Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством
физической культуры.
Добрышев Станислав Анатольевич
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 20
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это,
прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую
активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей
составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует
мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее
чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более
восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго
индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный
возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и
бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует
формирование и зрелость самого явленияодаренности. Их интенсивность или, напротив,
остановка определяют динамику развития одаренности.
Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с
одаренными детьми. Наша школа не исключение. Основной проблемой на первых этапах
работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть
мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков,
познавательных способностей еще в начальном звене. Одаренные дети, попадая в
школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности,
чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны
окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не
выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются.
Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов
стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в
процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной
содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии
одаренных детей играют классные руководители, педагоги.
Необходимо включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь
учителей, обладающих определенными качествами.
Учитель должен:
• быть доброжелательным и чутким;
• разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их
потребности и интересы;
• быть увлеченным своим делом;
• способным к экстремальной, научной и творческой деятельности;• профессионально грамотным;
• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
• проводником передовых педагогических технологий;
• знатоком во всех областях человеческой жизни;
• быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с
обучением одаренных детей;
• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному
самосовершенствованию.
Кроме всего учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при
обучении одаренных детей. Исследования показали, что одаренные дети быстро проходят
начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам
нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство
или лень. Вследствие этого у ребят складывается негативное отношение к школе, не
желание работать.
Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными
учащимися подходят следующие формы работы:
Групповые занятия с одаренными детьми
• Внеурочная деятельность по физической культуре
•
• Участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре
• Участие в исследовательской и проектной деятельности
• Участие в соревнованиях, конкурсах по физической культуре
• Участие в предметной неделе по физической культуре
Дети спортивной и творческой одаренности чаще всего сталкиваются с учебными
проблемами. Зачастую учителя предметники раздражаются изза того, что такие
ученики пропускают занятия по причине соревнований или репетиций, отказываются
заниматься индивидуально или дополнительно. А ведь таким детям также необходима
своя индивидуальная программа обучения. Для развития каждого вида одаренности
должна быть разработана своя система мероприятий, разработаны свои программы, чего
пока в современных школах нет.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под
ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной
успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности,
сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности
талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из
этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно
приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической
деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты:
выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции,
конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей:
любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к
размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все
возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является
интерес учащихся к предмету.
Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.
Физическая культура и технология физического воспитания одаренных детей с
направленным развитием двигательных способностей.
Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его
жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье
ученика взаимосвязаны между собой. Одной из важнейших составляющих физического
воспитания в школе является физкультурномассовая, физкультурнооздоровительная и
физкультурнопросветительская работа.
Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.
Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега,
прыжков, метаний, навыков в равновесии, а также навыков в передвижении на лыжах,
дают возможность организовать работу детей в основной медицинской группе,
подготовительной и специальной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных
особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и
навыки.
Занятия организую фронтальным и групповым методами. При этом наиболее
эффективным себя показал поточногрупповой способ. Творческая атмосфера на уроке в
немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные
объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и
решения, разъяснения сущности двигательного взаимосвязи и взаимообусловленности его
элементов. Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от
простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча имитационные
упражнения – работой на снарядах, прыжковый бег – передачей мячей в парах,
физическая нагрузка чередуется с эмоциональной разрядкой.
Широко использую варианты подвижных игр, основанные на соревновательных
элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий
спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки,
гантели. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу
элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного
отдыха для регулирования дыхательной и сердечно сосудистой функций организма – все
это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.
В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные
упражнения с различной дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике
плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления
отдельных мышечных групп, а также упражнения, способствующие развитию
женственности у девочек. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной
направленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь с физической
культуры.Думаю, что очень важен подход учителя к оценке знаний и умений учащихся.
Текущие оценки выставляю на каждом уроке, а итоговые в конце прохождения темы,
после фронтальной проверки усвоения материала. Это дает возможность проявить
необходимую требовательность, объективность и справедливость.
Хорошей успеваемости добиваюсь и благодаря использованию домашних заданий.
Задавая учащимся упражнения на дом, указываю последовательность выполнения
элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм.
В рамках этой работы в школе организуются различные физкультурные кружки и
секции, проводятся игры, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным,
трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует
всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению
правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться
до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне
радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного вида
помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и
навыки в отдельных видах спорта.
