Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры

  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Иконка файла материала rabota_s_odarennymi_detmi_kovalenko_m.a.docx
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры. Добрышев Станислав Анатольевич учитель физической культуры МБОУ СОШ № 20 Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность   современной   окружающей   среды   требует   не   только   высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее   выявление,   обучение   и   воспитание   одаренных   и   талантливых   детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве.   Однако   в   силу   личностных   особенностей   такие   дети   наиболее чувствительны   к   оценке   их   деятельности,   поведения   и   мышления,   они   более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной   период.   Детский   возраст   –   период   становления   способностей,   личности   и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления­одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.  Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Основной проблемой на первых этапах работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных   способностей   еще   в   начальном   звене.  Одаренные   дети,   попадая   в школьные   коллективы,   где   у   большинства   их   сверстников   средние   способности, чувствуют   явную   или   скрытую   недоброжелательность   и   недоверие   со   стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются. Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе   обучения   и   воспитания,   в   ходе   выполнения   ребенком   той   или   иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги. Необходимо   включать   в   работу   с   одаренными   учащимися   в   первую   очередь учителей, обладающих определенными качествами. Учитель должен: • быть доброжелательным и чутким; •   разбираться   в   особенностях   психологии   одаренных   детей,   чувствовать   их потребности и интересы; • быть увлеченным своим делом; • способным к экстремальной, научной и творческой деятельности;• профессионально грамотным; • интеллектуальным, нравственным и эрудированным; • проводником передовых педагогических технологий; • знатоком во всех областях человеческой жизни; •   быть   готовым   к   выполнению   самых   различных   обязанностей,   связанных   с обучением одаренных детей; • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию. Кроме всего учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при обучении одаренных детей. Исследования показали, что одаренные дети быстро проходят начальные   уровни   развития   интеллекта   и   оказывают   сопротивление   всем   видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство или  лень. Вследствие  этого  у ребят  складывается  негативное  отношение  к  школе,  не желание работать. Практика   нашей   школы   показала,   что   более   всего   в   работе   с   одаренными учащимися подходят следующие формы работы: Групповые занятия с одаренными детьми • Внеурочная деятельность по физической культуре • • Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре • Участие в исследовательской и проектной деятельности • Участие в соревнованиях, конкурсах по физической культуре • Участие в предметной неделе по физической культуре Дети спортивной и творческой одаренности чаще всего сталкиваются с учебными проблемами.   Зачастую   учителя   ­   предметники   раздражаются   из­за   того,   что   такие ученики   пропускают   занятия   по   причине   соревнований   или   репетиций,   отказываются заниматься индивидуально или дополнительно. А ведь таким детям также необходима своя   индивидуальная   программа   обучения.   Для   развития   каждого   вида   одаренности должна быть разработана своя система мероприятий, разработаны свои программы, чего пока в современных школах нет. Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней   понимают   системное   качество   личности,   которое   выражается   в   исключительной успешности   освоения   и   выполнения   одного   или   нескольких   видов   деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой   искры   разгорелось   пламя,   а   применительно   к   науке   это   пламя   таланта,   нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.  Как я достигаю таких результатов? Система   моей   работы   с   одаренными   детьми   включает   в   себя   следующие компоненты: ­ выявление одаренных детей;­ развитие творческих способностей на уроках; ­   развитие   способностей   во   внеурочной   деятельности   (олимпиады,   секции, конкурсы, исследовательская работа); ­ создание условий для всестороннего развития одаренных детей. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.  Определив   таких   ребят,   школа   должна   научить   их   думать,   предпринимать   все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности. Физическая  культура и технология физического воспитания одаренных детей с направленным развитием двигательных способностей. Развитие   двигательных   возможностей   человека   является   важным   условием   его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является физкультурно­массовая, физкультурно­оздоровительная и физкультурно­просветительская работа. Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике. Физические   упражнения,   направленные   на   освоение   правильной   ходьбы,   бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии, а также навыков в передвижении на лыжах, дают   возможность   организовать   работу   детей   в   основной   медицинской   группе, подготовительной и специальной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки. Занятия   организую   фронтальным   и   групповым   методами.   При   этом   наиболее эффективным себя показал поточно­групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснения сущности двигательного взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов.   Материал   урока   располагаю   в   строгой   логической   последовательности   от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча имитационные упражнения   –   работой   на   снарядах,   прыжковый   бег   –   передачей   мячей   в   парах, физическая нагрузка чередуется с эмоциональной разрядкой. Широко   использую   варианты   подвижных   игр,   основанные   на   соревновательных элементах,   всевозможные   игровые   эстафеты   с   предметами.   Применяю   мелкий спортивный   инвентарь:   гимнастические   палки,   теннисные   и   набивные   мячи,   скакалки, гантели.   Самостоятельная   деятельность   учащихся,   внесение   в   напряженную   работу элементов   игры,   необходимого   отвлечения,   переключения,   успокоения,   временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно ­ сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах. В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения   с   различной   дозировкой   нагрузки,   в   том   числе   по   профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных   мышечных   групп,   а   также   упражнения,   способствующие   развитию женственности   у   девочек.   Юношам   даю   упражнения,   отмеченные   прикладной направленностью,   формированием   волевых   качеств,   реализуя   связь   с   физической культуры.