работа с МОми

  • Документация
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Иконка файла материала СОВРЕМЕННЫЕ СМЫСЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..docx
СОВРЕМЕННЫЕ СМЫСЛЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. Выпускники наших педвузов знают о том, что педагогическая культура — это совокупность умений учителя проявлять образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству; способность реализовать программы поведения, в которых запечатлены нормы и образцы достойной человеческой жизни, обучать учащихся принципам и способам ее культурного преобразования (Е.В. Бондаревская). Как правило, все это известно, но между теоретическим знанием и практическим умением продолжает сохраняться серьезный разрыв. Как этого достичь на уроке - постигается только в практической деятельности. Новые смыслы и ценности образования - культура взаимодействия, развития творчества, диалогического общения, порождения смыслов учебной деятельности в процессе обучения, педагогической поддержки саморазвития, самоорганизации личностных структур сознания и т.д., т.е. все то, что составляет содержание аудиторной психолого- педагогической подготовки студентов, на практике имеет крайне мало возможностей для апробации. Преодолеть этот разрыв в современной школе, и не только среди студентов-практикантов и молодых учителей, можно средствами той профессиональной оперативной переподготовки, которую принято называть методической работой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от теории. Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, т.е. ценностным отношением к ученикам и знаниям, где методическая культура является только технической частью культуры педагогической. Вторая причина: в отсутствие глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методобъединений, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях. И третья причина: в работе руководителей методических служб школы сохраняются признаки внешней централизации: инструктивное вмешательство в управление методической работой, увеличение объема отчетной документации и директив по ее оформлению, понимание помощи и поддержки учителям как усиление требований (зачастую без должного понимания их смысла), подмена разъяснений указаниями и т.д. Очевидно, что при новых целях образования необходимо по-новому относиться и к организации методической работы в школе. Попытаемся проиллюстрировать возможные пути изменения отношений. 1. Управление развивающейся системой непрерывного дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов. Оказание помощи руководителям школ в переводе их учреждений в режим развития. Управление развивающейся системой методической работы требует обращения к потенциалу самоорганизации, т.е. руководитель создает условия для пробуждения внутренних возможностей каждого учителя Режим развития возможен при изменении стиля отношений в педагогическом коллективе. Нормативные документы образования ориентируют на рефлексивный стиль управления, предполагающий введение таких ценностей в обиход методистов, как соуправление процессом обучения, совместное целеполагание, проектирование, преобразование содержания знаний, стимулирование научно-исследовательской деятельности учителей и т.п. 2. Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей. «Выращивание» и освоение передового педагогического опыта. Инициирование педагогического творчества. Освоение современных образовательных технологий. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей рассматривается не только как процесс накопления знаний. Это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Профессионально-личностные характеристики современного учителя: самообразование, умение реализовывать концептуальные основы и принципы образования в профессиональной деятельности, способность заменять или пересматривать ценности, влияющие на отбор содержания образования и т.д Профессиональная самоорганизация - способность специалиста к “самовыращиванию” своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих творческий характер его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы, иначе они остаются существовать в виде нереализованной возможности. В «Федеральной концепции модернизации российского образования до 2010 г.» ключевая компетенция определяется как система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Структура компетенции включает когнитивный, деятельностный и личностный компоненты. Когнитивный компонент: достижение такого уровня образованности, который характеризует человека, компетентного в решении познавательных, жизненных и культуротворческих проблем на основе их понимания, изучения, умения делать практические шаги в их решении. Деятельностный компонент: - в предметной деятельности (по областям применения знаний и умений): умения письменного и устного общения, выполнения математических действий, владения информационно-компьютерными технологиями и т.п.; способность принимать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, урегулировать конфликты ненасильственным путем; уважать друг друга; способность к непрерывному образованию и т.п.; - в надпредметной деятельности: в основе - интеллектуальные, коммуникативные и деловые умения, необходимые для самореализации личности в любой сфере жизнедеятельности: извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; решать проблемы; заниматься самообразованием (познавательные компетенции); организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития общества; занимать позицию в дискуссии, иметь и проявлять собственное мнение (мыслительные компетенции); запрашивать разные базы данных; опрашивать окружающих; консультироваться у экспертов; получать информацию; работать с документами и классифицировать их (поисковые компетенции); включаться в проект; нести ответственность; войти в группу и внести свой вклад; доказать солидарность; пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; организовывать свою работу (деловые компетенции); уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения, переживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять контракты (компетенции сотрудничества); показать гибкость перед лицом быстрых изменений, стойкость перед трудностями; находить новые решения (адаптационные компетенции) . Личностный компонент - самообеспечение уровня развития, который характеризует человека, обладающего гражданской, духовно- нравственной и индивидуально-личностной зрелостью. Педагогическое творчество, как основание для развития инновационной деятельности в рамках методического объединения и, соответственно, для разработки новых отношений к этому явлению, может быть представлено исходя из его общей характеристики. Творчество - конструктивная деятельность по созданию нового, материального или духовного продукта. «Творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли этосозданием какой-нибудь вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке» (Л.