Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя с одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому ученику и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с одарёнными детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что приводит к неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель вынужден либо акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо работать с основ-ной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей. В условиях поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы учеников довольно трудно.
Совершенствование методического сопровождения инновационной деятельности
учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми.
Учитель физики МБОУ «Гимназия №3» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан Тарасова Марина Владимировна
Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и
педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя с
одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому ученику
и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще
оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен
методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с одарёнными
детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что приводит к
неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель вынужден либо
акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо
работать с основной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна
школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей. В условиях
поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы учеников
довольно трудно.
Хочется отметить, что действительно одаренных, талантливых детей не так уж и много.
Поэтому, говоря об одаренных детях в общеобразовательной школе, мы имеем в виду
следующую формулу: Работа с одаренными детьми = Работа с детьми повышенного уровня
развития. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье.
Учитывая, что мы живем в динамическом, развивающемся мире, обновление знаний
должно находить отражение при обучении базовым дисциплинам постоянно. Поэтому правило
моей преподавательской деятельности – необходимо непрерывно учиться самой. В этих
целях:
провожу более глубокий анализ базового материала (ни один учебный год не проходит
без переработки его с позиций уровня обученности и обучаемости данного класса);
постоянно отслеживаю новости в области физикоматематических наук и в методике
преподавания физики: в методической и научно популярной литературе;
провожу постоянную переработку, адаптацию новой информации с позиций
применения на уроках и во внеурочной работе прежде всего с учащимися, проявляющими
способности к изучению физики.
Работать с детьми повышенного уровня развития интересно и трудно: в классе, на уроке
они требуют особого подхода, особой системы обучения. На протяжении многих лет своей
педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои
плоды. Мои учащиеся являются победителями и участниками олимпиад, конкурсов, успешно
поступают и учатся в ВУЗах.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
В деятельности по созданию условий для развития способностей и интересов к
изучению физики я выделила в процессе своей практике несколько главных направлений
работы с одаренными детьми:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности.
Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Как я их выявляю? Вопервых, методом
наблюдения. Одаренные дети имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы вСовершенствование методического сопровождения инновационной деятельности
учителей физики при работе с одаренными и мотивированными на достижения детьми.
Учитель физики МБОУ «Гимназия №3» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан Тарасова Марина Владимировна
Работа с одарёнными детьми требует от учителя особой методической и
педагогической подготовки. Существует ряд трудностей, которые мешают работе учителя с
одарёнными детьми. Довольно медленно меняется отношение учителя к одарённому ученику
и снимаются барьеры, скрывающие таланты ребёнка. Способности одарённых детей чаще
оцениваются по результатам выполнения типовых проверочных работ. Недостаточен
методический и психологический уровень подготовки учителей для работы с одарёнными
детьми, проявляющими неординарность в поведении и мышлении, что приводит к
неадекватной оценке их личных качеств и учебной деятельности. Учитель вынужден либо
акцентировать внимание на одарённом ребёнке, в ущерб остальной массе учеников, либо
работать с основной массой, игнорируя запросы одарённого ребёнка. Один учитель и одна
школа не в состоянии обеспечить оптимального развития одаренных детей. В условиях
поточного образования учесть интересы и одарённых детей и основной массы учеников
довольно трудно.
Хочется отметить, что действительно одаренных, талантливых детей не так уж и много.
Поэтому, говоря об одаренных детях в общеобразовательной школе, мы имеем в виду
следующую формулу: Работа с одаренными детьми = Работа с детьми повышенного уровня
развития. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье.
Учитывая, что мы живем в динамическом, развивающемся мире, обновление знаний
должно находить отражение при обучении базовым дисциплинам постоянно. Поэтому правило
моей преподавательской деятельности – необходимо непрерывно учиться самой. В этих
целях:
провожу более глубокий анализ базового материала (ни один учебный год не проходит
без переработки его с позиций уровня обученности и обучаемости данного класса);
постоянно отслеживаю новости в области физикоматематических наук и в методике
преподавания физики: в методической и научно популярной литературе;
провожу постоянную переработку, адаптацию новой информации с позиций
применения на уроках и во внеурочной работе прежде всего с учащимися, проявляющими
способности к изучению физики.
Работать с детьми повышенного уровня развития интересно и трудно: в классе, на уроке
они требуют особого подхода, особой системы обучения. На протяжении многих лет своей
педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои
плоды. Мои учащиеся являются победителями и участниками олимпиад, конкурсов, успешно
поступают и учатся в ВУЗах.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
В деятельности по созданию условий для развития способностей и интересов к
изучению физики я выделила в процессе своей практике несколько главных направлений
работы с одаренными детьми:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности.
