МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Деловая игра
Тема: «Готовность учителя к работе в условиях ФГОС»
Цели:
Оборудование: карточки-сигналы для распределения команд(5 команд)
,блок-схема с ключевыми понятиями игры, тезисы с понятиями, карточки для
синквейна «учитель» , «ученик».
Теоритические основы игры: игра спланирована с использованием
приемов технологии критического мышления, использован методический
приём технологии - «КЛАСТЕР», «СИНКВЕЙ». Развитие критического
мышления особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся
информационным потоком в разных областях знаний. Эта технология
помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе
различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной
деятельности, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе,
активизирует учебную деятельность.
Технология развития критического мышления даёт понять, что знания
безграничны, и определять «свою» границу познания можно самостоятельно,
целесообразно поставленным задачам.
В игре выделяют три стадии: ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ,
РЕФЛЕКСИЯ.
1.Вызов. Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц и
графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая
какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем
их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием
систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся»,
т.е. располагаются в определенном порядке.
Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные
смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество
информации, чем мы получаем при обычной работе. Мы систематизируем
информацию, полученную до знакомства с основным источником (темой) в
виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
2.Осмысление. Обсуждение выделенных ключевых вопросов игры.
3.Рефлексия. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза
информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать
или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово синквейн происходит от
французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это
стихотворение, состоящее из пяти строк . По форме синквейн представляет
собой последовательную «лесенку» из пяти строк:1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно
существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя
прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя
словами (тремя глаголами).
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение
к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть
темы.
Как это делать:
Название (обычно существительное)
Описание (обычно прилагательное)
Действия_________________________
Чувство (фраза)____________________
Повторение сути_____________
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для
рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
I.
Вызов. Кластер .
Ход игры.
Здравствуйте, коллеги! Не секрет, что у учителей есть серьезная позиция,
которая заключается в том, что мы приходим на курсы, лекции: ну вот я
пришел, ну вот учите меня, читайте лекции…И эту позицию мы часто
переносим в класс: ты пришел, и я научу тебя хочешь ты этого или не хочешь.
Поэтому мы постарались не только дать теорию на нашем семинаре, а
стремились поставить вас в ситуацию, когда вы сами задумаетесь: зачем это
надо, как это надо и что надо.
Нам очень интересно узнать: почему новые стандарты образования вызвали
широкую дискуссию не только в образовательной среде, но и в целом в
общественности . Конечно, все мы понимаем , что от этого зависит наше
будущее: будущей наших учеников, будущее наших детей, будущее нашей
страны. С другой стороны, все мы понимаем, что это уже и наше настоящее. А,как правило, настоящее волнует нас ещё более. (Постарайтесь создать
позитивное эмоциональное состояние участников в начале игры).
Скажите, какие понятия и ассоциации возникают у вас, когда вы слышите
новые федеральные государственные образовательные стандарты.
1. Ключевые слова «Федеральные государственные образовательные
стандарты»
написаны в середине классной доски ( или на другой поверхности, которую
можно использовать для письма.)
2. По мере того, как у вас возникают идеи, я записываю их на доске и
начинаю устанавливать те связи между идеями, которые кажутся
подходящими.
3. Выписывается столько идей, сколько придет вам на ум, пока не закончится
время или пока не будут исчерпаны все ваши идеи.
Нужно выполнять лишь несколько основных правил:
1. Говорите все, что приходит вам на ум. Не судите о качестве этих
мыслей, просто произносите их.
2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы,
сдерживающие письмо.
3. Не переставайте думать о своих ассоциациях, пока не выйдет время.
Если идеи вдруг перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге,
пока у вас не появятся новые идеи.
На фазе вызова интереса лучше всего погружать участниковв
ассоциативное поле. Ассоциативное мышление – это выход на символы, на
загадку слова, выход на историю, выход на культуру.
В итоге вокруг основного понятия записывает ассоциации и смыслы, которые
возникли у участников игры в связи с этой проблемой.