С. Выготский); Новые образовательные технологии - это, прежде всего, инновационные технологии изменения содержания и смыслов в отношениях между учителем и учеником, методистом и учителем. В личностно ориентированном образовании педагогическая технология — это процессуальная часть педагогической культуры, имеющая собственные компоненты (цель, условия, содержание, средства, результат). . Изучение и использование личностно ориентированных технологий эффективно только тогда, когда у педагогов существует достаточный уровень инновационной грамотности: внедряются далеко не все новые технологии, а только те, которые действительно воплощают новые смыслы управления. Иными словами, надо научиться грамотно выбирать, т.е. не только знать, но и понимать смысл основных психолого-педагогических концепций, теорий, подходов. Для овладения инновационной грамотностью сегодня недостаточно знать основные педагогические категории (цель, принципы, содержание, технологии и т.д.), а также уметь подставлять их в ту или иную ячейку урока. Личностно ориентированное образование может быть обеспечено грамотностью более высокого уровня - методологической, обучение которой и составляет смысл современной методической работы. В свою очередь, она включает научно-педагогическую грамотность. Проблема научно-педагогической грамотности: культура педагогического интеллекта рассматривается при методической учебе не как культура творчества, а как культура исполнения предписаний. Методологическая культура учителя — особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, простроенная самим педагогом методология личностно-профессионального самоизменения/ Развитая методологическая культура учителя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т.е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления. Методологический поиск — деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников. 3. Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования. Проблема обеспечения качества образования состоит в понимании его критериев. Качество - категория содержательная, внутренняя, смысловая: критерий - мерило оценки качества, но существующие критерии оценки ориентируют только на ее количественное, внешнее, процессуальное выражение. Критериями качества остаются: для учеников - полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность воспроизводимых знаний; для учителей - дидактические, академические, коммуникативные способности, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, самообразовательные умения. Появился и новый критерий - педагогическое творчество, судить о реализации которого предлагается по показателям оригинальности, фантазии, активности, концентрированности, четкости, чувствительности. Если методическая работа организуется с ориентацией на указанные критерии качества знаний и умений учителей, то судить о повышении эффективности педагогического процесса и обеспечения качества образования, о переходе школы в режим развития неуместно. Критерии открытого (гуманистического) образования: основные особенности — ориентация на содержательную сторону знаний, на представленность в изучаемом материале оснований для развития смыслопоисковой, творческой деятельности. Синергетические ценности «открытого» образования: свойства личности не “задаются” учителем в соответствии с нормативами, а “востребуются”, поскольку они изначально заложены в сознание ученика как природосообразные, личности учителя и ученика - субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления новыми смыслами - знаний, отношений, пониманий; ученик - цель, а не средство образовательных процессов, выполнения требований программ и рекомендаций: он самоценен, т.е. имеет значение в том виде, в каком он есть и для себя, и для учителя; программы задают базовый, т.е. необходимый, ориентир-минимум, общее ядро знаний, которое открыто для дополнений, зависящих от культурных, региональных, этнических и др. условий образования; логика познания достижений науки и культуры дополняется ассоциативными и интуитивными открытиями, возникающими при работе сознания со специально подобранным образовательным материалом; учитель знает гораздо больше, чем ученики, но он не претендует на “полное и абсолютное” знание всего; как и ученики, вместе с ними и немного впереди, он постоянно приближается к знанию, убеждаясь вместе с ними в его вечной неполноте и неабсолютности, используя при этом личностный диалог, а не назидательный монолог; ориентация не только на конечный результат, но и на процесс приобретения знаний и опыта поведения посредством специально организованного проживания и переживания в образовательной деятельности; понятие “методика”, как набор жестких предписаний, требующих точного “ритуального” исполнения и обеспечивающих твердое запоминание и закрытость знаний, уступает место понятию “технология”, как более целостному и мягкому набору ориентиров, допускающих творчество учителя и ученика в познании и способствующих их взаимному развитиюКак критерий, обеспечивающий введение дополнений в содержание знаний, открытость может пониматься следующим образом: Открытость - это способ представления в учебном материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (феноменальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания - критическая рефлексия - позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания. 4. Дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения (предложения по изменению содержания и структуры учебных курсов и их учебно-методического обеспечения). Есть, по меньшей мере, два варианта введения нового содержания образования и обучения. Первый предполагает, что вводится некое новое содержание учебного материала. Такое нововведение содержится в учебниках и пособиях и не зависит от учителя. Учителю все так же предписывается все та же деятельность по изучению и трансляции нового материала. Этот вариант не нуждается в дополнительных пояснениях. Второй вариант предполагает, что знания, заданные программой и представленные в учебниках имеют некие основания для того, чтобы их можно было преобразовать, т.