МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
СОВРЕМЕННЫЕ СМЫСЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Выпускники наших педвузов знают о том, что педагогическая культура — это совокупность умений учителя проявлять
образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству; способность
реализовать программы поведения, в которых запечатлены нормы и образцы достойной человеческой жизни, обучать
учащихся принципам и способам ее культурного преобразования (Е.В. Бондаревская).
Как правило, все это известно, но между теоретическим знанием и практическим умением продолжает сохраняться
серьезный разрыв. Как этого достичь на уроке - постигается только в практической деятельности.
Новые смыслы и ценности образования - культура взаимодействия, развития творчества, диалогического общения,
порождения смыслов учебной деятельности в процессе обучения, педагогической поддержки саморазвития,
самоорганизации личностных структур сознания и т.д., т.е. все то, что составляет содержание аудиторной психолого-
педагогической подготовки студентов, на практике имеет крайне мало возможностей для апробации.
Преодолеть этот разрыв в современной школе, и не только среди студентов-практикантов и молодых учителей, можно
средствами той профессиональной оперативной переподготовки, которую принято называть методической работой. Но
возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от
теории.
Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем,
частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать
педагогической культурой, т.е. ценностным отношением к ученикам и знаниям, где методическая культура является
только технической частью культуры педагогической.
Вторая причина: в отсутствие глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая
является одной из целей работы методобъединений, формируется исходя из приоритета количества информации о
новейших технологиях.
И третья причина: в работе руководителей методических служб школы сохраняются признаки внешней централизации:
инструктивное вмешательство в управление методической работой, увеличение объема отчетной документации и
директив по ее оформлению, понимание помощи и поддержки учителям как усиление требований (зачастую без должного
понимания их смысла), подмена разъяснений указаниями и т.д.
Очевидно, что при новых целях образования необходимо по-новому относиться и к организации методической работы в
школе. Попытаемся проиллюстрировать возможные пути изменения отношений.
1. Управление развивающейся системой непрерывного дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации) педагогов. Оказание помощи руководителям школ в переводе их учреждений в режим развития.
Управление развивающейся системой методической работы требует обращения к потенциалу самоорганизации, т.е.
руководитель создает условия для пробуждения внутренних возможностей каждого учителя
Режим развития возможен при изменении стиля отношений в педагогическом коллективе. Нормативные документы
образования ориентируют на рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких ценностей в обиход
методистов, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование
содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей и т.п.
2. Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей. «Выращивание» и освоение
передового педагогического опыта. Инициирование педагогического творчества. Освоение современных образовательных
технологий.
В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается
не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых
технологий. Профессионально-личностные характеристики современного учителя: самообразование, умение
реализовывать концептуальные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, способность заменять
или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования и т.д
Профессиональная самоорганизация - способность специалиста к “самовыращиванию” своих внутренних ресурсов -
личностных структур сознания, придающих творческий характер его деятельности. Внутренние ресурсы требуют
определенной внешней инициативы, иначе они остаются существовать в виде нереализованной возможности.
В «Федеральной концепции модернизации российского образования до 2010 г.» ключевая компетенция определяется как
система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся.
Структура компетенции включает когнитивный, деятельностный и личностный компоненты. Когнитивный компонент:
достижение такого уровня образованности, который характеризует человека, компетентного в решении познавательных,
жизненных и культуротворческих проблем на основе их понимания, изучения, умения делать практические шаги в их
решении. Деятельностный компонент: - в предметной деятельности (по областям применения знаний и умений): умения
письменного и устного общения, выполнения математических действий, владения информационно-компьютерными
технологиями и т.п.; способность принимать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,
урегулировать конфликты ненасильственным путем; уважать друг друга; способность к непрерывному образованию и т.п.;
- в надпредметной деятельности: в основе - интеллектуальные, коммуникативные и деловые умения, необходимые для
самореализации личности в любой сфере жизнедеятельности: извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь
своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; решать проблемы; заниматься
самообразованием (познавательные компетенции); организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; занимать позицию в дискуссии, иметь и проявлять
собственное мнение (мыслительные компетенции); запрашивать разные базы данных; опрашивать окружающих;
консультироваться у экспертов; получать информацию; работать с документами и классифицировать их (поисковые
компетенции); включаться в проект; нести ответственность; войти в группу и внести свой вклад; доказать солидарность;
пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; организовывать свою работу (деловые компетенции); уметь
сотрудничать и работать в группе; принимать решения, переживать разногласия и конфликты; договариваться;
разрабатывать и выполнять контракты (компетенции сотрудничества); показать гибкость перед лицом быстрых
изменений, стойкость перед трудностями; находить новые решения (адаптационные компетенции) . Личностный
компонент - самообеспечение уровня развития, который характеризует человека, обладающего гражданской, духовно-
нравственной и индивидуально-личностной зрелостью.