Прежде всего, одаренных детей надо выявить. Как я их выявляю? Вопервых, методом
наблюдения. Одаренные дети имеют ряд особенностей: они любознательны, настойчивы впоиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются
хорошей памятью. Вовторых, использую следующие диагностики выявления одаренности:
тест «Оцени свой творческий потенциал», «Исследование научноисследовательского
потенциала учащихся». Обязательно беседую с другими учителямипредметниками,
психологом школы, чтобы лучше понять склонности ребенка. Далее в результате деятельности
такие дети чаще всего решают задачи нестандартно, много успевают решить заданий за урок, с
интересом работают самостоятельно. При работе с одаренными детьми придерживаюсь
следующих принципов: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности. Это предполагает разнообразие заданий по форме и содержанию:
доклады или небольшие сообщения, решение задачи или «вихрь» задач, подготовка
презентаций или отдельных слайдов, подготовка исторических справок, подготовка
экспериментов и домашние миниисследования, и работа с дополнительной литературой в
печатном и электронном виде.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать внутреннюю дифференциацию
через индивидуальные карточки с заданиями разных уровней сложности и объема, подготовку
дополнительного материала по теме, организацию разноуровневых самостоятельных работ и
тестов. Кроме того, на протяжении нескольких лет использую внешнюю уровневую
дифференциацию в 7,8 классах. Три класса делятся на три потока по своему уровню
обученности и обучаемости. Идет поточное обучение по предметам физика, биология, химия.
Деление на потоки гибкое и ребенок может переходить из потока в поток. Такое обучение дает
возможность всем детям развиваться с собственной скоростью и чувствовать себя комфортно
на уроке, повышает мотивацию к изучению физики.
Считаю актуальным опираться также на такие и принципы, как:
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя, когда учитель выступает в роли консультанта;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых,
нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества
образования. Считаю, нестандартные уроки это те уроки, которые содержат способы подачи
учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного,
удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному
предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На
уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта
деятельности.
Провожу урокиконференции, уроки КВН, урокивикторины, урок деловая игра, урок
путешествие, урокипрактикумы. Использую активные методы обучения (проблемные,
игровые, учебная дискуссия, мозговой штурм с использованием
ИКТ, цифровых
образовательных ресурсов и Интернетресурсов).
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я
использую творческие задания. Например: посчитать свою скорость до школы, свое давление
на пол, изучить явление захода солнца на протяжении 10 дней (в 7 классах), изучить и
объяснить окраску бабочек, мыльных пузырей (в 11 классах), узнать о магнитных бурях (в
9классах) и др. С интересом воспринимаются учениками занимательные опыты: танцующие
человечки, послушная линейка – по электричеству, волшебная кружка – по оптике,
несгораемый бумажный стакан – по теме «Теплота». Для многих тем курса физики мною
подобраны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные,
расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. На уроках физики я стараюсь
показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе. Для этого я
использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи, приглашаю на
уроки наших выпускников. Это и есть компетентностный подход в обучении.поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются
хорошей памятью. Вовторых, использую следующие диагностики выявления одаренности:
тест «Оцени свой творческий потенциал», «Исследование научноисследовательского
потенциала учащихся». Обязательно беседую с другими учителямипредметниками,
психологом школы, чтобы лучше понять склонности ребенка. Далее в результате деятельности
такие дети чаще всего решают задачи нестандартно, много успевают решить заданий за урок, с
интересом работают самостоятельно. При работе с одаренными детьми придерживаюсь
следующих принципов: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности. Это предполагает разнообразие заданий по форме и содержанию:
доклады или небольшие сообщения, решение задачи или «вихрь» задач, подготовка
презентаций или отдельных слайдов, подготовка исторических справок, подготовка
экспериментов и домашние миниисследования, и работа с дополнительной литературой в
печатном и электронном виде.
На всех этапах урока физики я стараюсь использовать внутреннюю дифференциацию
через индивидуальные карточки с заданиями разных уровней сложности и объема, подготовку
дополнительного материала по теме, организацию разноуровневых самостоятельных работ и
тестов. Кроме того, на протяжении нескольких лет использую внешнюю уровневую
дифференциацию в 7,8 классах. Три класса делятся на три потока по своему уровню
обученности и обучаемости. Идет поточное обучение по предметам физика, биология, химия.