е. ввести те самые изменения в содержание и структуры учебных предметов, которые предусмотрены новыми задачами методической деятельности. Таким образом, появляется возможность ввести в содержание знаний своеобразные «стартовые площадки», т.е. дополнить изучаемые знания основаниями для «запуска» внутренних источников познавательной активности - личностных структур сознания. Для этого надо четко представлять, что требования программ, как и содержание знаний, изложенное в учебниках, ничем не заменяется.5. Планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов. Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование. В первую очередь обратим внимание на то, что же такое планирование. План (от латинского planum - плоскость) - это заранее намеченный порядок, последовательность какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий; замысел, проект, основные черты какой-либо работы; план - это и способ рассмотрения, построения, подхода к чему-либо. Планирование - разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Планирование охватывает собственно разработку плана, организацию и контроль за его выполнением. Планирование – это совокупность действий, таких, как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире. Разрабатывая какой-либо план, для начала следует ответить на вопросы: что мы планируем? Для чего мы планируем? Какой результат мы хотим получить? Планирование предполагает, прежде всего, умение думать с опережением, системность и упорядоченность в работе. Планирование далеко от импровизации – оно требует аналитического мышления. В современных теориях управления разработано множество элементов планирования, а также условий, способствующих его эффективности. В обобщенном виде их можно представить следующим образом. Элементы планирования: • Результаты – определение целей и задач. • Средства – выбор политики (определенного правила, способа действия), программ, процедур, служащих достижению целей и выполнению задач. • Ресурсы – люди, время, материалы, их количество, а также то, как их приобрести и распределить. • Внедрение – построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана. • Контроль – разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок плана и его срывов, а также их предотвращения или исправления на непрерывной основе. Каковы критерии хорошего плана? • План должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды. • Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах. • Предполагаемые результаты должны быть в нем четко определены. • Этапы или промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно. • План должен определять четкие сроки для каждой фазы. • За каждый результат должен отвечать руководитель, а не исполнитель. • Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды. Какова последовательность процесса планирования? • Анализ итогов функционирования системы на данный период и прогнозирование состояния среды. Каковы слабые и сильные стороны системы школы? Какие возможности среды? Каковы ее угрозы? • Формулировка целей и подцелей. Построение «дерева целей» плана. Чего мы хотим достичь? Что получить? • Определение альтернативных путей достижения целей. • Выбор лучшей, оптимальной, действующей альтернативы. • Освоение плана. Здесь важно уметь анализировать, строить «дерево целей» и выбирать альтернативы. Основы эффективного планирования. Эффективное планирование – это планирование, которое способствует переменам, ведущим к прогрессу. Любое планирование деятельности является разработкой комплекса действий по достижению определенной цели. Выбор целей связан с планированием, как связана с ним и их реализация. И в том и в другом случае необходимо, однако, планировать свою деятельность так, чтобы это в максимальной степени отвечало поставленной цели, т.е обеспечить целесообразность планирования. В отношении каждого из объектов планирования можно соблюдать следующую последовательность: 1. Анализ и оценка настоящего положения. 2. Определение целей. 3. Определение средств для достижения целей. 4. Определение и взвешивание альтернативных возможностей. 5. Определение препятствий и принятие мер для уменьшения их воздействия. 6.Уточнение мер, определение порядка их важности и времени исполнения. 7. Разбитие средств на конкретные работы со сроками. 8. Контроль. Обязателен контроль за выполнением планирования. По поводу цели предлагаем следующие пояснения. Цель — указание на то, каким должен быть результат каких-либо действий; осознанный образ предвосхищаемого в сознании результата, который определяет целостность и направленность поведения. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует поведение как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю. Цель образования (новая) — подготовка ученика как субъекта учебной, профессиональной, социальной и личной жизнедеятельности; воспитание гуманной, творческой, культурной, саморазвивающейся и т.п. личности, способной к самореализации имеющегося творческого потенциала. Цель образования (традиционная) — формирование всесторонне развитой, гармоничной личности посредством накопления суммы знаний, умений и навыков, формирования необходимых качеств; подготовка ученика, как носителя установленной суммы знаний, умений и опыта; формирование набора качеств, требуемых для жизнедеятельности и продолжения образования. ниже уровень, тем конкретнее его цели. Так происходит построение «дерева целей». • При переходе на нижние уровни системы целей повышается не только их конкретность, но и количественная определенность целевых нормативов и показателей.• На самом нижнем уровне цели выражаются в форме конкретных задач по осуществлению определенного вида работ, сливаясь с мероприятийным уровнем. В гуманистических образовательных системах методическая работа направлена, в первую очередь, на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств. При планировании методической работы необходимо соблюдать принцип интеграции, избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими школьными структурами (например, педагогическим советом и т.п.).