Думаю,  что  очень  важен  подход  учителя  к  оценке  знаний  и  умений  учащихся. Текущие оценки выставляю на каждом уроке, а итоговые ­ в конце прохождения темы, после   фронтальной   проверки   усвоения   материала.   Это   дает   возможность   проявить необходимую требовательность, объективность и справедливость. Хорошей успеваемости добиваюсь и благодаря использованию домашних заданий. Задавая   учащимся   упражнения   на   дом,   указываю   последовательность   выполнения элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм. В рамках этой работы в школе организуются различные физкультурные кружки и секции, проводятся игры, спортивные соревнования, физкультурные праздники. Физическое   воспитание   во   внеурочное   время   тесно   связано   с   нравственным, трудовым,   умственным,   эстетическим   воспитанием   школьника   и   активно   содействует всестороннему   развитию   детей,   учит   четкому   подчинению   дисциплине,   выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться  победам  товарищей  по борьбе.  Спортивные  соревнования различного  вида помогают   закалять   волю,   учат   добиваться   успехов,   совершенствовать   свои   умения   и навыки в отдельных видах спорта. Быть   здоровым   –   выгодно   биологически,   т.к.   организм   более   эффективно   и долговременно   сохраняет   свою   природу.   Также   здоровье   выгодно   экономически   – здоровые   люди   дольше   сохраняют   трудоспособность,   они   определяют   экономическое развитие   страны,   ее   обороноспособность,   а   также   здоровье   наци   в   целом.   Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией. Одним из видов работ с одаренными детьми является проектная методика на уроках и во внеурочное время. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и  активно влияет  на содержание собственного образования.  В этом   случае   он  обучается   посредством   организации   собственной   деятельности.   Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проекты на уроках физкультуры – это проекты по исследованию влияний занятий ФК   на   организм   человека,   по   исследованию   истории   спорта,   физических   качеств человека, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение   технологии   проектного   обучения   делает   учебный   процесс   более увлекательным   для   учащихся:   ребята   самостоятельно   собирают   материал   по   теме, теоретически   обосновывая   необходимость   выполнения   того   или   иного   комплекса физических   упражнений   или   овладения   теми   или   иными   физическими   умениями   и навыками для собственного совершенствования, воспитания морально­волевых качеств. Некоторые   проекты   становятся   интегрированными,   охватывают   содержание   других учебных предметов. Проект – это одна из форм развития творческой деятельности обучающихся. Она дает возможность индивидуального развития и внимание. В основе метода проектов – направленность на результат, который получается при решении основной проблемы. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. И главными целями метода проектов являются:   Показать   умения   отдельного   ученика   использовать   приобретенный 1. исследовательский опыт;2. Реализовать свой интерес к обсуждаемой теме;         3.   Продемонстрировать   уровень   обученности;   совершенствовать   умение участвовать в коллективных формах общения. Формы проектов могут быть разнообразными. Это – моно проект, коллективный проект,  устно­речевой,   письменный,   Интернет   проект.  Проектная  деятельность  может быть   представлена   в   виде   репортажей,   экскурсий   с   рекламами,   анкеты,   фотогазет, исследовательских   работ,   докладов.   Тематика   проектов   может   быть   связана   как   с определенным   видом   спорта,   так   и   с   важнейшими   событиями   в   мире   спорта, сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории. Организуя работу над проектами необходимо соблюдать следующие условия: А) Проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить обучающегося   на   привлечение   фактов   из   разных   областей   знаний   и   разнообразных источников информации; Б)   Необходимо   вовлекать   в  работу   над  проектом   всех   обучающихся   класса, Учитывая   все   эти   условия,   работа   над   проектом   выстраиваются   в   несколько предложив каждому свое задание с учетом их умений и навыков. этапов: 1.   Планирование   работы   над   проектом.   Это   перечисление   возможных   тем проектов, обмен имеющими знаниями. 2. Поиск и сбор информации, взаимосвязь между отобранными данными. 3. Обобщение полученной информации, систематизация полученных данных. 4. Презентация полученных результатов – подведение итогов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении   разнообразных   методик   поддержания   здоровья   и   физического совершенствования.   Такой   вид   работы   при   отсутствии   у   ребят   учебных   пособий формирует   и   некоторый   уровень   образованности   в   области   физической   культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая   учащимися   для   собственных   проектов,   позволяет   осознать   жизненную необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие теоретические   знания.   Наболевший   вопрос   ­   подача   на   уроке   физической   культуры теоретических   знаний.   Для   решения   этой   проблемы   можно   предложить   проектную технологию. Например, для учащихся 8 классов можно предложить такую тему проекта: “О   как   прекрасен   спорт!”.   В   данной   теме   можно   выделить   следующие   подтемы: “Баскетбол”, “Волейбол”, “Гимнастика”, “Легкая атлетика” ­ виды спорта входящие в школьную   программу   по   физической   культуре.   Для   раскрытия   подтем   проекта предлагается план: 1.история создания вида спорта; 2.основные положения и правила данного вида спорта; 3.это   интересно   (любая   интересная   информация   о   виде   спорта   или   его представителей) Класс делится на группы по 6­7 человек. Каждая группа по жеребьевке получает вид   спорта,   карточку   с   планом   работы.   Устанавливаются   сроки   предварительной проверки   проекта.   После   окончания   работы   над   проектами   проводится   спортивный праздник,   на   котором   ребята   представляют   свои   работы,   а   чтобы   праздник   был праздником, демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например: • • • • Оценивается   вся   группа   в   целом,   но   учитывается   участие   каждого   ученика   в гимнастика, выполнение комбинации из акробатических упражнений; баскетбол, жонглирование мячами, фигурная обводка стоек; волейбол, передачи и подачи мяча в заданную зону; л/атлетика, юмористические эстафеты. работе над проектом.Педагогическое   наблюдение   показало:   использование   метода   проектов   на предмете   «физическая   культура»   в   школе   позволяет   через   направленные   на   решение проблем в области физической культуры и спорта учебно­познавательную, творческую и игровую   деятельность   повысить   творческую   активность   школьников,   культуру   их поведения и общения, взаимодействия с людьми.  Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок   образовательного   направления,   ставит   его   в   один   ряд   с   другими   основными предметами.