Педагогическое творчество, как основание для развития инновационной деятельности в рамках методического
объединения и, соответственно, для разработки новых отношений к этому явлению, может быть представлено исходя из
его общей характеристики. Творчество - конструктивная деятельность по созданию нового, материального или духовного
продукта. «Творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли этосозданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке» (Л.С.
Выготский);
Новые образовательные технологии - это, прежде всего, инновационные технологии изменения содержания и смыслов в
отношениях между учителем и учеником, методистом и учителем. В личностно ориентированном образовании
педагогическая технология — это процессуальная часть педагогической культуры, имеющая собственные компоненты
(цель, условия, содержание, средства, результат). .
Изучение и использование личностно ориентированных технологий эффективно только тогда, когда у педагогов
существует достаточный уровень инновационной грамотности: внедряются далеко не все новые технологии, а только те,
которые действительно воплощают новые смыслы управления. Иными словами, надо научиться грамотно выбирать, т.е. не
только знать, но и понимать смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий, подходов.
Для овладения инновационной грамотностью сегодня недостаточно знать основные педагогические категории (цель,
принципы, содержание, технологии и т.д.), а также уметь подставлять их в ту или иную ячейку урока. Личностно
ориентированное образование может быть обеспечено грамотностью более высокого уровня - методологической, обучение
которой и составляет смысл современной методической работы. В свою очередь, она включает научно-педагогическую
грамотность.
Проблема научно-педагогической грамотности: культура педагогического интеллекта рассматривается при методической
учебе не как культура творчества, а как культура исполнения предписаний.
Методологическая культура учителя — особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая,
переосмысленная, выбранная, простроенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения/
Развитая методологическая культура учителя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных
проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления.
Методологический поиск — деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или
педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных
структур сознания своих учеников.
3. Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования.
Проблема обеспечения качества образования состоит в понимании его критериев. Качество - категория содержательная,
внутренняя, смысловая: критерий - мерило оценки качества, но существующие критерии оценки ориентируют только на ее
количественное, внешнее, процессуальное выражение.
Критериями качества остаются: для учеников - полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость,
конкретность, обобщенность воспроизводимых знаний; для учителей - дидактические, академические, коммуникативные
способности, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, самообразовательные умения. Появился и новый критерий -
педагогическое творчество, судить о реализации которого предлагается по показателям оригинальности, фантазии,
активности, концентрированности, четкости, чувствительности.
Если методическая работа организуется с ориентацией на указанные критерии качества знаний и умений учителей, то
судить о повышении эффективности педагогического процесса и обеспечения качества образования, о переходе школы в
режим развития неуместно.
Критерии открытого (гуманистического) образования: основные особенности — ориентация на содержательную сторону
знаний, на представленность в изучаемом материале оснований для развития смыслопоисковой, творческой
деятельности.
Синергетические ценности «открытого» образования: свойства личности не “задаются” учителем в соответствии с
нормативами, а “востребуются”, поскольку они изначально заложены в сознание ученика как природосообразные,
личности учителя и ученика - субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления
новыми смыслами - знаний, отношений, пониманий; ученик - цель, а не средство образовательных процессов, выполнения
требований программ и рекомендаций: он самоценен, т.е. имеет значение в том виде, в каком он есть и для себя, и для
учителя; программы задают базовый, т.е. необходимый, ориентир-минимум, общее ядро знаний, которое открыто для
дополнений, зависящих от культурных, региональных, этнических и др. условий образования; логика познания достижений
науки и культуры дополняется ассоциативными и интуитивными открытиями, возникающими при работе сознания со
специально подобранным образовательным материалом; учитель знает гораздо больше, чем ученики, но он не претендует
на “полное и абсолютное” знание всего; как и ученики, вместе с ними и немного впереди, он постоянно приближается к
знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не
назидательный монолог; ориентация не только на конечный результат, но и на процесс приобретения знаний и опыта
поведения посредством специально организованного проживания и переживания в образовательной деятельности;
понятие “методика”, как набор жестких предписаний, требующих точного “ритуального” исполнения и обеспечивающих
твердое запоминание и закрытость знаний, уступает место понятию “технология”, как более целостному и мягкому набору
ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитиюКак
критерий, обеспечивающий введение дополнений в содержание знаний, открытость может пониматься следующим
образом:
Открытость - это способ представления в учебном материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных,
парадоксальных (феноменальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания - критическая
рефлексия - позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического
заучивания.
4. Дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения (предложения по
изменению содержания и структуры учебных курсов и их учебно-методического обеспечения).
Есть, по меньшей мере, два варианта введения нового содержания образования и обучения. Первый предполагает, что
вводится некое новое содержание учебного материала. Такое нововведение содержится в учебниках и пособиях и не
зависит от учителя. Учителю все так же предписывается все та же деятельность по изучению и трансляции нового
материала. Этот вариант не нуждается в дополнительных пояснениях.
