МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
отрицательное влияние извне– улицы, семьи и т. д.;
Внутренние причины:
Работа с неуспевающими учащимися
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество
мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и
пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее
преодолению.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном
уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в
связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
Внешние причины:
социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
системы;
несовершенство организации учебного процессана местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального
подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.);
дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей;
низкое развитие интеллекта;
проблема слабого развития волевой сферы у учащихся, т. к. не все в учении интересно, и придется многое “взять
силой воли".
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.
Группы детей с проблемами школьной успеваемости:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания,
памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением
к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) необходимо
проводить специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных
мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения
задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно
взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот,
надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку
такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно
проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу
и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или
выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые
поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и
охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какойто "секрет", то,
без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые
точные и лучшие ответы.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу.
Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают,
кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Работа с учащимися, не желающими учиться.
помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
развивать ответственность;
поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных
причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на
уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой
группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Задача моя как педагога в этом случае:
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело
стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для
развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
решение проблемных ситуаций;
использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на
соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и
групповая работа над проектами.
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на
этапы (табл. 1).
Система работы с неуспевающими детьми
Этапы формирования положительного отношения к учению
1й этап
2й этап
3й этап
Таблица 1
Формируемые
отношения
К содержанию
учебного материала
К процессу учения
(усвоения знаний)
Наиболее легкий занимательный
материал, независимо от его
важности, значимости
Действует учитель – ученик
только воспринимает
К себе, своим силам Поощрение успехов в учебе, не
К учителю
(коллективу)
требующей усилий
Подчеркнутая объективность,
нейтралитет
Занимательный материал,
касающийся сущности изучаемого
материала
Ведущим остается учитель, ученик
участвует в отдельных звеньях
процесса
Поощрение успехов в работе,
требующей некоторых усилий
Доброжелательность, внимание,
личное расположение, помощь,
сочувствие
Существенный, важный, но не
привлекательный материал
Ведущим становится ученик, учитель
участвует в отдельных звеньях
процесса
Поощрение успехов в работе,
требующий значительных усилий
Использование суждения наряду с
доброжелательностью, помощью и
др.
Этапы урока
Контроль подготовленности
учащихся
Изложение нового материала
Самостоятельная работа учащихся
на уроке
Организация самостоятельной
работы вне класса
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
таблица 2.
Виды помощи в учении
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих
степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и
обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка
на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное определение.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их
оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка,
исправления
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы занятий, а не
механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточекконсультаций,
карточек с направляющим планом действий
Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости (табл. 3).
Профилактика неуспеваемости
Таблица 3
Этапы урока
Контроль
подготовленности
учащихся
Изложение нового
материала
Самостоятельная работа
учащихся на уроке
Акценты в обучении
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее
затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в
устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на
их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, умений и навыков,
выявить причины отставания
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов
излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении
учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать
разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным
разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в
определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной
работы задания по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при
затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерноОрганизация
самостоятельной работы
вне класса
развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном
темпе, и осуществлять контроль
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на
наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко
инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих
инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса,
исключая перегрузку.
Необходимо проводить мониторинг успехов учащихся (см. приложение 1, 2)
В результате такой работы за последние пять лет, по итогам четвертей и года нет ни одного неуспевающего, уровень
своих успехов некоторые учащиеся подтвердили на ГИА.
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту. Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет
нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим,
который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…" Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для
самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами. Даже самый малый успех – это победа
над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого
можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности. Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация
учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели. Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки. Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных
трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость
выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения. Оценка должна выражаться в какихлибо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут
сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
Мероприятия
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного
материала предыдущих лет обучения. Цель:
определение фактического уровня знаний детей;
выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со
школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и
обязательно с самим ребенком
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего
ученика на текущую четверть
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на
уроке. Включение посильных индивидуальных заданий
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителямипредметниками
приложение 1.
"Работа с неуспевающими учащимися"
Срок
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь, далее
корректировать по мере
необходимости
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
1. Ф.И. ученика _______________________________________________________________________
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
_________________________________________________________________
4. Поведение ученика __________________________________________
_________________________________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
_________________________________________________________________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с
учеником __________________________________
_________________________________________________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __
_________________________________________________________________
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
приложение 2.
2010 2011 уч. год
№
Фамилия,
имя
Мониторинг слабоуспевающих учащихся
клас
с
групп
стратеги
а
я
оценки за:
го
д
I
V
II
I
I
I
I
экзаме
н1
2
3
4
5
6
7