Работа с одаренными.
Оценка 4.6

Работа с одаренными.

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
естествознание +1
Взрослым
25.02.2018
Работа с одаренными.
В статье содержится краткое описание одаренности детей, определяются категории одаренности. Затем описываются различные направления работы с одаренными и методы выявления и мониторинга развития таких школьников. Учитывая, что универсально одаренные дети - большая редкость, обязательно стоит выявлять не только предметно одаренных, но и тех школьников, которые могут быть одарены в определенном виде деятельности.
работа с одаренными.docx
Работа с одаренными "Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. (Определение одаренности комитета по образованию США). Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческие или продуктивные способности; лидерские способности; психомоторные способности; художественные и исполнительские искусства". Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть   и   развить   способности   всех   его   представителей.   Задачи,   стоящие   перед системой   образования   в   области   выявления   и   развития   одарённых   детей,   приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого­педагогической науки и практики. Так, исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20­30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития.   Очень   многое   зависит   и   от   школы.   Задача   школы   —   поддержать   ребенка   и развить   его   способности,   подготовить   почву   для   того,   чтобы   эти   способности   были реализованы. Одаренные дети:  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.  Условно можно выделить три категории одаренных детей:  1 Дети   с   необыкновенно   высоким   общим   уровнем   умственного   развития   при   прочих равных   условиях   (такие   дети   чаще   всего   встречаются   в   дошкольном   и   младшем школьном возрасте).  2 Дети   с   признаками   специальной   умственной   одаренности   ­  в   определенной   области науки (подростковый образ).  3 Учащиеся, не достигающие по каким­либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой   познавательной   активностью,   оригинальностью   психического   склада, незаурядными   умственными   резервами   (чаще   встречаются   в   старшем   школьном возрасте). В   учебной   деятельности   работа   с   одарёнными   детьми   основывается   на   что   способствует   расширению   и   углублению дифференцированном   подходе, образовательного пространства предмета. В урочной деятельности  использую следующие виды деятельности:  ­ проблемно­развивающее обучение,  ­ работу в малых группах,  ­ проектно­исследовательская деятельность,  ­ игровые технологии,  ­ информационно­коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации   развития   способностей   (разноуровневые   тесты,   презентации,   тренажёры, материалы   электронных   библиотек,   тренировочные   онлайн­задания   для   подготовки   и дистанционные олимпиады по физике и биологии),  ­ творческие и нестандартные задания.  Одной   из   форм   организации   внеклассной   работы   по   предметным   областям, направленной,   в   частности,   на   раскрытие   творческого   потенциала   учащихся,   являются школьные предметные недели. К сожалению, в прошедшем учебном году такая работа не была   проведена.   По   решению   ШМО   учителей   естественно­математического   цикла планируется в текущем учебном году возобновить проведение предметных недель. Важнейшей   формой   работы   с   одаренными   учащимися   являются   олимпиады.   Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.  Основным   методом   развития   интеллектуальных   способностей   на   уроках   было   и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности. Работу   по   системному   выявлению   одаренных   детей   по   предметам   «физика»   и «биология» я веду шестой год. К сожалению, пока не были использованы особые тесты, анкеты   для   определения   одаренности   ребенка.   