Работа с одаренными детьми
Оценка 4.7

Работа с одаренными детьми

Оценка 4.7
Памятки
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
06.01.2017
Работа с одаренными детьми
Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Рефлексия.doc

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Исхакова Гульшат Адгамовна

ООШ с.Амирово

Учитель русского языка и литературы

10 лет

II.Сущностные характеристики опыта*

 

1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство  развития творческой личности  учащихся

 

 

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Проектная деятельность на уроках  русского языка и литературы способствует развитию  самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе.

В последнее время интерес учеников к изучению  русского языка и литературы снижается. Причина этого снижения в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников.

Таким образом, возникает противоречие  между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний, и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.

Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение проектной деятельности  на уроках   русского языка и литературы.

Методы обучения:

1. Решение проблемных ситуаций на уроках русского языка и литературы.

2. Задания поисково-исследовательского характера;

3. Урок-семинар,  на котором отрабатываются умение собирать, обобщать материалы, анализировать, сопоставлять, самостоятельно оценивать прочитанное, навыки самообразования, рецензирования.

4. Метод  защиты проектов.

5. Урок-практикум.

6. Урок – творческая лаборатория, на котором учащееся пробуют себя в качестве поэтов, прозаиков, литературоведов.

 

 

3. Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Новизна состоит в использовании системы работы, основанной на применении методики поэтапного приобщения учащихся к проектной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью формирования творческой личности, способной к самореализации.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:                                                                                         - развитие познавательных навыков учащихся;                                                                                                               - развитие умений самостоятельно конструировать свои;                                                                                                              - развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;                                                                                                   - развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

Использование метода проектов:

-предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

-в основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. -Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

-Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. методик

-Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность выступает одним из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников. Навыки творческой деятельности готовят учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

 

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 

Формы организации учебной деятельности школьников по  развитию творческих способностей:

- урок;

- внеурочная учебная деятельность с одаренными учащимися;

- подготовка к олимпиадам по литературе, русскому языку;

-участие школьников в научно- практических  конференциях ;

- участие школьников в конкурсах исследовательских работ по

русскому языку и литературе;

-участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах творческих работ;

- участие в заочных всероссийских гуманитарных олимпиадах.

 

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

В процессе проектной деятельности происходит формирование и развитие важнейших психических функций учащихся на каждом возрастном этапе, теоретического мышления, рефлексивных способностей, в конечном счете - становление субъектности учащихся. Следовательно,  ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию интеллектуальных способностей учащихся, усиление  их мотивации в изучении русского языка и литературы на основе использования проектно-исследовательского метода как средства творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.

 

 

6. Результат изменений

 Повысился интерес учащихся к изучению предметов, ученики принимают активное участие в творческих конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях, предметных и гуманитарных олимпиадах по русскому языку и  литературе, занимают призовые места. Использование на уроках литературы таких этапов исследовательской деятельности как поиск и обнаружение проблемы, знакомство с дополнительными источниками, составление плана поиска, наблюдение, систематизация собранного материала, обдумывание, рассуждения, доказательства, формулировка выводов требуют самостоятельной умственной деятельности школьников. Основная нагрузка в обучении при применении данного метода переносится на факты действительности, их анализ. Сами учащиеся используют разнообразные источники: лекции, текст учебника, дополнительная литература, периодическая печать, документы, ресурсы  Интернета.  Очень важно при этом, что ребёнок новые знания добывает  не для сведений, а для решения проблемы или проблем, что вырабатывает  умения и навыки самостоятельного научного поиска,  включает его  творческое  мышление, отучает  пользоваться шаблонами, формирует всесторонне развитую личность.

 

 

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

 

III. Описание актуального педагогического опыта учителя**

 

 

       Целью  педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности посредством  внедрения  проектной деятельности на уроках литературы.

            Учитывая, что организовать ученическую деятельность, связанную с решением творческой задачи, нужно так, чтобы школьники сами делали свои первые учебные открытия, выделим задачи, способствующие формированию и развитию творческой личности:

1)     развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике;

2)     развивать познавательные навыки, умение ориентироваться в информационном пространстве; умение видеть проблему и прогнозировать способы её решения.