Деление на потоки гибкое и ребенок может переходить из потока в поток. Такое обучение дает
возможность всем детям развиваться с собственной скоростью и чувствовать себя комфортно
на уроке, повышает мотивацию к изучению физики.
Считаю актуальным опираться также на такие и принципы, как:
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя, когда учитель выступает в роли консультанта;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых,
нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества
образования. Считаю, нестандартные уроки это те уроки, которые содержат способы подачи
учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного,
удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному
предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На
уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта
деятельности.
Провожу урокиконференции, уроки КВН, урокивикторины, урок деловая игра, урок
путешествие, урокипрактикумы. Использую активные методы обучения (проблемные,
игровые, учебная дискуссия, мозговой штурм с использованием
ИКТ, цифровых
образовательных ресурсов и Интернетресурсов).
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я
использую творческие задания. Например: посчитать свою скорость до школы, свое давление
на пол, изучить явление захода солнца на протяжении 10 дней (в 7 классах), изучить и
объяснить окраску бабочек, мыльных пузырей (в 11 классах), узнать о магнитных бурях (в
9классах) и др. С интересом воспринимаются учениками занимательные опыты: танцующие
человечки, послушная линейка – по электричеству, волшебная кружка – по оптике,
несгораемый бумажный стакан – по теме «Теплота». Для многих тем курса физики мною
подобраны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные,
расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности. На уроках физики я стараюсь
показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе. Для этого я
использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи, приглашаю на
уроки наших выпускников. Это и есть компетентностный подход в обучении.ИКТ вносит элемент наглядности и повышает интерес к уроку, развивает творческие
способности учеников. Они самостоятельно готовят презентации и выступают с ними на уроке.
Материал накапливаю и использую потом в других классах. Практикую в старших классах
изучение домашнего задания самими учащимися и представление материала с помощью
мультимедийных презентаций. Для детей повышенного уровня развития провожу элективные
курсы по изучаемым темам. В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки веду курс
«Избранные вопросы механики», адаптированный для их уровня подготовки. Организуя свою
деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась, что она
не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс
поэтапного развития личности: от обучения школьников – до подготовки выпускников к
профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные учебные
заведения.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по
физике. Хочу отметить следующее: включаю в содержание внеклассной работы вопросы,
выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней. Включаю в
содержание внеклассной работы и вопросы, вошедшие в содержание физического образования
в последние десятилетия: в старших классах учитываю профиль и самоопределение учащихся.
Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах:
Индивидуальная работа работа с учащимися с целью руководства самостоятельной
работой учащихся по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением
моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.
Групповая работа систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным
коллективом учащихся. К ней можно отнести элективы, курсы.
Массовая работа
эпизодическая работа, проводимая с большим детским
коллективом. К данному виду относятся вечера, научно практические конференции, недели
физики, астрономии, олимпиады, конкурсы, соревнования. («Новое в науке», «Календарь
знаменательных дат», «Что такое нанотехнологии», «Космос в цифрах» и др.)
На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей,
становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к
получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и
практической деятельности. Привлекаю детей к участию в дистанционных олимпиадах
(например, «БАРСИК», «ФИЗТЕХ»), что позволяет каждому участнику, причем с любым
уровнем теоретической подготовки, реализовать себя и развить свои креативные умения,
создают равноправную соревновательную возможность школьникам из разных городов (и даже
стран!), возможность выбора формы своего участия, обладают особой универсальностью
заданий. Интернет – олимпиада как одна из форм внеклассной работы пробуждает
неподдельный интерес к творчеству, познанию, а так же закрепляются навыки
самостоятельной работы и работы в коллективе, что очень важно для получения профессии в
будущем и социальной адаптации подростков в современной жизни.
Работу по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников я провожу в течение
всего учебного года. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть
самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи. Работа должна быть направлена
на ожидаемые результаты для учащихся: формирование интереса к более глубокому
изучению основ естественных наук; расширение кругозора, развитие самостоятельности;
становление способности учитывать, анализировать и согласовывать многочисленные точки
зрения в рамках поставленной задачи с целью достижения поставленных задач; воспитание
научной культуры мышления. Создание современного кабинета физики – важная задача для
учителя. Я постоянно работаю в этом направлении. Помогают мне в этом родители и
учащиеся. Сейчас в кабинете есть необходимые средства обучения для выполненияИКТ вносит элемент наглядности и повышает интерес к уроку, развивает творческие
способности учеников. Они самостоятельно готовят презентации и выступают с ними на уроке.