ФГОС
1.Новые требования к учителю, повышение знаний, стимулирование, трудно,
творческий.
2.Результат,комплексная оценка , портфолио, научить учиться
3.Заказчик, участник образовательного процесса.
4.Новые технологии, УУД, метапредметные умения, деятельностный подход,
макинтош.
5.Деятельность после уроков, вторая половина дня.Роль ведущего на этой стадии: обработать все понятия, установить между
ними связи внутри каждой группы и озвучит их участникам. Накидываемые
участниками понятия сразу фиксируются на доске в определенном месте по
группам.
В результате нашей работы сейчас выделились те понятия ,которые более нас
волнует в нынешней ситуации:
1.Первая группа понятий - это то что мы относим к учителю: какой должна
стать личность учителя в новых условиях работы.
2.Вторая группа понятий – это то, что мы относим к ученику: каким должен
стать наш ученик.
3.Третья группа. Нас волнует проблема новой функции родителей в
образовательном процессе.
4.Четвертая группа. Нас волнует, как должна измениться наша урочная
деятельность.
5.Пятая группа. Нас волнует проблема внеурочной деятельности в новых
условиях.
II. Осмысление.
На доске вы видите блок-схему, с понятиями которые вызывают у нас больший
интерес. Это учитель, ученик, урочная деятельность, родители и
внеурочная деятельность. Каждая команда получает своё ключевое
понятие, и мы просим вас тезисами сформулировать , каким вы видели эти
понятия раньше и какими они должны стать в современных условиях. На это
отводится до 10 минут. В помощь вам на столах находятся тезисы. Можете
использовать их в своей работе.
Карточки-тезисы: родитель – помощник учителя; знания, умения, навыки;
обучение и переучивание, овладение новыми технологиями; деятельностный
характер обучения; ученик-исследователь; электронные образовательные
ресурсы , ридеры; учиться, учиться и переучиваться; учитель – соавтор
ученика в образовательном процессе; личные ,метапредметные , предметные
результаты; стремление к результату и успешности в жизни; родители
-активные участники образовательного процесса; результат –получение
большого объема знаний, совершенствование их; инициативность
,подвижность, тревожность; ученик –практик; достаточность классического
образования для учителя; пассивное получение знаний; ученик – исполнитель;
ученик –теоретик; ограничение в образовательных ресурсах; учиться, учиться
и учиться; учитель – наставник, руководитель; стабильность, спокойствие,
понятность.
Участники игры после обсуждения в группах фиксируют свои мысли на
листах,разделенных на две части: как это было и как должно стать.
Привожу пример работы группы «Учитель»
Было:Достаточность классического образования, ограничение в образовательных
ресурсах, учитель наставник, руководитель, ученик- исполнитель,
стабильность ,понятность в работе.
Должно стать:
Учитель –соавтор ученика в образовательном процессе, овладение новыми
технологиями , использование новых образовательных и информационных
ресуросов, учиться, учиться и переучиваться, инициативность, творчество,
портфолио своих достижений.
По итогам каждая команда защищает свой проект работы, участники других
команд активно задают вопросы, дополняют ,дискутируют.
II.
Рефлексия.
Составление каждой командой синквейна по теме «Учитель», «Ученик».На
эту работу отводится около 5 минут. Каждая команда представляет в итоге
свой составленный синквейн. Приведу примеры, получившихся синквейнов.
Учитель
Позитивный, креативный
Направляет, сеет, творит
Искра,из которй разгорится пламя.
Герой
Ученик
Активный,любознательный
Сотрудничает,играет,развивается
Факел,который надо зажечь
Практик
III. Итог.
Мы продуктивно поработали. В споре рождается истина. И конечно стало
понятно, что если у каждого из нас столько креатива, столько желания к
своей работе, то несомненно внутри нас огромные ресурсы ,которые позволят
нам успешно работать в новых условиях внедрения образовательных
стандартов.