Второй вариант предполагает, что знания, заданные программой и представленные в учебниках имеют некие основания
для того, чтобы их можно было преобразовать, т.е. ввести те самые изменения в содержание и структуры учебных
предметов, которые предусмотрены новыми задачами методической деятельности. Таким образом, появляется
возможность ввести в содержание знаний своеобразные «стартовые площадки», т.е. дополнить изучаемые знания
основаниями для «запуска» внутренних источников познавательной активности - личностных структур сознания. Для этого
надо четко представлять, что требования программ, как и содержание знаний, изложенное в учебниках, ничем не
заменяется.5. Планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов.
Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование. В первую очередь
обратим внимание на то, что же такое планирование.
План (от латинского planum - плоскость) - это заранее намеченный порядок, последовательность какой-либо программы,
выполнения работы, проведения мероприятий; замысел, проект, основные черты какой-либо работы; план - это и способ
рассмотрения, построения, подхода к чему-либо.
Планирование - разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Планирование охватывает
собственно разработку плана, организацию и контроль за его выполнением.
Планирование – это совокупность действий, таких, как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса
решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и
организаций в регионе, стране или в мире.
Разрабатывая какой-либо план, для начала следует ответить на вопросы: что мы планируем? Для чего мы планируем?
Какой результат мы хотим получить?
Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе.
Планирование далеко от импровизации – оно требует аналитического мышления.
В современных теориях управления разработано множество элементов планирования, а также условий, способствующих
его эффективности. В обобщенном виде их можно представить следующим образом.
Элементы планирования:
• Результаты – определение целей и задач.
• Средства – выбор политики (определенного правила, способа действия), программ, процедур, служащих достижению
целей и выполнению задач.
• Ресурсы – люди, время, материалы, их количество, а также то, как их приобрести и распределить.
• Внедрение – построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана.
• Контроль – разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок плана и его срывов, а также их предотвращения
или исправления на непрерывной основе.
Каковы критерии хорошего плана?
• План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды.
• Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих
ресурсах.
• Предполагаемые результаты должны быть в нем четко определены.
• Этапы или промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и
качественно.
• План должен определять четкие сроки для каждой фазы.
• За каждый результат должен отвечать руководитель, а не исполнитель.
• Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды.
Какова последовательность процесса планирования?
• Анализ итогов функционирования системы на данный период и прогнозирование состояния среды. Каковы слабые и
сильные стороны системы школы? Какие возможности среды? Каковы ее угрозы?
• Формулировка целей и подцелей. Построение «дерева целей» плана. Чего мы хотим достичь? Что получить?
• Определение альтернативных путей достижения целей.
• Выбор лучшей, оптимальной, действующей альтернативы.
• Освоение плана.
Здесь важно уметь анализировать, строить «дерево целей» и выбирать альтернативы.
Основы эффективного планирования.
Эффективное планирование – это планирование, которое способствует переменам, ведущим к прогрессу. Любое
планирование деятельности является разработкой комплекса действий по достижению определенной цели.
Выбор целей связан с планированием, как связана с ним и их реализация. И в том и в другом случае необходимо, однако,
планировать свою деятельность так, чтобы это в максимальной степени отвечало поставленной цели, т.е обеспечить
целесообразность планирования.
В отношении каждого из объектов планирования можно соблюдать следующую последовательность:
1. Анализ и оценка настоящего положения.
2. Определение целей.
3. Определение средств для достижения целей.
4. Определение и взвешивание альтернативных возможностей.
5. Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия.
6.Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения.
7. Разбитие средств на конкретные работы со сроками.
8. Контроль.
Обязателен контроль за выполнением планирования.
По поводу цели предлагаем следующие пояснения.
Цель — указание на то, каким должен быть результат каких-либо действий; осознанный образ предвосхищаемого в
сознании результата, который определяет целостность и направленность поведения. В качестве непосредственного
мотива цель направляет и регулирует поведение как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.
Цель образования (новая) — подготовка ученика как субъекта учебной, профессиональной, социальной и личной
жизнедеятельности; воспитание гуманной, творческой, культурной, саморазвивающейся и т.п. личности, способной к
самореализации имеющегося творческого потенциала.
Цель образования (традиционная) — формирование всесторонне развитой, гармоничной личности посредством накопления
суммы знаний, умений и навыков, формирования необходимых качеств; подготовка ученика, как носителя установленной
суммы знаний, умений и опыта; формирование набора качеств, требуемых для жизнедеятельности и продолжения
образования.
ниже уровень, тем конкретнее его цели. Так происходит построение «дерева целей».
• При переходе на нижние уровни системы целей повышается не только их конкретность, но и количественная
определенность целевых нормативов и показателей.• На самом нижнем уровне цели выражаются в форме конкретных задач по осуществлению определенного вида работ,
сливаясь с мероприятийным уровнем.
В гуманистических образовательных системах методическая работа направлена, в первую очередь, на развитие и
саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание
систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.
При планировании методической работы необходимо соблюдать принцип интеграции, избегать дублирования видов
деятельности, осуществляемых другими школьными структурами (например, педагогическим советом и т.п.).