Материал накапливаю и использую потом в других классах. Практикую в старших классах
изучение домашнего задания самими учащимися и представление материала с помощью
мультимедийных презентаций. Для детей повышенного уровня развития провожу элективные
курсы по изучаемым темам. В 9 классе в рамках предпрофильной подготовки веду курс
«Избранные вопросы механики», адаптированный для их уровня подготовки. Организуя свою
деятельность на реализацию целей и задач работы с одаренными детьми, я убедилась, что она
не может быть эпизодической. Она должна сложиться в непрерывный педагогический процесс
поэтапного развития личности: от обучения школьников – до подготовки выпускников к
профессиональному самоопределению и поступлению в высшие и специальные учебные
заведения.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по
физике. Хочу отметить следующее: включаю в содержание внеклассной работы вопросы,
выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней. Включаю в
содержание внеклассной работы и вопросы, вошедшие в содержание физического образования
в последние десятилетия: в старших классах учитываю профиль и самоопределение учащихся.
Внеклассная работа осуществляется в самых разнообразных видах:
Индивидуальная работа работа с учащимися с целью руководства самостоятельной
работой учащихся по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением
моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.
Групповая работа систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным
коллективом учащихся. К ней можно отнести элективы, курсы.
Массовая работа
эпизодическая работа, проводимая с большим детским
коллективом. К данному виду относятся вечера, научно практические конференции, недели
физики, астрономии, олимпиады, конкурсы, соревнования. («Новое в науке», «Календарь
знаменательных дат», «Что такое нанотехнологии», «Космос в цифрах» и др.)
На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются
олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей,
становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к
получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и
практической деятельности. Привлекаю детей к участию в дистанционных олимпиадах
(например, «БАРСИК», «ФИЗТЕХ»), что позволяет каждому участнику, причем с любым
уровнем теоретической подготовки, реализовать себя и развить свои креативные умения,
создают равноправную соревновательную возможность школьникам из разных городов (и даже
стран!), возможность выбора формы своего участия, обладают особой универсальностью
заданий. Интернет – олимпиада как одна из форм внеклассной работы пробуждает
неподдельный интерес к творчеству, познанию, а так же закрепляются навыки
самостоятельной работы и работы в коллективе, что очень важно для получения профессии в
будущем и социальной адаптации подростков в современной жизни.
Работу по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников я провожу в течение
всего учебного года. Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть
самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи. Работа должна быть направлена
на ожидаемые результаты для учащихся: формирование интереса к более глубокому
изучению основ естественных наук; расширение кругозора, развитие самостоятельности;
становление способности учитывать, анализировать и согласовывать многочисленные точки
зрения в рамках поставленной задачи с целью достижения поставленных задач; воспитание
научной культуры мышления. Создание современного кабинета физики – важная задача для
учителя. Я постоянно работаю в этом направлении. Помогают мне в этом родители и
учащиеся. Сейчас в кабинете есть необходимые средства обучения для выполнениялабораторных работ, демонстрационного эксперимента, наглядные пособия, раздаточный и
справочные материалы, доступ в локальную сеть школы и глобальную сеть Интернет.
Данные мероприятия приносят результаты.
Но самое главное, учитель физики вынужден заниматься саморазвитием, продвижением
своих учеников в жизни. Так работать гораздо интереснее, чем просто давать определенный
процент обученности и качества. Эта программа заставляет учителя работать творчески,
писать проекты и реализовывать их. Обучая одаренных, учимся сами, а значит, будем
соответствовать новым требованиям ФГОС.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это
сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей
личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных
и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями,
администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста
мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось
творческой находкой и сильной стороной.
Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те,
кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху.лабораторных работ, демонстрационного эксперимента, наглядные пособия, раздаточный и
справочные материалы, доступ в локальную сеть школы и глобальную сеть Интернет.
Данные мероприятия приносят результаты.
Но самое главное, учитель физики вынужден заниматься саморазвитием, продвижением
своих учеников в жизни. Так работать гораздо интереснее, чем просто давать определенный
процент обученности и качества. Эта программа заставляет учителя работать творчески,
писать проекты и реализовывать их. Обучая одаренных, учимся сами, а значит, будем
соответствовать новым требованиям ФГОС.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это
сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей
личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных
и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями,
администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста
мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось
творческой находкой и сильной стороной.
Считаю: успех приходит к тому, кто непрерывно работает над собой, когда рядом те,
кто верит, надеется, помогает, кто сам стремится к успеху.