При выполнении проекта ученик:

- Структурирует проект в логике научного исследования,

- Включает в проект аргументацию его актуальности,

-Определяет объект и предмет исследования,

- Обозначает цели и задачи проектного исследования, формулирует гипотезу исследования,

- Определяет методы исследования,

- Конкретизирует источники информации, выводит методологию исследования,

- Определяет пути решения проблем,

- Осваивает новое опытным путем,

- Оформляет проект в виде выводов,

- Подтверждает или опровергает гипотезу,

- Выходит на новый спектр проблем.

Проектная деятельность должна отвечать следующим требованиям:

1.   Наличие значимой в исследовательском, творческом плане пробле­мы или задачи, требующей поиска для ее решения.

2.   Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, ориги­нальной (если проблема не оригинальна, то должно быть ориги­нальным ее решение).

3.   В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.

4.   Использование исследовательских методов.

5.   Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания ав­тором (авторами) избранной области исследования.

6.   Работа должна соответствовать установленным формальным кри­териям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Результативность использования  проектной методики оценивалась согласно критериям результативности моей педагогической деятельности:

               - качество знаний по литературе за последний год  составило: 2012-2013 уч.г. 75%;

                - повысился процент участия школьников в творческий конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней;

Победители и призёры творческих конкурсов

п/п

Ф.И.О.

Класс

Год

Название конкурса, смотра, соревнования и т.п.

Уровень конкурса, смотра, соревнования

(муниципальный, всероссийский,)

Занятое место (присвоенное звание)

 

1.

Аскаров алмаз

7

2008

Районный конкурс сочинений «Комсомол в жизни моих родных»

районный

2 место

 

2.

Гилязова Светлана

8

2008

«Комсомол в жизни моих родных»

Районный

3 место

 

3.

Гилязова Светлана

9

2008-2009

ВОШ  русский язык

Муниципальный

 1 место

 

4.

Сыртланова Светлана

10

2008-2009

ВОШ  русский язык

Муниципальный

3 место

 

5.

Гилязова Светлана

9

2008-2009

ВОШ литература

муниципальный

1 место

 

6.

Гилязова Светлана

9

2008-2009

ВОШ русский язык

Республиканский

участие

 

7.

Ганиев Рамиль

5

2008-2009

Районный конкурс сочинений , посвященный 65-летию Победы

Районный

2 место

 

9.

Халиуллин Ильдус

9

2009-2010

Районный конкурс сочинений «Пою мою республику»

муниципальный

1 место

 

10

Гилязова Светлана

10

2009-2010

ВОШ русский язык

муниципальный

1 место

 

11.

Фархутдинова Гульшат

7

2009-2010

ВОШ литература

муниципальный

3 место

 

12.

Валеева Айгуль

8

2012-2013

Районный конкурс сочинений «Пою мою республику

муниципальный

2 место

 

13

Ергизова Илина

5

2012-2013

 Предметная олимпиада «Олимпус»

Всероссийский

3 место

 

14

Ляйсан Ахунова

7

2012-2013

Предметная олимпиада «Олимпус»

Всероссийский

3 место

 

 

Исмагилова Эмилия

6

2013-2014

Районный конкурс на лучшее знание государственной символики России

муниципальный

2 место

 

      Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности метода проектов, направленного на формирование познавательной и креативной личности школьников, создание условий по оптимизации самореализации учащихся в учебной деятельности.

 

 

IV.Экспертное заключение

 

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО

Задания поисково-исследовательского характера; 3

Задания поисково-исследовательского характера; 3

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла…

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла…

Результат изменений Повысился интерес учащихся к изучению предметов, ученики принимают активное участие в творческих конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях, предметных и гуманитарных олимпиадах по русскому…

Результат изменений Повысился интерес учащихся к изучению предметов, ученики принимают активное участие в творческих конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях, предметных и гуманитарных олимпиадах по русскому…

При выполнении проекта ученик: -

При выполнении проекта ученик: -

Уровень конкурса, смотра, соревнования (муниципальный, всероссийский,)

Уровень конкурса, смотра, соревнования (муниципальный, всероссийский,)

Исмагилова Эмилия 6 2013-2014

Исмагилова Эмилия 6 2013-2014
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017