МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Условия формирования творческой личности
Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно
только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о
совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и
возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг
друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и
целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается
воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск
нового, нестандартного, оригинального.
Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся,
оказывает благотворное влияние на развитие, способствует развитию гармоничной личности.
Очень важно вовлечение в этот процесс родителей, которые непременно должны включиться в
этот процесс. И здесь становится уже не так просто. Исходя из своего опыта, можно выявить три
ситуации. Рассмотрим первую из них: и родители и ребенок одинаково высоко заинтересованы в
развитии творческого потенциала последнего. Казалось бы, что может быть лучше? Однако тут
существуют нюансы, например, у родителей изначально поставлены высокие цели, такие, как
призовые места, начиная с первых выходов на конкурсную сцену, а ребенок, в силу
недостаточности опыта просто на данный момент этим требованиям не соответствует. Здесь
важна работа именно с родителями, необходимо также, как и ребенку, донести, что сразу ничего
не бывает, и что именно регулярная работа ВОЗМОЖНО(!) может принести какието плоды.
Возможна и такая ситуация: ребенок хочет и готов прикладывать усилия, пытаться, проигрывать,
извлекать из всего из этого свою пользу, а родители зациклены на учебе в общеобразовательной
школе. Здесь понять родителей можно, ведь все мы знаем какая нагрузка сейчас у детей в
основной школе и какие высокие требования. А если учесть, что далеко не все конкурсы уровня
выше школьного проводятся в выходные, каникулярные или праздничные дни, то тревоги
родителей вполне обоснованы. То есть ребенок вынужден пропускать занятия в
общеобразовательной школе, что не может не тревожить современных родителей. В этом случае
можно провести работу с самим ребенком. Нужно постараться помочь ему правильно и грамотно
распределить свое время, чтобы успевать подготовиться к обеим школам.
И, наконец, третья ситуация: родители очень хотят участия в конкурсах и какихто
результатов, а ребенок не проявляет абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. В
этом случае можно попробовать объединить усилия с родителями вместе пытаться пробудить
этот интерес различными способами. Это, например, участие в конкурсах малого масштаба для
начала. Дети смотрят, у них появляется желание научиться, появляются какието зачатки
интереса.
Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и
конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Как ни
парадоксально, поражение тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом
зависит от взрослых, руководителей участников. Необходимо найти нужные слова, оптимистично
рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно
дать понять ребенку, что конкурс – это в первую очередь не способ выигрыша, а возможность
научиться чемуто новому на наглядном примере других участников. Часто бывает, что успех
приходит не сразу, и у ребенка появляется страх перед поражением. Тут важно научить его
извлекать выгоду из своей неудачи, научить получать опыт из этого. Известная поговорка
«Москва не сразу строилась» очень актуальна в этой ситуации. Если педагог сможет правильно
настроить ученика, у последнего возникает так называемый спортивный интерес. Ребенок
начинает задаваться вопросом: почему его соперники равны ему по возрасту, но у них получается
выбиться на вершину пьедестала, а у него нет. Ученик на конкурсах в первую очередь должен
слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт. Чтото он возьмет, чтото
пригодится, конечно же не все. Здесь важно чувство меры, чтобы не стать копией когото, ведь
каждый ребенок уникален, а простое копирование может напрочь перекрыть именно творческуюсоставляющую, что конечно никому не нужно. Таким образом, накапливается определенный багаж
из собственного опыта и личного впечатления от восприятия выступлений других детей. Начинать
лучше всего с небольших конкурсов, например, школьных, районных, потом городских. Но планку
всегда следует повышать, чтобы не оставаться на одном уровне. Спустя какоето время, этот
багаж начинает давать свои плоды, появляются первые успехи. Начинается вторая стадия
самообразования и самореализации. Любому человеку нравится, когда у него после какихто
трудностей начинает чтото получаться. Здесь опять же важно не понижать уровень, занятия
становятся более интенсивными, но приносят больше удовольствия, а отсюда и пользы. У ребенка
появляется стимул к дальнейшей самореализации, он начинает искать все новые возможности для
улучшения своего исполнительского уровня.
Участие в конкурсах дает стимул также и для самообразования. Ученики, видя других
участников, узнают новое, и у них возникает желание самостоятельно ознакомиться с ним.
2