера, целью которых и конечным результатом является овладение субъектом способами самого
рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в
интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.
Это технологии, которые мы определяем как метакогнитивные, рефлексивные, основанные на
личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные
умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности технологии, формирующие
культуру мышления, его самостоятельность.
Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя
отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность.
Более подробно остановимся на технологии, которая, с нашей точки зрения, может усиливать
рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать – технологию развития
критического мышления.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие
интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно.
рефлексии, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня.
И основной путь к самообразованию – развитие критического рефлексивного мышления, обучение
Достоинство технологии развития критического мышления по отношению к другим
педагогическим подходам и технологиям , ориентированным на развитие ученика и
учителя в ее открытости, авторы технологии при ее создании опирались на современные
методические приемы, разработки, используемые другими технологиями и подходами –
дискуссионные, игровые технологии, ТРИЗ, модели рефлексивного письма; разнообразные
методические приемы, развивающие интеллектуальные, коммуникативные умения
учащихся. Технология помогает ученику овладеть способами работы с информацией,
вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, постановки
и решения проблем, рефлексивного письма, помогает овладеть методами групповой
работы, умением аргументировано вести дискуссию. Технология объединяет известные и
новые методические приемы в определенной логике построения урока (занятия).
Концепция стандартов второго поколения пополняет известную
терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции» (основным результатом
обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и
достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей)) и предлагает
новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые
закладываются в школе, действий, обеспечивающих способность учащегося к
саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
Учение и практики ищут пути формирования вышеназванных умений. Технология
развития критического мышления – один из путей, способствующих их развитию.
Предлагаем вам систематизацию приемов технологии по формированию
определенных универсальных учебных действий (умений).
Умение систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях
ее усвоения:
• Кластеры.• Таблица «Инсерт».
• Прием «Общее–уникальное».
• Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
• Стратегия «Фишбон».
• «Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения:
• «Инсерт».
• Дневники: двухчастный и трехчастный.
• Чтение с остановками.
• Стратегия «Идеал».
• Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и
«тонких» вопросов.
• Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
• Таблица «Сравнение источников».
Умение формулировать и решать проблемы:
• Стратегия «Фишбон».
• Стратегия «Идеал».
Умение работать с понятиями:
• Прием «Выглядит, как... Звучит, как ...»
• Синквейн.
• «Концептуальное колесо».
• Денотатный граф.
Умение вести аргументированную дискуссию:
• Таблица «перекрестной дискуссии».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию,
давать рефлексивную оценку пройденного:
• Синквейн.
• Кластеры.
• Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
• Прием «Общее–уникальное».
• Сводная таблица.
• Рамка
• Двухрядный круглый стол.
Умения в области само и взаимооценки:
• Лист взаимооценки.
• Парная письменная взаимооценка.
• Градация.
• Совокупная оценка.
Умение планировать собственную учебную деятельность:
• Таблица «Верныеневерные утверждения».
• Вопросы «Верите ли вы?».
• Кластеры.
• Портфолио.
Коммуникативные умения:
• Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (концептуальная,
сводная, стратегии решения проблем и многие другие).
Этот список можно было бы продолжить. Как вы видите, каждый прием,
используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален,
работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике«вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных
способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.