Быть здоровым – выгодно биологически, т.к. организм более эффективно и
долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически –
здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое
развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье наци в целом. Здоровье
выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается
своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
Одним из видов работ с одаренными детьми является проектная методика на
уроках и во внеурочное время.
Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение
на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его
личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения,
самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В
этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая
работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только
физически, но и интеллектуально.
Проекты на уроках физкультуры – это проекты по исследованию влияний занятий
ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, физических качеств
человека, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.
Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более
увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме,
теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса
физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и
навыками для собственного совершенствования, воспитания моральноволевых качеств.
Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других
учебных предметов.
Проект – это одна из форм развития творческой деятельности обучающихся. Она
дает возможность индивидуального развития и внимание. В основе метода проектов –
направленность на результат, который получается при решении основной проблемы.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно
приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. И главными
целями метода проектов являются:
Показать умения отдельного ученика использовать приобретенный
1.
исследовательский опыт;2. Реализовать свой интерес к обсуждаемой теме;
3. Продемонстрировать уровень обученности; совершенствовать умение
участвовать в коллективных формах общения.
Формы проектов могут быть разнообразными. Это – моно проект, коллективный
проект, устноречевой, письменный, Интернет проект. Проектная деятельность может
быть представлена в виде репортажей, экскурсий с рекламами, анкеты, фотогазет,
исследовательских работ, докладов. Тематика проектов может быть связана как с
определенным видом спорта, так и с важнейшими событиями в мире спорта,
сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории.
Организуя работу над проектами необходимо соблюдать следующие условия:
А) Проблема или тема проекта должна быть сформирована так, чтобы направить
обучающегося на привлечение фактов из разных областей знаний и разнообразных
источников информации;
Б) Необходимо вовлекать в работу над проектом всех обучающихся класса,
Учитывая все эти условия, работа над проектом выстраиваются в несколько
предложив каждому свое задание с учетом их умений и навыков.
этапов:
1. Планирование работы над проектом. Это перечисление возможных тем
проектов, обмен имеющими знаниями.
2. Поиск и сбор информации, взаимосвязь между отобранными данными.
3. Обобщение полученной информации, систематизация полученных данных.
4. Презентация полученных результатов – подведение итогов.
У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в
применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического
совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий
формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры,
закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно
добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную
необходимость приобретаемых на уроке двигательных умений. Ученики, таким образом,
становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного
исполнения физических упражнений.
Физическое развитие школьника необходимо осуществлять с опорой на глубокие
теоретические знания. Наболевший вопрос подача на уроке физической культуры
теоретических знаний. Для решения этой проблемы можно предложить проектную
технологию. Например, для учащихся 8 классов можно предложить такую тему проекта:
“О как прекрасен спорт!”. В данной теме можно выделить следующие подтемы:
“Баскетбол”, “Волейбол”, “Гимнастика”, “Легкая атлетика” виды спорта входящие в
школьную программу по физической культуре. Для раскрытия подтем проекта
предлагается план:
1.история создания вида спорта;
2.основные положения и правила данного вида спорта;
3.это интересно (любая интересная информация о виде спорта или его
представителей)
Класс делится на группы по 67 человек. Каждая группа по жеребьевке получает
вид спорта, карточку с планом работы. Устанавливаются сроки предварительной
проверки проекта. После окончания работы над проектами проводится спортивный
праздник, на котором ребята представляют свои работы, а чтобы праздник был
праздником, демонстрируют практические навыки по своему виду спорта, например:
•
•
•
•
Оценивается вся группа в целом, но учитывается участие каждого ученика в
гимнастика, выполнение комбинации из акробатических упражнений;
баскетбол, жонглирование мячами, фигурная обводка стоек;
волейбол, передачи и подачи мяча в заданную зону;
л/атлетика, юмористические эстафеты.
работе над проектом.Педагогическое наблюдение показало: использование метода проектов на
предмете «физическая культура» в школе позволяет через направленные на решение
проблем в области физической культуры и спорта учебнопознавательную, творческую и
игровую деятельность повысить творческую активность школьников, культуру их
поведения и общения, взаимодействия с людьми.
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в
урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными
предметами.