МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Инновационные формы методической работы
Самыми эффективными и действенными, как показывает практика,
являются интерактивные организационные формы работы с
педагогическим коллективом. Интерактивные формы предполагают
интенсивную обратную связь, активность со стороны всех участников. И если
на ваши плечи легла такая важная часть работы, управление взаимодействием
педагогов, то знание принципов организации интерактивных форм такого
взаимодействия, будет гарантировать успех на всех этапах этой работы.
К интерактивным организационным формам работы с коллективом педагогов,
относятся формы трёх групп:
традиционные,
инновационные,
новейшие.
Всех их объединяет творческий подход и возможность организации
коллективной активности с участием всех педагогов.
Традиционные формы:
тренинг,
педагогическая гостиная,
игры типа «КВН» и «Что? Где? Когда?»,
семинары и практикумы,
круглые столы и педагогические ринги,
педагогические ситуации.
Что касается инновационных и новейших форм, среди них можно
выделить следующие:
разнообразные деловые игры,
выставки и ярмарки педагогических идей,
банки идей,
педагогические мастерклассы,
творческие часы.
Среди новейших методов и форм специалисты выделяют:
кружки качества,
организацию педагогических мастерских,
коучингсессии,
квикнастройки,
союзы единомышленников.
1.
2.
3.
Управление педагогическими кадрами с использованием новейших
организационных форм на примере коучингсессий
Рассмотрим, как применяется на практике одна из новейших форм
организации работы с педагогическим коллективом: педагогическая коучинг
сессия. Сторонники применения этого метода отзываются о нём, как об
увлекательном, эффективном, обучающем и развивающем методе, дающем
отличные результаты.
Под коучингом понимается особый вид взаимодействия тренера и
тренируемых, отличающийся от привычного нам формата.
Коучинг в педагогике подразумевает, что один из педагогов берёт на себя
роль коучера (наставника) и проводит коучингсессию с другими педагогами.
Особенности поведения педагога в роли коучера заключаются в
следующем:
Коучер должен быть очень внимательным и чутким собеседником и
слушателем. Другие педагоги должны говорить не меньше, чем коучер,
рассказывая о своих проблемах во всех подробностях.
Коучер должен много выспрашивать о целях. Например, у педагога N
проблемы с успеваемостью в группе. Значит, его цель – повысить
успеваемость по предмету. Вместе с коучером педагог самым тщательным
образом должен обсудить, как именно он хочет добиваться этой цели.
Одной из важных целей коучинга должна являться разработка
эффективной стратегии на будущее. То есть, сессия не предполагает только
решение проблемы,
выработанная стратегия должна обеспечить
предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их
возникновения. Применительно к педагогической деятельности это даёт очень
привлекательные результаты: в реальном времени могут быть разработаны
действенные педагогические стратегии, придуманы новые методы для
быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания.
Коучинг не зря называют «терапией успеха». Это – нечто среднее между
психологической помощью и профессиональным тренингом. Вести коучинг
сессию, конечно же, должен успешный и опытный член педагогического
коллектива.
Преимуществом коучингсессий в педагогической работе является
гибкость этой организационной формы.
То есть, с одной стороны, это не банальный педагогический совет, с другой
стороны – и не скучный педагогический тренинг, часто похожий на лекцию.
Это – удивительная смесь задушевной психотерапии, горячего обсуждения,
высказывания идей в духе мозгового штурма и рассказов о личных историях
педагогического успеха. И не обязательно изучать особенности коучинга,
чтобы стать успешным коучером от педагогики: достаточно вжиться в роль
доброжелательного наставника, готового выслушать и поделиться опытом.
Как видно на примере коучингсессии, за новомодным иностранным словом не
обязательно скрывается сложная технология, которую непросто осилить и
«затащить» в пространство педагогического взаимодействия обычного
детского сада. Не стоит бояться нововведений и заранее навешивать на них
ярлыки: лучше один раз попробовать и наслаждаться действительно богатымиплодами, которые готова дать любая новейшая форма организации работы с
педагогами при творческом и воодушевлённом подходе.