Требуется   специальная   литература   и помощь специалистов. Поэтому моя работа заключается в следующем:  мониторинг результативности обучения по предметам в течение года;  мониторинг поурочных результатов;  мониторинг   участия   одаренных   школьников   в   предметных   олимпиадах   и конкурсах   различного   уровня   (школьного,   муниципального,   регионального, федерального);  планирование на уроке дифференцированной работы: в большинстве случаев это   обучающие   задачи   творческого   характера,   повышенного   уровня, практической   направленности.   При   проверке   знаний   в   контрольные   или самостоятельные   работы   включаются   задания   повышенного   уровня   (задачи даются на выбор из предложенных).  стимулирование   участия   в   олимпиадах, индивидуальной поддержкой при подготовке.   конкурсах   с   необходимой  активизация   интереса   к   материалу,   выходящему   за   рамки   программы; обработка информации, выбор, сообщения или доклады на уроке.  индивидуальные занятия с целью развития познавательных способностей. С помощью мониторинга отслеживаются результаты и достижения школьников. В беседах я оцениваю их собственное суждение о стремлении к достижениям. Иногда на результаты влияют объективные причины – болезнь, введение нового предмета, но, в общем,   к самосовершенствованию. Например, ученик 6­го класса на уроке биологии не только   удается   поддерживать   стремление   к   самообразованию, отвечает на вопрос, но и делится с классом тем, что узнал из энциклопедии, из научно­ популярной литературы, причем рассказывает с интересом и увлекает своим рассказом весь класс. В 7­м классе на уроке физики при объяснении материала по тепловым двигателям и КПД дети, которые, на первый взгляд никакими особыми знаниями не отличаются, вдруг заводят дискуссию о том, как можно изменить КПД и можно ли его изменить   вообще.   Беру   сразу   на   заметку   таких   ребят.   Сначала   буду   наблюдать   и постепенно   включу   в   работу   по   самообразованию.   Восьмой   класс:   объяснение основных особенностей витаминов в жизни человека. Ученик просит рассказать о том витамине, о котором подавляющее большинство населения и не знает! Здесь проявляет себя третья категория одаренных детей. Примеров можно привести множество. Планирую продолжить работу с одаренными.  В 2015 – 2016 учебном году: провести анкетирование по самооценке способностей, мотивации, интересов, успехов;   (возможно) изучить условия и историю развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях;  мониторинг достижений (продолжение). Приложение 1) Результат   наблюдений   и   самооценки   обучающихся   за   несколько   учебных   лет отражается в индивидуальных таблицах, в которых отмечаются УУД: Например: Оцениваемые параметры N, 10 класс,  2014 ­ 2015 учебный год Уровень сформированности Высокий Средний Низкий Сформированность учебно­познавательного интереса 1.Сформированность личностных УУД Принятие и соблюдение норм   школьного поведения Самооценка  Эмоциональная отзывчивость 2. Сформированность регулятивных УУД Действие целеполагания Действие планирования Действия   контроля и коррекции Действие оценки Саморегуляция 3. Сформированность познавательных УУД Умение   добывать   новые   знания,   находить   ответы   на   вопросы, используя   различные источники информации Умение   отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем Умение делать выводы + + + + + + + + + + + + № 1. 1 1. 2 1. 3 1. 4 2. 1 2. 2 2. 3 2. 4 2. 5 3. 1 3. 2 3. 3 3. 4 3. 5 3. 6 3. 7 3. 8 4. 1 4. 2 4. 3 4. 4 № 1. 1 1. 2 1. 3 1. 4 2. 1 2. 2 2. 3 2. 4 2. 5 3. 1 3. 2 3. 3 3. 4 3. 5 3. 6 3. 7 Анализ объектов с   целью выделения существенных признаков Группировка и   классификация объектов Установление причинно­следственных   связей Умение выявить аналогии на   предметном материале Умение использовать   знаково­символические средства для создания моделей и схем 4. Сформированность коммуникативных УУД Умение работать в паре и группе Умение оформлять свою мысль в   устной речи Сформированность норм в общении со   сверстниками и взрослыми Умение выполнять различные социальные     роли в группе (лидера, исполнителя   оппонента   др.)   в   соответствии   с   задачами     учебной деятельности + + + + + + + + + Оцениваемые параметры N, 10 класс, 2015 ­ 2016 учебный год Уровень сформированности Высокий Средний Низкий Сформированность учебно­познавательного интереса 1.Сформированность личностных УУД Принятие и соблюдение норм   школьного поведения Самооценка  Эмоциональная отзывчивость 2. Сформированность регулятивных УУД Действие целеполагания Действие планирования Действия   контроля и коррекции Действие оценки Саморегуляция 3. Сформированность познавательных УУД Умение   добывать   новые   знания,   находить   ответы   на   вопросы, используя   различные источники информации Умение   отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем Умение делать выводы Анализ объектов с   целью выделения существенных признаков Группировка и   классификация объектов Установление причинно­следственных   связей Умение выявить аналогии на   предметном материале + + + + + + + + + + + + + + + + 3. 8 4. 1 4. 2 4. 3 4. 4 № 1. 1 1. 2 1. 3 1. 4 2. 1 2. 2 2. 3 2. 4 2. 5 3. 1 3. 2 3. 3 3. 4 3. 5 3. 6 3. 7 3. 8 4. 1 4. 2 4. 3 Умение использовать   знаково­символические средства для создания моделей и схем 4. Сформированность коммуникативных УУД Умение работать в паре и группе Умение оформлять свою мысль в   устной речи Сформированность норм в общении со   сверстниками и взрослыми Умение выполнять различные социальные     роли в группе (лидера, исполнителя   оппонента   др.)   в   соответствии   с   задачами     учебной деятельности + + + + + Оцениваемые параметры N, 11 класс, 2016 – 2017  учебный год Уровень сформированности Высокий Средний Низкий Сформированность учебно­познавательного интереса 1.Сформированность личностных УУД Принятие и соблюдение норм   школьного поведения Самооценка  Эмоциональная отзывчивость 2. Сформированность регулятивных УУД Действие целеполагания Действие планирования Действия   контроля и коррекции Действие оценки Саморегуляция 3. Сформированность познавательных УУД Умение   добывать   новые   знания,   находить   ответы   на   вопросы, используя   различные источники информации Умение   отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем Умение делать выводы Анализ объектов с   целью выделения существенных признаков Группировка и   классификация объектов Установление причинно­следственных   связей Умение выявить аналогии на   предметном материале Умение использовать   знаково­символические средства для создания моделей и схем 4. Сформированность коммуникативных УУД Умение работать в паре и группе Умение оформлять свою мысль в   устной речи Сформированность норм в общении со   сверстниками и взрослыми + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + 4. 4 Умение выполнять различные социальные     роли в группе (лидера, исполнителя   оппонента   др.)   в   соответствии   с   задачами     учебной деятельности + 2) Олимпиада Санкт­Петербургского Государственного Университета  Статус: международная, входит в список олимпиад, результаты которых учитываются при поступлении в вузы по профилю. 2012 ­ 2013 12 Результ ат ы участ ия в олимпиаде 1 3 2013 ­ 2014 2014 ­ 2015 0510152025 30 25 20 15 10 5 0 Сравнение по годам 16 19 27 0 учебный год 2012 - 2013 2013 - 2014 2014 - 2015 8 7 6 5 4 3 2 1 0 2012 - 2013 2013 - 2014 2014 - 2015 Количество высоких результатов в 2014 – 2015  учебном году уменьшилось за счет недоступности связи во время проведения олимпиады. 3) Дистанционные олимпиады Инфоурок ­ 2015 100 80 73 100 87 87 100 87 87 93 87 87 87 47 47 60 53 012345678 0 1 35% 2 6 3 3 4 18% 6% 1 41% 7 5 100 100 87 87 87 87 67 60 93 80 100 93 87 87 87 73 7373 80 67 8787 80 73 87 80 80 67 67 53 5353 40 73 73 10 28.60% диплом 3 ст епени 5.70% диплом 2 ст епени 8.60% диплом 1 ст епени 4 2 2 3 3 57.10% серт ификат ы 1 0 5 10 15 20 20 25 количест во серт ификат ов и дипломов количест во серт ификат ов и дипломов 4) Ежегодно в начале сентября сразу после утверждения расписания планирую работу кабинета, в которой учитываю  возможные индивидуальные и групповые консультации. 16.11.2017 Е.В. Михайлюк,  учитель физики и биологии

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.

Работа с одаренными.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018